Информация сферы бессознательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:15, реферат

Описание работы

Личность, будучи сознательным субъектом, осознает не только окружающую его среду, но и себя самое в процессе взаимоотношения с окружающим, в частности с людьми. Высшая форма проявления сознания личности – это ее нравственное сознание, которым она руководствуется в своей личной и общественной деятельности. Однако, помимо сознания, нами движут и бессознательные побуждения, наряду с понятием сознательное существует и противоположное понятие – бессознательное.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИЙ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ…………………………..4
1.1 Предпосылки создания учения о бессознательном…………………………4
1.2. Интеграция постулатов Фрейда и Юнга о бессознательном в современную психологию………………………………………………………..6
2. МЕСТО БЕСОЗНАТЕЛЬНОГО В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ………………8
2.1 Структура личности по Фрейду…………………………………………….8
2.2 «Архетипы» и «комплексы» Юнга………………………………………..10
2.3 Дальнейшее развитие учения о бессознательном………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

К С Е - реферат .doc

— 101.00 Кб (Скачать)

     «Архетипы», представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

     В отличие от Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, Юнг провел четкую дифференциацию между «индивидуальным» и «коллективным бессознательным».

     «Индивидуальное бессознательное» отражает личностный опыт отдельного человека и состоит  из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

     «Коллективное бессознательное», представляет скрытые  следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это – общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно «коллективное бессознательное» является тем резервуаром, где сконцентрированы все «архетипы».

     Все же Юнгу не удалось избавиться от биологического подхода к бессознательному, против чего он выступал в своей полемике с Фрейдом. Как «архетипы», так и «коллективное бессознательное» в конечном счете – внутренние продукты психики человека, наследственные формы и идеи всего человеческого рода. Разница между теоретическими построениями Фрейда и Юнга заключается в том, что наследственным, а следовательно, и биологическим материалом для Фрейда были сами инстинкты, предопределяющие мотивы деятельности человека, а для Юнга – формы, идеи, типичные события поведения. Механизм биологической предопределенности и наследственности сохраняется как в том, так и в другом случае, хотя он и действует на разных уровнях человеческой психики.

     Одним из элементов «аналитической психологии»  Юнга является теория «комплексов», то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном всегда находятся «комплексы» воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские, «комплекс власти» и другие. Они свидетельствуют о силе власти бессознательного над сознательными процессами.

     Исходя  из теории «комплексов», Юнг попытался  глубже проникнуть в механизм бессознательного, выявить сложные взаимоотношения между бессознательными и сознательными процессами психики, роль бессознательных влечений в формировании поведения человека. Однако, по сути дела, концепция «комплексов» Юнга мало чем отличалась от теории вытеснения бессознательного, разработанной Фрейдом.

     Как и у Фрейда, так и у Юнга бессознательное  составляет то внутреннее и сущностное ядро, которое образует психический  мир человека. Правда, в отличие от Фрейда Юнг проводит более глубинную дифференциацию уровней развития психики и вводит ряд понятий, характеризующих новое видение тотальной личности. Наряду с такими инстанциями, как «Я», «индивидуальное бессознательное» и «коллективное бессознательное», у Юнга выделяются:

     «Персона» (Persona) – маска, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения;

     «Анима» – абстрактный образ, представляющий женский «архетип» в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами;

     «Анимус»  – абстрактный образ, представляющий мужской «архетип» в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами;

     «Тень»  – «архетип», состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления «Тени» могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской «Персоны» или вытесняются в «индивидуальное бессознательное»;

     «Самость» – центральный «архетип» личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера «Самости» – нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности.

     Юнговская структура личности, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского «Оно». У Фрейда «Оно» является всецело биологическим, природным данным, у Юнга же бессознательное включает и социальные моменты. 

     2.3 Дальнейшее развитие  учения о бессознательном 

     Отвергая  биологизм Фрейда и Юнга, А. Адлер  в то же время наделяет личность такими побуждениями, которые, будучи социальными, носят все же врожденный характер. На место биологических бессознательных инстинктов подставляются социальные побуждения, которые также оказываются врожденными. В этом отношении адлеровское понятие «социальных стремлений» сродни фрейдовским представлениям о «первичных влечениях» и юнговским – об «архетипах»

     В. Райх предложил новый вариант  интерпретации структуры личности. "Биопсихическая структура характера", по Райху, состоит из трех автономно функционирующих слоев:

  • «поверхностный слой» – слой «социальной кооперации», фальшивый, притворно-социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости;
  • «промежуточный слой» – антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) – представляет сумму «вторичных импульсов» – грубые, садистские, сладострастные порывы;
  • глубинный слой, или «биологическое ядро», состоит из «природно-социальных импульсов», излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, «природно-социальные импульсы» преломляются и искажаются.

     Предложенная  Райхом модель структуры характера  отличается от фрейдовское модели тем, что здесь фрейдовское «Я»  и «Оно» как бы поменялись местами. Если фрейдовское бессознательное являлось глубинным слоем человеческой личности, над которым надстраивался слой сознательного «Я», то в райховской модели человека глубинный слой представлен «природной социальностью», которая становилась бессознательной лишь на промежуточном уровне, где природно-социальные инстинкты к труду, любви и познанию подавлялись идеологическими и культурными «санкциообразованиями».

     Бессознательное у структуралистов (Фуко, Леви-Стросс, Лакан) подвергается членению и рациональной упорядоченности посредством выявления  механизмов функционирования именно языка. Бессознательное, через посредство которого обнаруживается полномочный представитель человеческой культуры – язык, скрывает в себе структуру, то есть совокупность регулярных зависимостей, общественных отношений, внедренных в индивида и переведенных на язык сообщений. Бессознательные отношения регулируют либо социальную жизнь, либо межличностные отношения.

     Многие  психологи в последующие периоды  обнаружили зависимость сознания от бессознательных механизмов психического. Эти открытия показали, что субъект деятельности является эксцентричным по отношению к сознанию, открылась его управляемость внешними силами. Отсюда и проистекает, первенствующее положение психологии, исследующей бессознательные механизмы человеческой деятельности, как источники позитивного знания о человеке. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.

     Основы  учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.

     У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.

     Ученик  Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.

     Последователи и критики фрейдизма вносили дополнения в учение о бессознательном, но в целом общая идея о месте бессознательного в структуре личности дошла до наших дней, господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики «цензурой» – психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. 

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека. // Вопросы философии., 1992, № 8.
  2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. – М., 1968.
  3. Гроф С. Области человеческого бессознательного – М., 2001.
  4. Загулин К.А. Проблема бессознательного в философии – М., 2006.
  5. Зинченко В.П. Мамардашвили М.К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного. // Вопросы философии., 1994, № 10.
  6. Иванов В.В. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество. // Вопросы философии., 2003, № 3.
  7. Леонтьев А.А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности – М., 2007.
  8. Менегетти А. Образ и бессознательное – СПБ.: Онтопсихология, 2005.
  9. Психоаналитические термины и понятия: Словарь // под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Фаина. – М., 2006.
  10. Роберт Т.К. Бессознательное // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий – М.: «Диалектика», 2005.
  11. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.
  12. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений – М.: «Просвещение», 1989.
  13. Цапкин В.Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. // Вопросы философии., 2004, № 2.
  14. Шерозия А.Е. Психика, сознание, бессознательное. – Тбилиси, «МЕЦНИЕРБА», 1979.
  15. Юнг К.Г. Психоаналитические типы. – М., 1967.

Информация о работе Информация сферы бессознательного