Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:20, реферат

Описание работы

Шестнадцатилетний опыт действия Конституции Российской Федерации 1993 г.1, которая существенным образом изменила форму российского государства, послужила основой для разработки правовой концепции, базирующейся на двухуровневом строении государственного устройства в пределах целостной территории Российской Федерации, и наряду с Федерацией предусмотрела существование в ее составе государственных образований - субъектов Российской Федерации, формирующихся с учетом их политических, экономических, национальных и других особенностей, позволяет оценить процесс формирования российского федерализма.

Содержание

Введение.
Глава I. Конституционно-правовые основы развития государственного устройства Российской Федерации.
§ 1.1. Теоретико-правовые основы развития федеративного устройства России.
§ 1.2. Конституционно-правовые основы объединения субъектов
Российской Федерации.
§ 1.3. Объединение субъектов Федерации как фактор эффективности государственного управления.
Глава II. Объединение субъектов Федерации как современное направлениеразвития федеративного устройства России.
§ 2.1. Роль и значение социально-экономических факторов при объединении субъектов Федерации.
§ 2.2 Особенности конституционно-правовой процедуры объединения субъектов Федерации.
§ 2.3 Проблемы реализации объединительного процесса субъектов и дальнейшие тенденции развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Конституционно.doc дисертация.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

    - выявить проблемы реализации  объединительного процесса субъектов  Российской Федерации;

    - наметить дальнейшие перспективы  развития федеративных отношений  в Российской Федерации; сформулировать  предложения по совершенствованию  действующего конституционного  законодательства Российской Федерации  в сфере образования новых  субъектов Российской Федерации, а также процедуры объединения субъектов Российской Федерации.

    Нормативную правовую базу исследования составляют конституционныеакты (Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., конституции иуставы субъектов Российской Федерации); федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    При написании диссертационной работы проанализированы договоры исоглашения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов Российской Федерации, а также договоры и соглашения между органами государственной власти ряда субъектов Российской Федерации, заключаемые в период образования субъектов Российской Федерации, а также практика Конституционного Суда Российской Федерации в сфере правового положения субъектов Российской Федерации, разграничения полномочий и предметов ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов.

    Объектом  диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при  образовании новых субъектов Российской Федерации путем объединения, рассматриваемые как конституционно-правовой процесс, имеющий многоаспектный характер, обусловленный как объективными (историческими, экономическими, и т.д.), так и субъективными (политическими) причинами.

    Предмет диссертационного исследования образует совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих основы российского федерализма, а также процедуру образования новых субъектов Российской Федерации посредством объединения ранее существовавших субъектов Российской Федерации.

    Методологическую  основу диссертационного исследования составляет совокупность методов научного познания, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. В ходе исследования были применены  диалектико-логический, структурно-функциональный, конкретно-исторический, системный методы научного познания, институцианализма и другие, а также частно-научные методы -сравнительно-правовой и формально-юридический.

    Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном, системном исследовании конституционно-правовых основ федерализма в условия объединения субъектов Российской Федерации. В работе рассмотрены общетеоретические и методологические основы данной темы. Результатом обобщения и систематизации исследуемых вопросов выполненной работы явилось исследование процесса объединения субъектов Российской Федерации как формирование современного направления развития федеративного устройства России, основанное на анализе правового регулирования и сложившейся правоприменительной практики процесса объединения субъектов Федерации, выявление роли и значения конституционно-правового процесса объединения субъектов Российской Федерации в развитии федеративных отношений, а также внесение предложений по совершенствованию процедуры объединения субъектов Российской

    Федерации, о дальнейших тенденциях развития федеративных отношений в Российской Федерации  и о принятии Федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

    Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и  обладающие научной новизной:

    1. В работе выделено несколько самостоятельных, но все же взаимосвязанных, уровней анализа объединения субъектов Российской Федерации: а) объединение субъектов Российской Федерации как конституционно-правовая процедура, представляющая собой урегулированнуюконституционно-правовыми нормами совместную деятельность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, заинтересованных и выразившихволеизъявление об объединении, в результате реализации которого и проведения референдума на территории заинтересованных субъектов Российской Федерации образовывается новый субъект Российской Федерации. б) объединение субъектов Российской Федерации как фактор эффективности государственного управления позволяет урегулировать общественные отношения на основе воли и волеизъявления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, добровольно согласившихся установить определенный порядок или выполнить взаимные действия, направленные на обеспечение и удовлетворение публичных интересов. в) объединение субъектов Российской Федерации как современное направление развития федеративного устройства России представляет совокупность конституционно-правовых норм, входящих в правовой институт «Федеративное устройство Российской Федерации» конституционного права России и направленных на урегулирование федеративных отношений в Российской Федерации.

