Экологическое значение естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 07:04, реферат

Описание работы

Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Современная концепция экологии………………………………………………4
Экологизация естествознания……………………………………………………5
Экологические системы и их структура…………………………………………7
Взаимодействия экосистемы и окружающей среды…………………………..11
Цели и задачи экологии…………………………………………………………13
Экология человека………………………………………………………………14
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

    Министерство образования и науки Российской Федерации

            Уральский Финансово-Юридический  институт 
 

             РЕФЕРАТ

           По дисциплине: «Концепции современного естествознания»

                    На тему: «Экологическое значение естествознания» 
 
 
 
 
 

                   Студент: Скоробогатова В.А.

                          гр. ФК-4208

                                                                        Преподаватель: Мелешина С.Н.

  
 
 
 
 
 

                                      

                                    

               Екатеринбург 2009

                        Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

Современная концепция экологии………………………………………………4

Экологизация  естествознания……………………………………………………5

Экологические системы и их структура…………………………………………7

Взаимодействия  экосистемы и окружающей среды…………………………..11

Цели  и задачи экологии…………………………………………………………13

Экология  человека………………………………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………16

Список  литературы……………………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Введение.

     Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Этому есть объяснение, которое связано с тем, что рост численности населения Земли и усиливающееся воздействие человека на природную среду поставили его перед необходимостью решать ряд новых жизненно важных задач. Для удовлетворения своих потребностей в воде, пище, чистом воздухе человеку надо знать, как устроена и как функционирует окружающая его природа. Экология как раз и изучает эти проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Современная концепция экологии

О проблемах  экологии по-настоящему заговорили в 70-е годы нашего века, когда не только специалисты, но и рядовые граждане почувствовали, какую возрастающую угрозу несет нынешнему и будущему поколениям техногенная цивилизация. Загрязнение атмосферы, отравление рек и озер, кислотные дожди, все увеличивающиеся отходы производства, в особенности использованных радиоактивных веществ и многое другое – все это не могло не повлиять на рост интереса широких слоев населения к проблемам экологии. В связи с этим изменился и сам взгляд на предмет экологии. Сам термин «Экология» был введен Э. Геккелем свыше ста лет назад и как самостоятельная научная дисциплина она сформировалась ещё 1900 г., тем не менее долгое время она оставалась чисто биологической дисциплиной. В настоящее время экология вышла из этих узких рамок и стала по сути дела междисциплинарным направлением исследований процессов, связанных с взаимодействием биосферы и общества. Как указывает известный специалист по этим вопросам Ю. Одум, сейчас экология сформировалась

    В принципиально новую  интегрированную дисциплину, связывающую физические и биологические явления и образующую мост между естественными и общественными науками.

    О связи Экологии с общественными и гуманитарными науками

свидетельствует появление таких ее разделов, как  социальная, медицинская, историческая, этическая экологии.

      Более полное представление об экологии и  ее задачах мы получим, ели будем  рассматривать структуру и динамику различных экологических систем, а также разные уровни организации  и иерархии. 
 
 
 

                  Экологизация естествознания

     Сегодня термин «Экология» стал применяться  очень широко, по самым различным  поводам. Основным поводам является то, что преобразующие Природу  технологии вторгаются в естественные процессы и видоизменяют их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы экосистем на искусственные. К концу ХХ века масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превзошла естественную биомассу.

     Деятельность  человека обострила экологические  проблемы – они приобрели глобальный характер. Совокупная человеческая деятельность способна сегодня коренным образом изменить динамическое равновесие в Природе и поставить перед человечеством проблему выживания. Под угрозой находится будущее нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров с той лишь разницей, что они, как предполагается, исчезли по неизвестным точно причинам, а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.

     Экологизация  естествознания – концепция естествознания, в рамках которой процессы социализации новых естественнонаучных знаний, в первую очередь, должны удовлетворять критериям ответственности за состояние биосферы Земли и будущее человечества.

     Объекты в экосистемах функционируют  как целостные образования, а наука развивается путем абстрагирования некоторых свойств этих объектов, принимаемых за наиболее важные. Основой структуры научного познания (что особенно характерно для наиболее развитых областей естествознания) является дифференцированный анализ предмета исследования, т.е. выделение абстрактных элементарных объектов и последующий синтез из этих абстрактных элементов единого целого в форме теории.

     Именно  аналитическую направленность науки, ее избыточную дифференциацию многие ученые считают ответственной за экологические трудности, что ставит под сомнение правомерность принятой сегодня методологии науки.

     Нарушение равновесия в природе обычно происходит в результате недостаточного внимания к принципам коэволюции экосистемы в процессе анализа, предшествующего преобразованиям. Здесь важно отметить, что аналитизм, лежащий в основе научного познания, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественного аналитизма.

