История развития эволюционого учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:34, реферат

Описание работы

Эволюционное учение зародилось в античных философских системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах. Толчком к признанию эволюции научным сообществом стала публикация Чарльзом Дарвином книги «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Синтез дарвинизма с достижениями генетики привёл к созданию синтетической теории эволюции. В наше время намечается третий синтез.

Содержание

1. Эволюционные идеи в античности
2. Средневековье и возрождение
3. Эволюционные идеи Нового времени
4. Теория Ламарка
5. Катастрофизм и трансформизм
6. Эволюционисты — современники Дарвина
7. Труды Дарвина
8. Развитие идей Дарвина
9. Синтетическая теория эволюции
10. Нейтральная теория молекулярной эволюции
11. Эволюционное учение и религия
12. Литература

Работа содержит 1 файл

Реферат по ксе.doc

— 223.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине концепция современного естествознание

на тему:

«История  эволюционного учения» 
 
 
 

Выполнила: Студенка ФТИ группы ИБб-11

Развозжаева Дарья Сергеевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 г.

Содержание:

1. Эволюционные  идеи в античности

2. Средневековье  и возрождение

3. Эволюционные  идеи Нового времени

4. Теория Ламарка

5. Катастрофизм  и трансформизм

6. Эволюционисты  — современники Дарвина

7. Труды Дарвина

8. Развитие идей  Дарвина

9. Синтетическая  теория эволюции

10. Нейтральная  теория молекулярной эволюции

11. Эволюционное  учение и религия

12. Литература 

Эволюционное  учение зародилось в античных философских  системах, идеи которых, в свою очередь, коренились в космологических мифах. Толчком к признанию эволюции научным сообществом стала публикация Чарльзом Дарвином книги «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Синтез дарвинизма с достижениями генетики привёл к созданию синтетической теории эволюции. В наше время намечается третий синтез. 

Эволюционные  идеи в античности 

По мнению некоторых  исследователей, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних  религий. Идеи творения и развития вселенной  и жизни идут в них параллельно  друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую же такую концепцию из дошедших до нас разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра мы знаем от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, расcуждения Анаксимандра чисто умозрительны и не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Так, он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он заключал, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям, и превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали. Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам. 

Проблему наследственности впервые осветил Алкмеон, врач из ранних пифагорейцев. Он первым из греков пришел к выводу, что мыслящим органом человека является головной мозг. Отсюда он вывел, что сперма должна зарождаться именно в нем, а в половые органы она попадает по сосудам. При зачатии «от кого из родителей получено больше семени, тот пол и представлен». Из этой фразы берёт исток идея о комбинировании наследственных свойств, которую развил сицилийский врач, поэт и натурфилософ Эмпедокл. В его трактате «О природе» есть места, которые позволяют записать его в предтечи атомистам: 

«Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном

 Нет никакого  рожденья, как нет и губительной  смерти:

 Есть лишь  смешенье одно и размен того, что смешалось, —

 Что и зовут  неразумно рождением темные люди.» 

В другом местеЭмпедокл выдвигает идею, которая напоминает принцип естественного отбора: 

«Выросло много  голов, затылка лишенных и шеи,

 Голые руки  блуждали, в плечах не имея  приюта,

 Очи скитались  по свету, одни, безо лбов сиротея.

 …одночленные  части блуждали…

 Но как  скоро тесней божество с божеством сочеталось,

 Стали тогда  и они как попало сходиться  друг с другом;

 Множество  также других прирождалося к  ним беспрерывно.» 

То есть, если верить Эмпедоклу, из земли могут  вырастать отдельные органы, которые  потом соединяются, порождая причудливых существ. Многие из них умирают, неспособные даже передвигаться, другие же выживают. 

Единственным  автором, у которого можно найти  идею постепенного изменения организмов, был Платон. В своем диалоге  «Государство» он выдвинул печально знаменитое предложение: улучшение породы людей путём отбора лучших представителей. Без сомнений, это предложение основывалось на известном факте отбора производителей в животноводстве. В современную эпоху необоснованное приложение этих идей к человеческому обществу развились в учение о евгенике, лежащее в основе расовой политики Третьего рейха. 

