История естествознания

Автор: Юлия Власова, 06 Октября 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника, история естествознания рас¬сматривается в свете научных революций, связанных с выявлени¬ем фундаментальных принципов природы.
Но, некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в VI веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.
Итак, историческое развитие человечества постоянно опровождалось развитием науки.
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессио¬нальные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высо¬кой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, развет¬вленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислитель¬ной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергети¬ку.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Шумерская цивилизация и древнешумерский язык.....…………………….4
1.1 "Клинопись"- шумерское письмо...............................………………………..4
2. Основные этапы развития естествознания……………………………….…5
2.1. Древнегреческий период……………………………………………………..6
2.2. Эллинистический период………………………………………………….....7
2.3. Древнеримский период античной натурфилософии…………………….…8
2.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания………………………...9
2.5. Естествознание в средневековой Европе…………………………………...9
2.6. Этап, называемый «научной революцией»…………………………….….10
3. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования….....11
4. Революция в естествознании……………………………………………....12
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История естествознания.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

Основная  часть

  1. Шумерская  цивилизация и древнешумерский  язык.....…………………….4

1.1 "Клинопись"- шумерское письмо...............................………………………..4

  2. Основные этапы развития естествознания……………………………….…5

2.1. Древнегреческий период……………………………………………………..6

2.2. Эллинистический период………………………………………………….....7

2.3. Древнеримский период античной натурфилософии…………………….…8

2.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания………………………...9

2.5. Естествознание в средневековой Европе…………………………………...9

2.6. Этап, называемый «научной революцией»…………………………….….10

 3.    Возникновение научного эксперимента, как метода исследования….....11

4.    Революция в естествознании……………………………………………....12

Заключение

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и  «знание».

      Итак, естествознание — неотъемлемая и  важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.

      Изучение  современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что  именно там закладывались ее основы.

      Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника, история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы.

      Но, некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в VI веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.

                Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Шумерская цивилизация
 

      Начало  шумерской истории содержит в себе много тайн. Историки и археологи потратили немало сил, стараясь разгадать их. Сейчас мы знаем, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство, воспитывали детей. Археологи ходят по улицам древних шумерских городов, восстанавливают расположение домов и храмов. Однако загадок меньше не становится. По мере накопления знаний возникают новые вопросы. И главный из них,  откуда пришли шумеры, где их родина? Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив.

      Шумеры  сильно отличались от окружавших их народов, и, прежде всего своим языком. В наши дни учёные умеют читать шумерские тексты, уже составлены многотомные словари шумерского языка. Для этого потребовалось много десятилетий упорного труда, но учёные не раз ошибались. Постепенно стало ясно, что древнешумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков. Поэтому мы можем сказать, с какими народами древности шумеры «состояли в родстве» Всю правду об их далёкой родине мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Лучше посмотрим, как повели себя шумеры в незнакомом для них месте, среди тростниковых зарослей и болот.

      Кроме плодородных, но ещё не освоенных  земель новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, т.к. кирпичи были сделаны из необожжённой глины. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетенные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой. 

    1.1"Клинопись"- шумерское письмо

   Обилие  глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо 'клинописью'. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились складывать даже разбитые таблички и читать, написанное на них. Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожая можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.

   Около 4000 г. до н. э. в Шумере развивается  техника плавки золота и меди. Около 3400 г. до н. э. в Шумере изобретено колесо. Около 3300 г. до н. э. развивается письменность. Шумеры создали замечательные архитектурные сооружения. Живущие по соседству с Шумером семитские племена стремились овладеть его богатствами и около 2000 г. в Шумер вторглись семитские племена амореев. Они разрушили шумерскую цивилизацию и создали на месте старых городов новые царства. Два из них - Вавилонское и Ассирийское царства - превратились в могущественные государства.

2. Основные этапы развития естествознания. 

      Дело  в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия:

1) «естествознание—это  наука о Природе как единой  целостности» и 

2) «естествознание—это  совокупность наук о Природе,  взятая как единое целое».

           Как видно, эти два определения  отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке, о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

          Однако далее мы увидим, что  между этими двумя определениями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга, - это и есть одна наука.

      Понять, представить себе или усвоить  естествознание можно только в его  развитии. Дело в том, что современное естествознание включает в себя не только такие науки, как физика, химия, биология и психология, каждая из которых отражает свои собственные специфические явления Природы (чисто физические явления, химические превращения, жизнь растений и животных, сознание разумных индивидуумов), но еще и такие области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени, классическое естествознание примерно до начала XX века, «пост классическое естествознание».

           Самыми древними науками можно считать астрономию, геометрию и медицину, созданные жрецами Египта и Междуречья. Большие успехи в данных направлениях были достигнуты также в Древнем Китае и Древней Индии. Следует отметить определенные взаимосвязи, существовавшие между этими регионами Древнего Востока. Астрономия и медицина не представляли собой в те времена отдельных наук, а были прочно вплетены в ткань философско-религиозной мысли. Математика начала развиваться для нужд астрономии, но именно математика, по мнению ряда ученых, является единственной наукой, сформировавшейся в Древнем Мире.

      Формирование  наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования» 

2.1 Древнегреческий период. 

      Естественнонаучные  знания Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.

      В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная, прежде всего не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Следует особо подчеркнуть, что эти первоосновы не сводились просто к огню, воздуху или воде. Например, Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охватывающую все существующее в природе. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов.

      Другое  научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира — взамен воды, воздуха или огня — ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела. Следует отметить, что пифагорейские числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них.     Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физических, геометрических и даже мистических понятий.

      Исследование  первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, не возникающих, вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.

      Самой яркой фигурой античной науки  того периода был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке проблем и дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики.

Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочисленны по объему и значительны по влиянию, которое они оказали на дальнейшее развитие различных наук.

      Зарождение  медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.

Информация о работе История естествознания