Естествознание:
основные понятия
Естествознание.
Предмет изучения. предмет естествознания
- различные формы движения материи
в природе: их материальные носители
(субстраты), образующие лестницу последовательных
уровней структурной организации
материи, их взаимосвязи, внутренняя структура
и генезис; основные формы всякого
бытия - пространство и время; закономерная
связь явлений природы как
общего характера, так и специфического
характера.
Науки о земле
и космосе. Предмет изучения. Астрономия
- наука о строении и развитии
космических тел, образуемых ими
систем и Вселенной в целом. Геология
- комплекс наук о составе, строении
и истории развития земной коры и
Земли. География - система естественных
(физико-географических) и общественных
(экономико- и социально-географических
) наук, изучающих географическую оболочку
Земли, природные, производственно-территориальные
и социально-территориальные комплексы
и их компоненты.
1.15 Третий этап
"новейшей" революции в естествознании.
Началом 3-го этапа в естествознании
было первое овладение атомной
энергией в результате открытия
деления ядра (1930) и последующих
исследований, с которыми связано
зарождение электронно-вычислительных
машин и кибернетики. Теперь
в естествознании на ряду с
физикой лидирует биология, химия,
а также науки, смежные с
естествознанием - космонавтика, кибернетика.
1.2 Науки, относящиеся
к числу естественных. - физика, химия,
биология, геология.
Взаимодействие
естественных наук. Взаимная связь
отраслей естествознания отражает общий
ход развития всей природы от более
простых, низших ступеней и форм до
наивысших и сложнейших. Раздвоение
природы на неживую и живую, которое
зарождается в пределах химии (поскольку
химические соединения дифференцируются
на неорганические и органические)
можно представить так:
физика неорганичес..(путь
к неживой природе)
химия органическая
(путь к живой природе)
1.16 Три основных
современных направления в развитии
естественных наук. В настоящее
время изучение естественной
науки сконцентрировано на трех
главных фронтах: 1) изучение очень
большого - (занимается астрономия,
астрономы наблюдают все более
отдаленные объекты и пытаются
составить представление о том,
как выглядит населяемый нами
мир в макрокосмосе); 2) изучение
очень малого - (представляет собой
мир атомов. Мы сами и все
вокруг нас состоит из атомов,
для нас представляет первостепенный
интерес как мы сложены); 3) изучение
очень сложного (эта область принадлежит
биологии)
Цели естествознания.
Цели естествознания - двоякие: 1) находить
сущность явлений природы, их законы
и на этой основе предвидеть или
создавать новые явления и 2) раскрывать
возможность использования на практике
познанных законов, сил и веществ
природы.
1.10 Основные
ступени общего хода развития
естествознания. Общий ход познания
природы проходит следующие основные
ступени: 1) непосредственное созерцание
природы как нерасчлененного целого; 2)
анализ природы, расчленение ее на части,
выделение и изучение отдельных вещей
и явлений, поиски отдельных причин и следствий;
3) воссоздание целостной картины на основе
уже познанных частностей путем приведения
в движение остановленного, оживление
омертвленного, связывания изолированного
раньше, т.е. на основе фактического соединения
анализа с синтезом.
2.1 Корпускулярная
и континтуальная концепции в
описании природы. До 20-х годов
XX века физическая картина мира
складывалась из 2-х элементов
- частиц и полей. Частицы - маленькие
комочки материи - корпускулы, движущиеся
по законам классической механики
Ньютона. Каждая из них имеет
3 степени свободы - ее положение
в пространстве задается 3-мя координатами.
Если зависимость координат от
времени известна, это дает исчерпывающую
информацию о движении частицы.
Методы исследования,
используемые в естествознании. Методы
естествознания могут быть подразделены
на группы: а) общие методы, касающиеся
всего естествознания, любого предмета
природы, любой науки; б) особенные
методы - специальные методы, касающиеся
не предмета естествознания в целом,
а лишь одной из его сторон или
же определенного приема исследований:
анализ, синтез, индукция, дедукция; в)
частные методы - это методы, действующие
либо только в пределах отдельной
отрасли естествознания, либо за пределами
той отрасли естествознания, где
они возникли.