Средневековье и Возрождение 

С подъёмом уровня научного знания после «веков мрака» раннего Средневековья эволюционные идеи вновь начинают проскальзывать в трудах учёных, теологов и философов. Альберт Великий впервые отметил самопроизвольную изменчивость растений, приводящую к появлению новых видов. Примеры, когда-то приведенные Теофрастом, он охарактеризовал как трансмутацию одного вида в другой. Сам термин, очевидно, был взят им из алхимии. В XVI веке были переоткрыты ископаемые организмы, но только к концу XVII века мысль, что это не «игра природы», не камни в форме костей или раковин, а остатки древних животных и растений, окончательно завладела умами. В работе 1559 года «Ноев ковчег, его форма и вместимость» Иоганн Бутео привёл вычисления, которые показывали, что ковчег не мог вместить все виды известных животных. В 1575 году Бернар Палисси устроил в Париже выставку ископаемых, где впервые провёл их сравнение с ныне живущими. В 1580 году он опубликовал в печати ту мысль, что поскольку всё в природе находится «в вечной трансмутации», то многие ископаемые остатки рыб и моллюсков относятся к вымершим видам. 

Эволюционные  идеи Нового времени 

Как видим, дальше высказывания разрозненных идей об изменчивости видов дело не заходило. Эта же тенденция продолжалась и с наступлением Нового времени. Так Френсис Бэкон, политик и философ предполагал, что виды могут изменяться, накапливая «ошибки природы». Этот тезис снова, как и в случае с Эмпедоклом, перекликается с принципом естественного отбора, но об общей теории нет пока и слова. Как ни странно, но первой книгой об эволюции можно считать трактат Мэтью Хэйла (англ. Matthew Hale) «The Primitive Origination of Mankind Considered and Examined According to the Light of Nature». Странным это может показаться уже потому, что сам Хэйл не был натуралистом и даже философом, это был юрист, богослов и финансист, а свой трактат написал во время вынужденного отпуска в своём поместье. В нём он писал, что не стоит считать будто бы все виды сотворены в их современном форме, напротив, сотворены были лишь архетипы, а всё разнообразие жизни развилось из них под влиянием многочисленных обстоятельств. У Хейла также предвосхищены многие споры о случайности, которые возникли после утверждения дарвинизма. В этом же трактате впервые упоминается термин «эволюция» в биологическим смысле. 

Идеи ограниченного  эволюционизма, подобные идеям Хэйла, возникали постоянно, их можно найти  в трудах Джона Рэя, Роберта Гука, Готфрида Лейбница и даже в поздних работах Карла Линнея. Более ясно они высказаны Жоржем Луи Бюффоном. Наблюдая за осаждением осадков из воды, он пришёл к выводу, что 6-ти тысяч лет, которые отводились на историю Земли естественным богословием, недостаточно для формирования осадочных пород. Вычисленный Бюффоном возраст Земли составлял 75 тысяч лет. Описывая виды животных и растений, Бюффон заметил, что наряду с полезными признаками у них имеются и такие, которым невозможно приписать какую-либо полезность. Это снова противоречило естественному богословию, которое утверждало, что каждый волосок на теле животного создан с пользой для него или же для человека. Бюффон пришёл к выводу, что это противоречие можно устранить приняв сотворение лишь общего плана, который варьируется в конкретных воплощениях. Приложив лейбницевский «закон непрерывности» к систематике, он выступил в 1749 году против существования дискретных видов, считая виды плодом фантазии систематиков (в этом можно видеть истоки его не прекращавшейся полемики с Линнеем и антипатии этих учёных друг к другу). 

Теория  Ламарка 

Жан Батист Ламарк по праву считается основоположником эволюционной теории, которую он высказал в своей книге «Философия зоологии», опубликованной в начале XIX века, он настаивал на изменяемости видов. Ламарк впервые обосновал целостную теорию эволюции органического мира, поступательного исторического развития растений и животных. Ученый считал, что естествоиспытатель должен изучать явления природы в их взаимосвязи, раскрывать причины, пути и закономерности прогрессивного развития органического мира, усовершенствования живых существ. 

ЖАН БАТИСТ ЛАМАРК

Французский учёный Жан Батист Ламарк стал первым биологом, попытавшимся создать стройную и  целостную теорию эволюции живого мира. Не оценённая современниками, полвека спустя его теория стала предметом горячих дискуссий, которые не прекратились и в наше время.  

Жан Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье  де Ламарк, родился 1' августа 1744 г. в местечке Базантен, в семье небогатых дворян. Родители хотели сделать его священником, но в 16 лет Ламарк оставил иезуитский колледж и пошёл добровольцем в действующую армию. В сражениях он проявил незаурядную храбрость и дослужился до звания офицера.  

