Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:22, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина играют особую роль основных прав и свобод в конституциях демократических стран мира. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности человека1.

Главным элементом конституционных прав и свобод являются конституционные правоотношения, между государством и гражданином. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав и свобод, а для государства в свою очередь смысл такого правоотношения состоит в предоставление эту защиту.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……2

Глава 1. Экономические, социальные и культурные права и свобода в Конституции Бразилии и Италии……………………………………..…………5

§ 1. Экономические права и свободы……………………………..…………5

§ 2. Социальные права и свободы……………………………………………7

§ 3. Культурные права и свободы……………………………………..……11

Заключение……………………………………………………………...…………15

Список использованных источников…………………………………..………17

Работа содержит 1 файл

Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………………..……2

Глава 1. Экономические, социальные и культурные права и свобода в Конституции Бразилии и Италии……………………………………..…………5

      § 1. Экономические права и свободы……………………………..…………5

      § 2. Социальные права и свободы……………………………………………7

      § 3. Культурные права и свободы……………………………………..……11

Заключение……………………………………………………………...…………15

Список  использованных источников…………………………………..………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина играют особую роль основных прав и свобод в конституциях демократических стран мира. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие, социально значимые потребности человека1.

      Главным элементом конституционных прав и свобод являются конституционные правоотношения, между государством и гражданином. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав и свобод, а для государства в свою очередь смысл такого правоотношения состоит в предоставление эту защиту.

      Основные  права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек – он является свободным от рождения и находится под защитой мирового сообщества, суверенного государства, гражданином которого он является.

      Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности. Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу эти права.

      Конституционные права и свободы составляют фундамент  правового статуса личности и  лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция  лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.

_____________

1Страшун, Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Норма, 2005. С. 202.

      Характерной особенностью конституционных прав и свобод является то, что они едины и равны для всех без исключения.

      Экономические права и свободы – совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере, характер и содержание которых определяет, в конечном счете, экономический, социальный и политический порядок в конкретном обществе. Основными экономическими и социальными правами и свободами человека в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в том числе на землю и интеллектуальные продукты), свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы). Свобода труда и другие трудовые права, в том числе право на забастовку, право на участие в управлении предприятием. Такой круг экономических и социальных прав и свобод человека (кроме последнего права) закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.

      Социальные  права и свободы – совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Обычно к социальным правам относятся право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов. В РФ социальные права человека закреплены в Конституции РФ 1993 г. К ним относятся - право на свободное распоряжение своими способностями к труду (ст. 37), на охрану материнства и детства (ст. 38). На социальное обеспечение по возрасту (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст.42), на образование (ст. 43).

      Представляющиеся собой гарантированные конституцией и законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во «Всеобщей Декларации Прав Человека» 1948 г. (ст. 27) и Пакте «об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г. Культурные права человека заключаются в том, что каждый человек имеет право на участие в культурной жизни, пользоваться результатами научных открытий. Поэтому государство должно принимать меры для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, уважать свободу научных исследований и творческой деятельности. Каждый человек имеет право пользоваться результатами научной и творческой деятельности. К культурным правам человека относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям (закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ).

      Целью контрольной работы является исследование конституционного регулирования экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии.

      Перед контрольной работой поставлены следующие задачи:

     1) Ознакомление с соответствующей литературой;

      2) Исследование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Конституции Бразилии и Италии.

      Объектом  изучения в данной работе являются Конституция Бразилии и Конституция Италии, предметом  изучения их экономических, социальных и культурных прав и свобод. 

     При написании контрольной работы были использованы различные методы, с  помощью которых были проведены  исследования, например исторические, аналитические, сравнительные, наблюдательные.

     Вся работа состоит из введения, одной главы, включающей параграфы заключения, а так же списка использованных источников.

    Для написания контрольной работы используется нормативная, учебная литература, а  также периодические издания. 
 
 
 
 
 

    Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДА В КОНСТИТУЦИИ БРАЗИЛИИ И ИТАЛИИ 

      §1. Экономические права и свободы 

      Фундаментальное экономическое и социальное право, т.е. право собственности, сформировано в Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года в соответствии с новейшими тенденциями в его регулировании. В ст. 5 Конституции наряду с гарантией права собственности (п. XXII) законодатель указывает, что собственность будет нести также социальную функцию (п. XXIII). Государству в п. XXIV предписано установить процедуру экспроприации (под юридической экспроприацией понимается принудительное безвозмездное или оплачиваемое отчуждение имущества, производимое государственными органами) для публичных нужд или публичной пользы или в общественных интересах при справедливом и предварительном денежном возмещении. Объектом экспроприации может быть как недвижимое (например, земля при проведении железных или грунтовых дорог), так и движимое имущество. В случае неотвратимой публичной угрозы компетентные органы власти могут использовать отдельные объекты собственности; в случае причинения ущерба такой собственности в последующем производится соответствующее возмещение ущерба собственнику. Мелкая сельская собственность, определенная законом в качестве таковой и обрабатываемая семьей, не подлежит конфискации за долги в результате производственной деятельности со времени ее семейной эксплуатации; закон указывает средства для финансирования развития такой собственности (п. XXVI). Фермерская собственность пользуется, таким образом, особой конституционной защитой1.

      В Конституции Итальянской Республики 1947 года согласно ст. 41 частная хозяйственная инициатива свободна. Закон определяет программы   

________________

1Дубровин, В.Н. Конституции зарубежных стран: сборник. – М.: Юрлитинформ, 2010. С.288.