1.11 Подготовительные
периоды (исторические) к систематическому
изучению природы. Первый подготовительный
период - натурфилософский (зарождение
элементов будущего естествознания)
- характерен для древности. Второй
период характеризуется господством
схоластики и теологии в Западной
Европе и спорадическими открытиями
у арабо-язычных народов. Период
механического и метафизического
естествознания. Период открытия
всеобщей связи и утверждения
эволюционных идей в естествознании
характеризуется стихийным проникновением
диалектики в естествознании. Период
"новейшей революции"
2.2 Механика Ньютона.
Область применимости. Механику (динамику),
основанную на законах Ньютона
называют ньютоновской или классической
механикой. Как показал опыт
она оказывается верной для
очень широкого круга явлений.
С помощью законов Ньютона
рассчитывают движение автомобилей
и самолетов, искусственных спутников
и космических кораблей, жидкостей
и газов, электронов в кинескопе
телевизора и т.д.
1.5 Физика. Предмет
изучения. Физика - наука о природе,
изучающая простейшие и вместе
с тем наиболее общие свойства
материального мира. Вследствие
этой общности физика и ее
законы лежат в основе всего
естествознания.
1.12 Характеристика
кризиса и революции в науке.
В 1913-1921 гг. на основе представлений
об атомном ядре , электронах и
квантах Н. Бор создает модель
атома, разработка которой ведется
соответственно периодической системе
Д.И. Менделеева. Это сопровождается
нарушением прежних представлений
о материи и ее строении, свойствах,
формах движения и типах закономерностей,
о пространстве и времени. Это
привело к кризису физики и
всего естествознания.
2.3 Микро-, макро-
и мегамиры. В настоящее время
изучение естественной науки
сконцентрировано на трех главных
фронтах: 1) изучение очень большого
- (занимается астрономия, астрономы
наблюдают все более отдаленные
объекты и пытаются составить
представление о том, как выглядит
населяемый нами мир в макрокосмосе);
2) изучение очень малого - (представляет
собой мир атомов. Мы сами и
все вокруг нас состоит из
атомов, для нас представляет первостепенный
интерес как мы сложены); 3) изучение очень
сложного (эта область принадлежит биологии).
1.6 Химия. Предмет
изучения. - наука, изучающая превращение
веществ, сопровождающиеся изменением
их состава или строения. В
современной химии отдельные
ее области: неорганическая химия,
органическая химия, физическая
химия, аналитическая химия, химия
полимеров стали в значительной
степени самостоятельными науками.
На законах химии базируются
такие технические науки, как
химическая технология, металлургия.
1.13 Первый этап
"новейшей" революции в естествознании.
В середине 90-х годов XIX века
началась новейшая революция
в естествознании, главным образом
в физике, а также в химии
и биологии. В 1913-1921 гг. на основе
представлений об атомном ядре
, электронах и квантах Н. Бор
создает модель атома, разработка
которой ведется соответственно
периодической системе Д.И. Менделеева.
Это сопровождается нарушением
прежних представлений о материи
и ее строении, свойствах, формах
движения и типах закономерностей,
о пространстве и времени. Это
был I этап революции в физике
и во всем естествознании.
2.4 Элементарные
частицы. Протон, нейтрон, позитрон.
Атом состоит из мельчайших
частиц, называемых элементарными
частицами. Протон - самая тяжелая
элементарная частица, ядро атома
водорода, заряжен положительно. Нейтрон
- обладает почти такой же массой
как протон, но электрически нейтральна,
входит в состав всех атомных
ядер. Позитрон - положительно заряженная
частица. ( обладающая такими же
свойствами, что и электрон).- античастица
электрона.
1.7 Биология. Предмет
изучения. - совокупность наук о
живой природе - об огромном
многообразии вымерших и ныне
населяющих Землю живых существ,
их строении и функциях, происхождении,
распространении и развитии, связях
друг с другом и с неживой
природой.
1.14 Второй этап
"новейшей" революции в естествознании.
- начался в середине 20-х годов
XX века в связи с созданием
квантовой механики и сочетанием
ее с теорией относительности
в общую квантово-релятивистскую
концепцию. Происходит дальнейшее
бурное развитие естествознания
и в связи с этим продолжается
коренная ломка старых понятий,
главным образом тех, которые
связаны со старой классической
картиной мира.
2.5 Взаимодействие
элементарных частиц. В физике
называется воздействие тел или
частиц друг на друга, приводящее
к изменению состояния их движения.
В механике Ньютона действие
тел друг на друга количественно
характеризуется силой. Более
общей характеристикой взаимодействия
является потенциальная энергия.
Взаимодействие электрически заряженных
тел осуществляется не мгновенно,
а лишь спустя конечное время.
2.6 Типы фундаментальных
взаимодействий в природе. В
природе, по современным данным,
имеется лишь 4 типа взаимодействий
(в порядке возрастания интенсивности):
гравитационные взаимодействия, слабые
взаимодействия (отвечающие за распад
элементарных частиц), электромагнитные
взаимодействия, сильные взаимодействия
(обеспечивающие, в частности, связь
частиц в атомных ядрах).
2.10 Волны де
Бройля. Двуединое, корпускулярно-волновое
представление о кванте электромагнитного
излучения - фотона - было распространено
Луи де Бройлем. В 1924 году Л.
Де Бройль получил простую зависимость,
в которой между собой связаны как карпускулярные
(энергия, масса, скорость передвижения),
так и волновые свойства материи. Он показал,
что любая движущаяся частица характеризуется
определенной длиной волны, которая обратно
пропорциональна массе и скорости перемещения
частицы. При этом коэффициентом пропорциональности
является постоянная Планка.
Принцип дополнительности.
- был высказан М. Бором. Из этого
принципа следует, что получение
экспериментальных данных об одних
физических величинах неизбежно
связано с изменением таких данных
о величинах, дополнительных к первым
(координата и импульс частицы) и
лишь вся сумма исчерпывает информацию
об объекте.
2.7 Концепция
близкодействия. Согласно этой концепции,
взаимодействие между телами
осуществляется посредством тех
или иных полей, непрерывно
распределенных в пространстве.
Так, всемирное тяготение осуществляется
гравитационным полем.
2.11 Квантовая
механика. Область применимости. Квантовая
механика (волновая механика), теория,
устанавливающая способ описания
и законы движения микрочастиц
в заданных внешних полях; один
из основных разделов квантовой
теории. Квантовая механика впервые
позволила описать структуру
атомов и понять их спектры,
установить природу химических
связей, объяснить периодическую
систему элементов. Законы квантовой
механики лежат в основе понимания
большинства микроскопических явлений.
Принцип неопределенности.
Вернер Гейзенберг математически выразил
принцип неопределенности. Оказалось,
что не только координату, но и импульс
частицы невозможно точно определить.
Согласно этому принципу, чем точнее
определяется местонахождение данной
частицы, тем меньше точности в определении
ее скорости и наоборот.
Концепция дальнодействия.
Взаимодействие между телами может
осуществляться непосредственно через
пустое пространство, которое не принимает
никакого участия в передаче взаимодействия,
при этом передача взаимодействия происходит
мгновенно. Так считалось, что перемещение
Земли должно сразу приводить
к изменению силы тяготения, действующей
на Луну.
2.12 Основные
принципы квантовой механики. - принцип
дополнительности, принцип суперпозиции,
принцип симметрии, принцип неопределенности.
2.15 Принцип суперпозиции.
- это допущение, согласно которому
результирующий эффект представляет
собой сумму эффектов, вызываемых
каждым воздействующим явлением
в отдельности. Принцип суперпозиции
выполняется, когда воздействующие
явления не влияют друг на
друга.
2.9 Развитие корпускулярно-континтуальной
концепции описания природы. Корпускулярно-волновой
дуализм. Корпускулярно-волновой
дуализм заключается в том,
что любые микрообъекты материи
(фотоны, электроны, протоны, атомы)
обладают свойствами и частиц
и волн. Количественное выражение
корпускулярно-волнового дуализма
- соотношение де Бройля.