     Таким образом, концепция экологизации требует  от естественных наук широкого применения современных системных подходах в познании, обеспечивающих необходимую  интеграцию знаний, применения единых методов познания и способов интерпретации получаемых знаний. Например, постоянно обсуждается опасность разрушения озонового слоя атмосферы. Этот слой находится в стратосфере ( 10-50км над уровнем моря) и защищает все живое на Земле от опасной коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца. Устойчивость озонового слоя определяется множеством факторов и,  частности, уменьшение выбросов в атмосферы галогеносодержащих углеводородов (хладонов - фреонов), широко используемых до недавнего времени в производстве и в быту (растворители, теплоносители в холодильниках и кондиционерах, вытесняющий наполнитель в аэрозолях и т.д.). Ограничение по их использованию потребовало решения множество научно-технических задач по их замене. Мировое сообщество успешно решило эту проблему, показав на практике путь предотвращения потенциальной угрозы окружающей среде без введения необдуманных запретных мер. 
 
 
 

           Экологические системы и их структура

      К экологическим системам обычно относят  все живые системы вместе с  окружающей их средой, начиная от отдельных популяций и кончая биосферой. Все они являются открытыми системами, которые обмениваются с окружающей средой веществом, энергией и информацией. Наименьшей единицей экологии является совокупность организмов определенного вида, а вид как целостная система – с окружающей средой. Следовательно, ни молекулярный, ни клеточный, ни организменный уровни, о которых шла речь выше, не рассматриваются в экологии, хотя и живая молекула, и клетка и тем боле организм представляют собой открытые системы, которые могут существовать благодаря взаимодействию со средой. Даже остальные популяции в чистом виде выделить трудно, поскольку в естественной природе они объединяются в более обширные сообщества живых систем и взаимодействий также с неживыми факторами среды.

      На  популяционном уровне, как мы видели, различают такие сообщества, или экологические системы, как биоценозы и биогеоценозы, в которых сообщества живых организмов исследуется в тесной связи с неорганическими условиями их существования, например, почвой, микроклиматом, гидрологией местности и т.п. Ещё более крупным системным объединением в экологии считается биом, который включает в свой состав живые системы и неживые факторы на обширной территории, например, лиственные породы на среднерусской возвышенности. Наконец, биосфера охватывает, согласно В.И. Вернадскому, все живое, биокостное и костное вещество на поверхности нашей планеты. И хотя она в известных пределах функционирует автономно, но в конечном итоге может существовать и развиваться только за счет энергии Солнца и потому является также открытой системой, которую в отличие от других систем называют экосферой.

      В экологии наибольшее значение для изучения структуры ее систем приобретает  анализ тех трофических, или пищевых, связей, которые соединяют различные популяции друг с другом. Теперь мы обратимся к более подробной классификации, чтобы выяснить механизм функционирования трофических связей. Будем различать автотрофные и гетеротрофные организмы соответственно тому, питаются ли они самостоятельно за счет преобразования неорганической энергии, или же поедают другие живые организмы. Поэтому в экосистеме можно выделить два уровня:

      - на верхнем, автотрофном уровне, который называют так же зеленым поясом, мы встречаемся с растениями, содержащими хлорофилл и перерабатывающими солнечную энергию и простые неорганические вещества в сложные органические соединения;

      - на нижнем, гетеротрофном уровне происходит преобразование и разложение этих органических соединений в простые.

      Таким образом, в механизме трофических  связей можно выделить следующие элементы:

      - продуценты автотрофных организмов, главным образом зеленых растений, которые могут производить пищу из простых не органических веществ;

      - фаготрофы, к которым принадлежат гетеротрофные животные, питающиеся другими живыми организмами, растительными и животными;

      - сапротрофы, которые получают энергию тем разложения мертвых тканей или растворенного органического вещества.

      В связи с этим гетеротрофные организмы  разделяют на биофагов, поедающих живые организмы, и сапрофагов, питающиеся мертвыми тканями.

      Одна  из характерных черт все экосистем  состоит в том, что в них  происходит постоянное взаимодействие автотрофных и гетеротрофных подсистем организмов. Такое взаимодействие приводит к круговороту вещества в природе, не смотря на то, что иногда организмы разделены в пространстве. Как мы видели, автотрофные процессы наиболее интенсивно протекают на зеленом ярусе системы, где растениям доступен солнечный свет, в то время как на нижнем ярусе усиленно протекают гетеротрофные процессы. Аналогичный разрыв между этими процессами может происходить и во времени, причем значительный разрыв между производством органического вещества автотрофами и гетеротрофами приводит к его накоплению. Именно благодаря такому временному разрыву на нашей планете образовались огромные запасы ископаемого топлива.

      Взаимодействия  между частями и целыми в экологических  системах могут исследовать двумя  путями. С одной стороны, изучением  свойств частей и экстраполяцией их на свойство целого. Такое сведение свойств целого к сумме свойств его частей представляет собой типичный случай редукционизма и потому сталкивается с немалыми трудностями. С другой стороны, признание специфичности свойств целого, несводимости их к свойствам частей открывает значительные перспективы для исследования и получения эффективных новых результатов. Обычно в конкретных исследованиях системный метод изучения становится совершенно необходимых в тех случаях, когда части целого настолько связаны между собой, что их трудно отделить друг от друга и посредством такого приема получить знания о свойствах системы в целом. В противоположность этому суммативный метод используется тогда, когда отдельные части совокупности могут изучаться относительно независимо друг от друга и поэтому свойства целого  можно выявить путем суммирования свойств частей.

Информация о работе Экологическое значение естествознания