Лекции по "Концепции современного естествознания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:29, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. ПРЕДМЕТ КУРСА, СПЕЦИФИКА НА УМНОГО ЗНАНИЯ
Лекция 2. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В СТАНОВЛЕНИИ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ
Лекция 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЕЕ ГУМАНИТАРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Лекция 4. СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ
Лекция 5. КОНЦЕПЦИИ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В БИОЛОГИИ

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания_br.doc

— 762.00 Кб (Скачать)

  Явление изоляции нарушает панмиксию, т.е. свободное скрещивание, оно закрепляет возникшие как случайно, так и под действием отбора различия в наборах и численностях генотипов в изолированных частях популяции. Существует пять форм изоляции: этологическая, экологическая, временная (сезонная), морфологическая, генетическая. Четвертым элементарным эволюционным фактором является естественный отбор. Генетическая сущность естественного отбора заключается в дифференцированном (неслучайном) сохранении в популяции определенных генотипов и их избирательном участии в передаче генов следующему поколению. В настоящее время различают по меньшей мере три вида отбора: движущий (авторы Р. Фишер, Дж. Симпсон), стабилизирующий (Р. Фишер, Дж. Симпсон, Н.И. Шмальгаузен), дизрунтивный (разорванный) (К. Матер).

  Таким образом, эволюция есть направленный процесс  исторического изменения живых  организмов. Современная сложная  структура живого является результатом  и отражением продолжавшейся миллионы лет микро- и макроэволюции.

4. Идеи коэволюции

  Идеи  и понятия биологического эволюционизма давно стали достоянием общей культуры, давно используются в самых различных областях научного знания. Теперь происходит проникновение в культуру такого понятия, как коэволюция. Коэволюция — это процесс взаимного приспособления видов, это корреляции между воспринимаемой и информируемой системами. В экологии процесс коэволюции рассматривался как «вызов» и «ответ». Анализ результатов развития позволил сделать вывод о наличии двух видов коэволюции: мутуалистической и немутуалистической.

  Коэволюция природы и общества — это область исследования как естественных, так и гуманитарных наук, это подтверждается современными концепциями глобального эволюционизма. Коэволюция — это сопряженные, взаимообусловленные изменения системы или частей внутри целого8. Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции ныне оказывается включенным в обсуждение предельно широких вопросов бытия и судеб человечества. Понятия коэволюции и самоорганизации сопряжены между собой, взаимодополняют, но не заменяют друг друга. Самоорганизация имеет дело со структурами, состоянием системы, с переходом системы в новое качество, а коэволюция — с отношениями между системами, с корреляцией эволюционных изменений. Проблеме коэволюции посвящена работа Е.Н. Родина9, где он пишет, что сопряженность эволюционных изменений выполняет двоякую функцию — сохранения целостности системы и участия в становлении новой целостности.

  В настоящее время парадигма коэволюции позволяет по-иному представить эволюционные процессы на таких полярных уровнях, как молекулярно-генетический и биосферный. Идея коэволюции дает возможность более четко и системно осознать изменения, происходящие в понимании регулятивов, определяющих характер человеческой деятельности.

  На  современном этапе эволюционное учение видит свою главную задачу в том, чтобы на основе углубленного познания механизма эволюционных процессов  предсказывать конкретные возможности эволюционного преобразования и, как возможность при необходимости, управлять эволюционным процессом.

Лекция  6. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. СТУПЕНИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

  Человек — дитя природы, высшая ступень развития жизни на нашей планете. Материя  в процессе бесконечного развития порождает высший свой цвет — мыслящий дух, человека разумного, обладающего сознанием и самосознанием, способностью не только познавать мир, природу, но и творчески преобразовывать ее, выступая как крупнейшая геологическая сила. Но природа, мир породили не только человека, но и общество, в рамках которого вместе с ним происходило становление человека как биосоциального существа. Вопросы о происхождении человека, его сущности, отличия от всех других живых существ, населяющих Землю, смысл его жизни и деятельности всегда занимали умы человечества: и мыслителей, и рядовых людей. Были выдвинуты три основные гипотезы. Одна из них, религиозная, связывает появление человека с чудесным актом Божественного творения. Развитие научного познания показало полную несостоятельность этой версии, что должен был признать и глава католической церкви Папа Римский Пий XII, который в 1950 г. в своей энциклике, обращаясь к католикам всего мира, признал, что надо согласиться с учением о естественном происхождении человека от животных предков, но душу, утверждал он, создал Бог.

  Вторая  гипотеза исходит из мнения, что  жизнь на Землю была занесена из космоса или в виде бактерий, или с помощью пришельцев из космоса. Но эта версия не решает радикально вопрос о происхождении жизни и человека на нашей планете, а отодвигает его в космические дали: где-то там зародилась жизнь и разумные существа, а на Землю попали либо с космической пылью, либо с помощью космического корабля. Эта гипотеза также неубедительна, не имеет достаточного основания, она решает не проблему происхождения, а проблему появления жизни и человека разумного на Земле.