    2. Конституционно-правовая процедура  образования нового субъекта  Российской Федерации является  демократической, поскольку ей  присущи следующие черты:

    - добровольность объединения субъектов,  проявляющаяся в том, что инициатива  образования нового субъекта  Российской Федерации принадлежит  самим субъектам Российской Федерации  (его органам законодательной(представительной) и исполнительной власти);

    - решение об образовании нового  субъекта Федерации и о прекращениисуществования объединяющихся субъектов Федерации принимается нареферендуме субъектов Российской Федерации при условии, что более половины участников референдума во всех заинтересованных субъектах Российской Федерации проголосовали за образование нового субъекта Российской Федерации.

    3. Образование новых субъектов  Российской Федерации путем объединения  как конституционно-правовой процедуры,  имеющей многоаспектный характер, позволило выявить объективные (социально-экономическое развитие объединяющихся субъектов Российской Федерации, исторические особенности) и субъективные (политические) причины, лежащие в основе объединения субъектов Российской Федерации.

    4. Анализ практики образования Забайкальского, Камчатского, Пермского, Красноярского краев и Иркутской области путем объединения позволили обозначить проблемы реализации объединительного процесса субъектов Российской Федерации:

    - на уровне вновь образованных  субъектов Российской Федерации не определен конституционно-правовой статус вошедших в их состав «автономных округов», они не являются ни полноценными административно-территориальными единицами, ни муниципальными образованиями. В правоприменительной практике возникает неопределенность с термином «административно-территориальная единица с особым статусом» в составе вновь образованных субъектов Российской Федерации;

    - образование новых субъектов  Российской Федерации повлекло  за собой появление новых правовых  систем субъектов Российской Федерации (правовая система Пермского края; правовая система Красноярского края; правовая система Камчатского края; правовая система Иркутской области; правовая система Забайкальского края) и новых систем законодательства субъектов Российской Федерации, а также принесло существенные изменения в законодательство объединившихся субъектов Российской Федерации, что требует устранения правовых коллизий между системами законодательства объединившихся субъектов Российской Федерации;

    - системы законодательства субъектов  Российской Федерации характеризуются как несовершенные: имеются пробелы, не поспевающие за изменениями, происходящими в федеральном законодательстве и в социально-экономической сфере.

    5. Существующая практика образования  Забайкальского, Камчатского, Пермского,  Красноярского краев и Иркутской области путем объединения позволила обозначить тенденции дальнейшего развития федеративных отношений в Российской Федерации, носящие как позитивный, так и негативный характер:

    - в результате объединения субъектов  Российской Федерации нарушен один из исторически сложившихся принципов федеративного устройства Российского государства - построение Российской Федерации на сочетании территориального и национально-территориального начал. В результате этого может произойти столкновение национальных интересов народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов

    Российской  Федерации, что может коснуться  вопросов, связанных с государственным суверенитетом Российской Федерации; в Российской Федерации в качестве вектора развития федеративных отношений определен такой способ, как образование нового субъекта Российской Федерации путем объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Следовательно, развитие федеративных отношений осуществляется пока только в одном направлении, что существенным образом ограничивает возможности конституционного развития России как федеративного государства, несмотря на то, что Конституция РФ не ограничивает способы образования новых субъектов Федерации; ущемлены интересы коренных малочисленных народов, проживающих на территории вновь образованных субъектов Российской Федерации. Ранее существовавшие субъекты Российской Федерации в результате объединения прекратили свое существование, в результате чего народы, проживающие на территории автономных округов, утратили представительство в федеральных органах законодательной власти, что напрямую связано с реализацией представительной демократии в России, а также может привести к национальным и межэтническим конфликтам.

    6. Основываясь на практике образования Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского краев и Иркутской области целесообразно внести изменения в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», дополнив процедуру объединения субъектов Российской Федерацией, правом объединяющихся субъекта Российской Федерации на заключение договоров, регламентирующих взаимоотношения органов государственной власти объединяющихся субъектов Российской Федерации в переходный период.

    Практическая  значимость исследования. Детальная  разработка данной темы позволяет определить проблемы, возникающие в процессе объединения субъектов Российской Федерации и предложить пути их решения, что может быть использовано в практической деятельности, при принятии государственно-властных решений, касающихся различных вопросов образования новых субъектов Российской Федерации. Предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации, могут быть использованы законодательнымиорганами государственной власти Российской Федерации и законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования конституционного законодательства Российской Федерации в сфере федеративных отношений, в качестве теоретической базы в учебном процессе при преподавании курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Система государственного и муниципального управления» и специальных курсов по государственному управлению.

    Апробация результатов исследования. Положения  диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры и предметно-методической комиссии кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», а также отражены в научных публикациях автора и его выступлениях на конференциях, диссертация рекомендована к защите на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка

Заключение: 

    Заключение

    Концептуальный  опыт исследования конституционно-правовых основ развития федерализма в  условиях объединения субъектов  Российской Федерации, проблем теории и практики процесса объединения, и комплексный подход к изучению проблематики образования новых субъектов в составе Российской Федерации, позволили сделать ряд выводов.

Информация о работе Конституционно-правовые основы развития федерализма в условиях объединения субъектов Российской Федерации