Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:15, реферат
Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ…………………………..4
1.1 Предпосылки создания учения о бессознательном…………………………4
1.2. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию………………………………………………………..6
2. МЕСТО БЕСОЗНАТЕЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ………………8
2.1 Структура личности по Фрейду…………………………………………….8
2.2 «Архетипы» и «комплексы» Юнга………………………………………..10
2.3 Дальнейшее развитие учения о бессознательном………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16
«Архетипы», представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным».
«Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.
«Коллективное бессознательное», представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».
Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.
Одним из элементов «аналитической психологии» Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном всегда находятся «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и другие. Они свидетельствуют о силе власти бессознательного над сознательными процессами.
Исходя из теории «комплексов», Юнг попытался глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.
Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:
«Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения;
«Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;
«Анимус» – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;
«Тень» – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;
     «Самость» 
– центральный «архетип» 
     Юнговская 
структура личности, таким образом, 
отличается от фрейдовской прежде всего 
тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации 
фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является 
всецело биологическим, природным данным, 
у Юнга же бессознательное включает и 
социальные моменты. 
     2.3 
Дальнейшее развитие 
учения о бессознательном 
Отвергая биологизм Фрейда и Юнга, А. Адлер в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными. В этом отношении адлеровское понятие «социальных стремлений» сродни фрейдовским представлениям о «первичных влечениях» и юнговским – об «архетипах»
     В. 
Райх предложил новый вариант 
интерпретации структуры 
Предложенная Райхом модель структуры характера отличается от фрейдовское модели тем, что здесь фрейдовское «Я» и «Оно» как бы поменялись местами. Если фрейдовское бессознательное являлось глубинным слоем человеческой личности, над которым надстраивался слой сознательного «Я», то в райховской модели человека глубинный слой представлен «природной социальностью», которая становилась бессознательной лишь на промежуточном уровне, где природно-социальные инстинкты к труду, любви и познанию подавлялись идеологическими и культурными «санкциообразованиями».
     Бессознательное 
у структуралистов (Фуко, Леви-Стросс, 
Лакан) подвергается членению и рациональной 
упорядоченности посредством 
     Многие 
психологи в последующие 
 
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.
Основы учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.
У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.
     Ученик 
Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, 
ввел понятие коллективного 
     Последователи 
и критики фрейдизма вносили дополнения 
в учение о бессознательном, но в целом 
общая идея о месте бессознательного в 
структуре личности дошла до наших дней, 
господствующее над психикой бессознательное 
задерживается в глубинах психики «цензурой» 
– психической инстанцией, образованной 
под влиянием системы общественных запретов. 
 
     
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