В возрасте 24 лет  Ламарк оставил военную  службу и приехал в Париж, чтобы учиться медицине. Во время обучения его увлекли естественные науки, особенно ботаника. Таланта и старания молодому учёному было не занимать, и в 1778 г. он выпустил трёхтомный труд «Французская флора». Книга принесла ему известность, он вошёл в число крупнейших французских ботаников. Пять лет спустя Ламарка избрали членом Парижской академии наук.  

В 1789—1794 гг. во Франции  разразилась  великая революция, которую Ламарк встретил с одобрением. Она коренным образом изменила судьбу большинства французов. Грозный 1793 год резко изменил и судьбу самого Ламарка. Старые учреждения закрывались или преобразовывались. Королевский ботанический сад, где работал Ламарк, был преобразован в Музей естественной истории. Ламарку предложили оставить занятия ботаникой и возглавить кафедру «естественной истории насекомых и червей». Теперь бы её назвали кафедрой зоологии беспозвоночных.  

Нелегко было почти 50-летнему человеку менять специальность» но упорство учёного помогло преодолеть все трудности. Ламарк стал таким же знатоком в области зоологии, каким был в области ботаники.  

Ламарк  увлечённо  взялся за изучение беспозвоночных животных (кстати, именно он в 1796 г. предложил  назвать их «беспозвоночными»). С 1815 по 1822 г. выходил в свет капитальный семитомный труд Ламарка «Естественная история беспозвоночных». В нём он описал все известные в то время роды и виды беспозвоночных. Линней разделил их только на два класса (червей и насекомых), Ламарк же выделил среди них 10 классов. (Современные учёные, заметим, выделяют среди беспозвоночных более 30 типов.)  

Ламарк  ввёл в обращение и ещё один термин, ставший общепринятым, — «биология» (в 1802 г.). Но  самым важным трудом Ламарка стала  книга «Философия зоологии», вышедшая в 1809 г. В ней  он изложил свою теорию эволюции живого мира.

 

Ламарк об историческом развитии органической природы.

Основой воззрений  Ламарка, как уже говорилось, стало  положение о том что  материя  и законы ее развития были созданы  творцом. Ламарк проанализировал  сходства и различия между живой  и неживой материей и перечислил их. Важнейшим из таких отличий является способность реагировать на внешние раздрожители. Ламарк осозновал что живая материя устроена гораздо сложнее чем мертвая, но все же не признавал за ней способности к жизни. По его мнению причина жизни лежит не в самом живом теле, а во вне его.   

Ламарк  ввел понятие градации - внутреннем " стремлении к совершенствованию ",  присущем  всему живому;  действием этого  фактора эволюции определяется развитие живой природы, постепенное, но неуклонное повышение организации живых существ - от простейших до самых совершенных. Результат градации - одновременное существование в природе организмов разной степени сложности,  как бы образующих иерархическую лестницу существ.  Градация легко прослеживается при сравнении представителей  крупных  систематических категорий   организмов (например, классов)  и  на  органах, имеющих первостепенное значение. Считая градацию отображением основной тенденции развития природы,  насажденной " верховным творцом всего сущего, Ламарк пытался, однако, дать этому процессу и материалистическую трактовку:  в ряде случаев он связывал усложнение организации с действием флюидов, проникающих в организм из внешней среды.   

Другой  фактор эволюции,  по Ламарку, - постоянное влияние внешней среды, приводящее к нарушению правильной градации и обуславливающее формирование всего многообразия  приспособлений  организмов  к окружающим условиям. Изменение среды - основная причина видообразования;  пока среда неизменна, виды  сохраняют постоянство;  если в ней произошел сдвиг,  виды изменяются.  

Жизнь, по мнению Ламарка, может самопроизвольно  зарождатся на Земле и продолжает зарождаться в настоящее время. В 17 веке существовали представления  что для самозарождения мышей  необходима темнота и зерно, а  для самозарождения червей гнилое мясо. Однако успехи науки 18 века опровергли такие воззрения. Было замечено что черви в мясе не заводятся если его предварительно не поситили мухи и.т.п. 

Тем неменее  Ламарк полагает что глисты и кишечнополостные все же могут  самозарождатся. Однаклеточные по его мнению способны к самозарождению абсолютно точно. Он считает что никто не может доказать того что все однаклеточные образовались только в результате деления других одноклеточных, а не зародились сами под влиянием тепла, влаги и электричества. По его мнению такое самозарождение происходит в природе постоянно.  

Информация о работе История развития эволюционого учения