мероприятий и контроля, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может быть направляема и контролируема в социальных целях. Частная собственность признается и гарантируется, согласно ст. 42, законом, который регулирует способ ее приобретения, использования и пределы с целью обеспечить ее социальную функцию и общедоступность. В некоторых случаях возможно изъятие частной собственности при компенсации, однако в указанной статье Конституции, содержащую данную норму, в отличие от ряда других конституций ничего не говорит о размерах и сроках этой компенсации.

      В Конституции Бразилии, так же, как  и в ст. 43 Конституции Италии в целях общей пользы, закон может первоначально закрепить или же посредством экспроприации и при условии выплаты компенсации передать государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей, определенные предприятия или категории предприятий, относящихся к основным публичным службам, или к источникам энергии, или обладающих монопольным положением и составляющие предмет важных общественных интересов.

      В ст. 44 указано, что в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает предельные размеры этой собственности, по областям и сельскохозяйственным зонам, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производственных единиц; поддерживает мелкую и среднюю собственность. Закон также предусматривает защиту и использование горных местностей.

      В ст. 45 Республика признает социальную функцию кооперации, основанной на взаимопомощи и не преследующей целей частной спекуляции. Закон поддерживает развитие кооперации, поощряет ее необходимыми средствами и обеспечивает путем надлежащего контроля, характер и цели кооперации. Закон предусматривает охрану и развитие ремесел.

      В ст. 46 говориться, что в целях повышения экономического и социального уровня трудящихся и в соответствии с потребностями производства, Республика признает право трудящихся принимать участие в управлении предприятиями на условиях и в пределах, установленных законами.

      К числу важнейшим экономическим правам и свободам человека и гражданина относятся право частной собственности (т.е. право владения, пользования, распоряжения ею, извлечения из нее дохода) и ее наследования, свобода экономической (в том числе и предпринимательской) деятельности, право на труд и свободу труда, право на труд во всех его формах и применениях; она заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации трудящихся, занятий и профессиональной деятельности, о праве на участие в прибылях и результатах труда, о помощи безработным, о праве на участие в управлении предприятием право на забастовку и др.

      Конституционное закрепление права частной собственности направлено, помимо прочего, на сокращение неимущего населения и рост численности и удельного веса собственников в населении страны, что является залогом стабильности общества и государства в демократически развитых странах.

      Соответственно  этому праву в конституциях закрепляется обязанность государства гарантировать защиту частной собственности.  

      §2. Социальные права и свободы 

      В Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года в главе II «О социальных правах» согласно ст. 6 к социальным правам отнесены: образование, здравоохранение, питание, труд, жилье, досуг, безопасность, социальное обеспечение, охрана материнства и детства, помощь бедным (с изменениями, внесенными Конституционной поправкой № 26 от 2000 года.).

      В Конституции не провозглашается право на труд, а устанавливается свобода любого труда, профессиональной или другой деятельности при условии соблюдения требуемой законом профессиональной квалификации (ст. 5 п. XIII).

      Содержащейся в ст. 7 конституционной регламентации различных аспектов оплаты труда, гарантий от безработицы и некоторых других вопросов, непосредственно затрагивающих трудящегося, могло бы позавидовать трудовое законодательство немалого числа стран. Городские и сельские трудящиеся защищаются от произвольных увольнений или увольнений без достаточных оснований (детальное регулирование осуществляется дополняющим законом) (п. I). Предусмотрены в числе других прав компенсационное вознаграждение, страхование от безработицы, участие с этой целью во время занятости в компенсационном фонде на случай безработицы (п. II). Специально определено, что минимальная заработная плата, установленная законом и унифицированная на национальном уровне, должна быть достаточной для того, чтобы позволить трудящемуся удовлетворить элементарные жизненные потребности и потребности его семьи в отношении жилища, питания, образования, здравоохранения, досуга, одежды, гигиены, транспорта и социального обеспечения. Эта минимальная заработная плата подвергается периодическим пересмотрам, которые гарантируют покупательскую способность. Здесь же содержится запрет увязывать минимальную заработную плату с какими-либо иными целями (п. IV). При разработке Конституции конституционная комиссия не пожелала, чтобы минимальная заработная плата использовалась в качестве основы для общей индексации заработной платы в стране, в которой в течение нескольких лет была сильная инфляция. Ставка заработной платы должна быть пропорциональна продолжительности и сложности труда. Заработная плата не может сокращаться, за исключением случаев, когда этот вопрос оговорен коллективным соглашением или договором. Трудящийся должен получать, кроме того, тринадцатую заработную плату в размере среднемесячной заработной платы или пенсию за выслугу (п. VIII). Участие персонала в прибыли или в результатах деятельности предприятия независимо от получаемой заработной платы также получило отражение в конституционном тексте (п. XI). Семейная надбавка предоставляется трудящимся, имеющим иждивенцев (п. XII). Наконец, установлено, что нормальная продолжительность труда не должна превышать 8 часов в день и 44 часов в неделю; компенсация за дополнительные рабочие часы или сокращение рабочего дня может быть предусмотрена коллективными соглашениями или договорами (п. XIII). Вознаграждение за сверхурочную работу должно не менее чем на 50% превышать нормальную заработную плату (п. XVI), а оплата ежегодного отпуска – не менее чем на треть (XVII).

Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии