Функции науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Описание работы

Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и т.д. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных данных о природе и прочее

Содержание

Введение ………………………………………………………………2
Понятие науки…………………………………………………………3
Значение науки………………………………………………………..4
Основные функции науки……………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………12
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Реферат по КСЕ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

                                                      Содержание 

  1. Введение  ………………………………………………………………2
  2. Понятие науки…………………………………………………………3
  3. Значение науки………………………………………………………..4   
  4. Основные функции науки……………………………………………..9 
  5. Заключение……………………………………………………………12
  6. Список использованной литературы…………………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           Введение

     Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и т.д. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий   — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных данных о природе и прочее. Появление в этих условиях науки означало радикальную перестройку всего накопленного человечеством знания, приведение его в единую систему. Потребовался выход за пределы непосредственного опыта человека, проникновение в сущность вещей. Именно в этом заключается актуальность изучения данной темы. В данной работе была поставлена основная цель: выявить значение и функции науки в современном обществе. В соответствии был разработан ряд задач для решения поставленной цели:

  1. Рассмотреть основные понятия науки;
  2. Кратко проследить ход ее развития;
  3. Выработать представления о значении науки в современном обществе;
  4. Выявить и охарактеризовать все функции науки.

      
 
 
 
 
 

 

                                               1. Понятие науки

    Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

    Наука - это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

    Наука - это обозначение отдельныхотраслей научного знания.

  Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности.

    Наука - это особый рациональный (от лат. rationalis - «разумный», где корень слова ratio - ум, способность понимания и осмысления) способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или/и математическом доказательстве.

    В целом, какие бы определения не давались термину наука, все они указывают на то, что главным аспектом для данного понятия служит знание и пременение его на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             2.Значение науки

     Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека во всеобщей космической эволюции?

    Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

   В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

   Значение науки в сфере образования:

   В основе современного образовательного процесса лежит научная картина мира и сфера образования опирается на научно апробированные и рекомендуемые методики.

 Наука  предполагает направленное воздействие  на образовательный процесс и  может санкционировать изменение  структуры образования, т.к. распространяется  на все его компоненты: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

    Образовательный процесс выступает в качестве «исходной территории», на которой происходит встреча индивида и науки.

    Образовательные модели опираются на научные достижения и предполагают наличие методик, программ, планов, методологических и дидактических материалов. Изменения в науке и технике диктуют необходимость изменений в образовательной системе и внедрение новых образовательных технологий.

     Значение науки в формировании личности:

    Личность, общество и государство связаны сложными взаимоотношениями, которые по-разному проявляются в традиционном и техногенном обществах.

    В традиционном обществе «закрытого типа» личности не свойственна автономия и реализовать себя человек может лишь принадлежа к какой-либо корпорации, как элемент корпоративных связей.

    Для техногенного общества характерна интерпретация автономии личности как возможность активного деятельного отношения ко всем происходящим процессам. Преимущественно эта деятельность экстенсивна, направлена во вне, на переделку и преобразование внешнего мира.

    Только в XX в. профессия ученого становится сравнима по значению с профессией церковника и законника. Вернадский отмечал, что главным, живым содержанием науки является научная работа живых людей.

    В эпоху НТП в большой науке выделяются следующие типы научной ориентации ученых:

           – эвристическая, поисковая - выдвижение новых идей;

           – аналитическая и экспликационная (уточняющая);

           – проверка и обоснование имеющихся знаний;

           – приложение научного знания.

    Таким образом, ученые делятся на теоретиков, практиков, эмпириков, классификаторов и аналитиков.Сегодня наиболее распространен тип ученого, который занимается решением многоплановой проблемы.

    Максима техногенного века гласит: «Все должно быть научным, научно обоснованным и научно проверенным».

   Научно-исследовательская деятельность является необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой невозможно нормальное существование и развитие общества.

    Значение науки в эпоху НТР:

    НТР (научно-техническая революция) характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему (этим определяется сочетание научно-техническая - через черточку), в результате чего наука стала непосредственной производительной силой, а, во-вторых, небывалыми успехами в деле покорения природы и самого человека как части природы. Достижения НТР впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т. д., и т. п. Но сам термин НТР возник в середине XX века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может уничтожить нашу планету.

  В авангарде науки идут фундаментальные  исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как А. Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Ф. Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.

  Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.

  Наука развивается по экспоненте: объем  научной деятельности, в том числе  мировой научной информации в  XX веке, удваивается каждые 10-15 лет. Растет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 тыс. ученых, сейчас - 5 млн. (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете, - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тысяч научных дисциплин.

  Наука не только изучает мир и его  эволюцию, но и сама является продуктом  эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона.

  В современной философии существуют два взгляда на науку в ее связи с жизнью человека: наука - продукт, созданный человеком (К. Ясперс) и наука как продукт бытия, открываемый через человека (M. Хайдеггер).

  Наука, по Попперу, не только приносит непосредственную пользу общественному производству и благосостоянию людей, но также учит думать, развивает ум, экономит умственную энергию. «С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания» (К. Ясперс)

  Эти же чары приводили и к преувеличенному  представлению о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное  «лобби», которое получило название сциентизма (от лат. «сциенция» - наука). Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук, объявление их вершиной знания, часто сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной. В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.

  Антисциентизм исходит из положения о принципиальной ограниченности возможностей науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру. Да, говорят критики, наука повышает благосостояние населения, но она же увеличивает опасность гибели человечества и Земли от атомного оружия и загрязнения природной среды. 
 
 
 
 

 

                                    3.Основные функции науки

Информация о работе Функции науки