Концепция атомизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 21:24, реферат

Описание работы

Первое, что поражает воображение человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь большую силу мысли и богатое воображение, чтобы увидеть за многообразием вещей и явлений мира их общность и единство.

Содержание

Введение
Истоки атомизма
Первая атомная эпоха
Атомизм и современная наука. Проблемы и перспективы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Юрова А., ДГС-101.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движений. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело фундаментальное философское значение. Категория объективного небытия давала возможность объяснить возникновение и изменение вещей. Атомы, по Демокриту, были носителями множественности, пустота же воплощала единство, в этом была метафизичность теории. Аристотель пытался опровергнуть ее, указывая, что мы видим «одно и тоже непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества - это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления - в изменении количества между атомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию  пространственной бесконечности. Часто  утверждают, что атомизм Демокрита отдавал перевес количественным переходам, однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты, от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Атомы обладают также свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельная», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Демокрит лишь приводит аналогии (пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникающий через окно в помещение). Но атомы гораздо меньше этих пылинок, только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и по тому, что не имеют цвета, запаха, вкуса и тд.

Возникает логичный вопрос: за счёт чего обеспечивается бесконечное разнообразие мира? Здесь мнения историков расходятся. В одних источниках речь идет только о различии форм у атомов Демокрита, а в других - еще и о различии их порядка и положения. Понять не трудно: порядком и положением могут различаться не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Число возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно, что и подтверждает потрясающее количество отличных друг от друга объектов.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка об атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, который в зависимости от размеров бывает тяжелее или легче. Самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип «не более так, чем иначе», который иногда называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения пространства и времени. По Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование строго детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи, вызванного первоначальным «мировым вихрем», который не является единичным божественным актом. Чуть позже Эпикур модифицирует эти представления, введя произвольное отклонение атомов от прямой.

Существуют  споры по поводу воззрений Демокрита  относительно логической делимости атома. Известно, что его теория полагала, что физически атом неделим ввиду огромной плотности и бесконечно малых размерах. Вместе с тем Демокрит выделял в атомах части для обоснования возможности соединения атомов в единое целое. Большинство современных исследователей полагают, что атомизм Демокрита носил всеобъемлющий характер, т.е. отрицал возможность даже мысленного рассечения атома.

Атомистическая  картина мира принципиально не сложная, но она грандиозна. Учение об атомном  строении было самым научным по своим  принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее. Оно отметало решительным образом  массу религиозно-мифологических и метафорически-умозрительных представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления - это простейшая модель причинного взаимодействия. Демокритовская картина мира - это уже ярко выраженный материализм, базирующийся на логике и диалектике. Она максимально далеко ушла от традиционного мифологического мировоззрения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Атомизм и современная  наука. Проблемы и  перспективы

Расцвет античной культуры поражает наше воображение. Но ещё более впечатляющим был её закат. В христианской Европе безбожная концепция атомизма, конечно, не могла существовать. Поворот к научному познанию мира в 16 веке несколько изменил ситуацию. Атомизма в той или иной степени придерживались Галилео Галилей, Пьер Гассенди и другие известные учёные и философы. К концу 18 века накопилось множество косвенных доказательств существования атомов (например, закон кратных отношений в химии). Первым крупным учёным, который высказал идею, что химические элементы состоят из атомов, был француз Лавуазье. На протяжении 19 века господствовала концепция атома как «неделимого», т.к. это действительно невозможно было осуществить химическими методами. Тем не менее прогресс в физике привёл учёных к выводу, что атомы вполне делимы и состоят из более мелких частиц – электронов, протонов, нейтронов. Дальнейшие исследования подтвердили делимость и эти казавшихся элементарными частиц. В результате мы имеем на сегодняшний день более 400 известных элементарных частиц, разнообразие которых огромно. Однако смеем ли мы утверждать, что идея атомизма о существовании неделимой первоосновы в корне неверна? Вопрос о конечной делимости вещества остаётся открытым. Современная квантовая физика признаёт существование т.н. фундаментальных частиц, которых насчитывается 24, составляющих основу более сложных элементарных. Вместе с тем, данная модель, достаточно хорошо аргументированная в теории, пока не получила подтверждения на практике ввиду не обнаружения двух важнейших частиц - бозона Хиггса и гравитона. В наши дни проводятся интенсивные исследования в данной области, и есть надежда, что скоро будут получены надёжные результаты.

Однако  наука 21 века не только модифицирует идеи прошлого, но и радикально их отвергает. Всю путаницу с классификацией взаимодействий элементарных частиц призвана решить новейшая теория суперструн – принципиально новый взгляд на первооснову мира. Точечные частицы в ней заменены одномерными протяжёнными объектами, т.н. струнами. Все частицы и их взаимодействия – результат колебания этих струн. Размер струн ничтожен (для сравнения – по диаметру атома их можно вытянуть столько, сколько атомов от Земли до ближайшей звезды). Струны снимают современные противоречия между физикой макро- и микротел и дают лёгкую возможность построения единой теории поля. Наиболее существенные проблемы данной теории – потребность для её существования 11 физических измерений и практическая невозможность экспериментального обнаружения струн. Тем не менее, сейчас предложены оригинальные эксперименты, которые возможно, подтвердят истинность или несостоятельность данной гипотезы.

Громадный прогресс науки вызвал серьёзные  трудности в согласовании результатов исследований. Количество теорий переходит все рамки, и многие отметаются, даже не будучи окончательно рассмотренными. И в такой ситуации надёжная и проверенная на практике теория атомизма кажется далеко не худшим вариантом. 

 

Заключение

Атомизм Демокрита лучше любой современной  ему теории отвечал на вопросы  своего времени. Это кульминация  умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

При внимательном анализе в философии Демокрита  можно обнаружить зачатки почти  всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи и энергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетической основы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности, схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философией Нового времени.

Атомистическая  теория строения материи легла в  основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представлении  неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Впрочем, неделим фотон, который непрерывно движется в пространстве.

Много раз возникали и теории происхождения  жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же, как и любая информация, неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.

Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон  причинности - были открыты уже в  античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки. И даже если победит теория струн, никто не сможет отвергнуть заслуги великого учёного, который бросил вызов догмам, пронзил мыслью время и шагнул в истинное бессмертие.

 

Список  использованной литературы

  1. Дынник Н.А. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Политическая литература, 1955. - 237с. С.181-197. Эпикур приветствует Геродота (перевод С.И.Соболевского).
  2. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2001.
  3. Статьи энциклопедии www.wikipedia.org

Информация о работе Концепция атомизма