Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Мендель, проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, установил ряд законов наследования, положивших начало генетике. Он разработал гибридологический метод анализа наследования признаков организмами. Этот метод предусматривает скрещивание особей с альтернативными признаками; анализ исследованных признаков у гибридов без учета остальных; количественный учет гибридов.

Содержание

Основы генетики? .................................................................................3
Основы экологии? ………………………………………………………..5
Методы научного познания? …………………………………………….13
Форы научного познания? ……………………………………………….16
Квантово полевая картина мира? ………………………………………..21
Биосфера, человек, космос? ……………………………………………..25
Концепция ноосферы В.И. Вернадского? ……

Работа содержит 1 файл

Концепция современного естествознания..docx

— 58.01 Кб (Скачать)

– экологией  водных ландшафтов (гидробиологией) –  океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией  наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно  выделяются разделы фундаментальной  экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:

– экология человека – изучает человека как  биологический вид, вступающий в  разнообразные экологические взаимодействия;

– социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

– глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

Прикладная  экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую  экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана  с охраной природы и окружающей среды.

Экологические знания должны служить основой рационального  природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков, а также  охрана отдельных памятников природы. Рациональное использование природных  ресурсов является основой устойчивого  развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным  воздействием человеческого общества на биосферу начинается экологический  кризис, особенно обострившийся в  последние десятилетия. Современная  экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные  стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.

Глобальные  экологические проблемы и пути их решения

Глобальные  экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего  человечества. Главные из них:

– обеспечение  населения продовольствием и  водой;

– защита людей от негативных последствий  научно-технического прогресса;

– обеспечение  растущих потребностей мирового хозяйства  в энергии и в природных  ресурсах;

– охрана природной среды от разрушительного  антропогенного воздействия, защита среды  от разнообразных загрязнений –  физических, химических, биологических;

– сохранение биологического (генетического) разнообразия: многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого  вида как представителя таксономической  группы и сообщества.

400 лет  назад каждые 3 года вымирал один  биологический вид. В наше время  каждые 8 месяцев на Земле вымирает  один вид. Исчезновение одного  вида растений может привести  к гибели 10 видов животных.

К глобальным экологическим проблемам также  относится защита людей от особо  опасных заболеваний.

Международное сотрудничество в деле охраны природы.

Глобальные  экологические проблемы обострились  после Второй мировой войны. Для  их решения в 1948 г. был образован  Международный союз охраны природы  и природных ресурсов (МСОП).

Первоочередной  задачей МСОП являлось составление  Красных книг – списков редких и находящихся под угрозой  исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга  СССР, а в 1985 г. – Красная книга  Российской Федерации.

В 1980 г. Международным союзом охраны природы  и природных ресурсов была разработана  «Всемирная стратегия охраны природы».

В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических  проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного  по белкам, витаминам и микроэлементам.

Всемирная стратегия сформулировала первоочередные задачи охраны природы:

– Поддержание  главных экологических процессов  в экосистемах.

– Сохранение генетического разнообразия.

– Долгосрочное рациональное использование видов  и экосистем.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция  Организации Объединенных Наций  по окружающей среде и развитию. На этой конференции был принят ряд  документов, подписанных представителями 179 государств:

– Программа  действий: Повестка дня на XXI век.

– Заявление  о принципах в отношении лесов.

– Конвенция  ООН об изменении климата.

– Конвенция  о биологическом разнообразии.

В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «...разнообразие важно  для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, ...осуществлять контроль за видами деятельности, которые  могут оказать вредное воздействие  на биологическое разнообразие».

В 1995 г. в Софии на конференции министров  окружающей среды европейских стран  была принята Общеевропейская стратегия  сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Принципы  Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природы:

– Охрана наиболее уязвимых экосистем.

– Охрана и восстановление нарушенных экосистем.

– Охрана территорий с наибольшим видовым  разнообразием.

– Сохранение эталонных природных комплексов.

Экологическое законодательство Российской Федерации

В нашей  стране существует ряд уровней экологического законодательства. Основу экологического законодательства РФ составляют положения  Конституции Российской Федерации: о праве на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о  ее состоянии, об обязанности бережно  относиться к природным богатствам.

В соответствии с Конституцией принимаются соответствующие  законы РФ, Указы Президента РФ и  постановления Правительства РФ, Законы и подзаконные акты на уровне субъектов РФ, Декларации общественно-экологических  организаций, имеющие рекомендательный характер. В настоящее время на территории России действуют следующие  законы, направленные на охрану окружающей среды:

Закон РФ «Об охране окружающей природной  среды» (1991 г.).

Этот  закон является базовым актом  в области экологии и содержит все основные разделы, связанные  с экологическим законодательством: основные принципы и объекты охраны окружающей среды, право граждан  на здоровую и благоприятную окружающую среду, экономический механизм охраны среды, нормирование качества окружающей среды, особо охраняемые природные  территории и объекты, экологический  контроль и т.д.

– Земельный  кодекс 

– Водный кодекс 

– Лесной кодекс 

– Закон  РФ «О недрах» 

– Закон  РФ «Об охране атмосферного воздуха» 

– Закон  РФ «Об экологической безопасности» 

– Закон  РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

– Закон  РФ «О животном мире» 

В то же время, один из основных принципов охраны окружающей среды гласит: «Мыслить глобально – действовать локально». Это означает, что каждый человек несет личную ответственность за решение глобальных экологических проблем.

  1. Методы научного познания?

Как подчеркивал  Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к  деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной  реальности. Метод - это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте.

Существуют  различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система  принципов и способов организации  и построения теоретической и  практической деятельности, и как  учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в  себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов  теоретических, которые построены  на единстве предмета и метода. Поскольку  теоретические методы выступают  способом организации субъектом  своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание  начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения  характеристик предмета, позволяющий  составить определенное представление  о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что  исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет  путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее  неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного  сходства с ним. Главная функция  моделирования, если брать его в  самом широком понимании, состоит  в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно  исследованию и построению моделируемого  объекта, с той лишь разницей, что  второе совершается материально, а  первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта. Из этого  вытекает вторая важная функция модели в научном познании - модель выступает  программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого  объекта.

Анализ  и синтез. Эмпирический анализ - это  просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов  сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в  объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический  синтез - это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее  за рамки имеющейся основы.

Индукция  и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей  к частному их проявлению. Теоретическая  индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового  в разных предметах и фактах ("Все  лебеди - белы"), а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования  и развития исследуемой системы

Исторический  и логический методы основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении, исторического  и логического: изучая историю, мы познаем  ее объективную логику, изучая же предмет  логически, мы реконструируем его историю. Историзм может быть абстрактным  и конкретным. Абстрактный историзм - это эмпирический метод хронологического описания событий без глубокого понимания их сути.

Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному. Это теоретический  системный метод, состоящий в  таком движении мысли, которое ведет  исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению  предмета. В процессе такого движения теоретической мысли можно выделить три этапа: 1) эмпирическое исследование непосредственно, чувственно-конкретно  данного предмета, 2) этап восхождения  от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предмета, 3) этап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирования предмету на основе знания его собственной  сущности, т. е. этап восхождения от исходной абстракции к целостному теоретически-конкретному  понятию предмета; это путь к конкретному, сущностному научному мышлению, способному опредметиться в практике.

Информация о работе Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»