  Всеобщее  признание у научного сообщества и мыслящих людей получила теория естественного происхождения человека в процессе эволюции биосферы от обезьяноподобных предков. Это эволюционная теория Ч. Дарвина, трудовая теория Ф. Энгельса и др.

  В истории Земли было три периода:

  1) период чисто геологической эволюции, когда еще не было никаких  форм жизни;

  2) период геолого-биологической эволюции, в конце которого шел процесс антропосоциогенеза.

  3) сфера разума, переход биосферы  в ноосферу, когда человечество, опираясь на научно-технический  прогресс, на разумное понимание  законов развития природы, на  опыт общественно-исторической практики, развертывает могучую творческую природопреобразующую деятельность, которая становится определяющим фактором эволюции природы и общества на Земле.

  Человек—  биосоциальное существо, и его  познание должно быть комплесным, т.е. усилиями естественных, общественных и гуманитарных наук.

  В соответствии с биологической классификацией человек есть биологический организм, относящийся к типу хордовых, подтипу  позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид...

  Загадка о том, как из этого биологического существа сформировался в конце концов человек разумный, волновала многих исследователей.

  В 1859 г. вышла книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», в которой он обобщил идеи своих  предшественников (Ж. Ламарка и др.), результаты своих собственных наблюдений, достижения биологии, селекционной работы и впервые в науке показал механизм эволюции, т.е. основные причины и факторы эволюции живой природы.

  В 1871 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу  «Происхождение человека и половой  отбор», в которой высказал мысль о происхождении человека естественным путем от обезьяноподобного предка. Он показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека, что это есть результат действия основных факторов эволюции в органическом мире: изменчивости, наследственности и естественного отбора.

  Однако  Ч. Дарвин не указывает на социальные факторы, не затрагивает роли трудовой деятельности в процессе антропосоциогенеза. Становление человека охватывает огромный период (более 3 млн. лет), в ходе которого наши обезьяноподобные предки в процессе изменчивости, наследственности и естественного отбора, под действием социальных факторов постепенно вырабатывали свойства, присущие человеку. Процесс этот не был одномоментным, в ходе антропогенеза многие ветви генеалогического дерева человека гибли, не оставляя потомства, а оставшиеся давали потомков и эволюционировали в сторону человека разумного.

  Рассматривая  процесс антропосоциогенеза, следует  иметь в виду мысль Тейяра да Шардена  о том, что возникновение человека — это процесс коллективный (на базе популяций) и «первым человеком» мог быть не один, а только множество людей. С позиций современного естествознания цепочка предков современного человека, его предшественников выглядит следующим образом: древнейший предок высших обезьян и человека рамапитек жил на территории Индии (14—8 млн. лет назад). Примерно 10 млн. лет назад от него отделился предок орангутанга сивапитек (остался в Азии). Австралопитеки (южные обезьяны) жили 3,5—1,5 млн. лет до н. э. Общий предок гориллы, шимпанзе и человека не менее 7 млн. лет тому назад обитал в Африке. Дальнейшая эволюция антропоидов представлена в табл. 4.

  Следует иметь в виду, что представленные цифры, указывающие на периоды видообразования, приблизительны, т.к. представить этот процесс с точными хронологическими датами невозможно, сохранились далеко не все следы прошлого. По своему генотипу наиболее близок человек к крупным человекообразным обезьянам — горилле и шимпанзе (понгидам). Результаты анализа последовательностей нуклеотидов одного и того же гена особей различных видов показывают, что горилла по своему генотипу ближе к человеку, чем к орангутангу10. Дивергенция эволюционной линии шимпанзе и человека произошла 7 млн. лет тому назад. Заслуживает внимания гипотеза о формировании примитивного Homo sapiens около 200 тыс. лет тому назад в Африке и последующем его расселении по планете.

  Таблица 4

Эволюция  антропоидов

Род и вид Возраст (приблизительно лет до н. э.)
Рамапитек (Ramapitheus) 14-6 млн. лет
Австралопитек (Australopithecus) 3,5-1,5 млн. лет
Человек умелый (Homo habilis) 2-1,5 млн. лет
Человек прямостоящий (Homo erectus) — Питекантроп синантроп 1,5 млн. лет-200 тыс. лет
Человек неандертальский 70-30 тыс. лет
Человек разумный (Homo sapiens) — кроманьонский человек 200-40 тыс. лет  назад
Поздний неантроп — современный человек 40-80 тыс. лет

Лекция  7. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

1. Биологическое и  социальное в филогенезе и онтогенезе человека

  Homo sapiens (человек разумный) — дитя природы и общества, неразрывное единство природного, биологического и социального, которые не только тесно связаны между собой, взаимодействуют, но и в определенном отношении взаимообусловлены друг другом.

  Человек разумный как биологический вид  относится к типухордовых, подтипу  позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, роду человек. Человеческий организм — биологическая материальная основа, на которой в процессе социализации строится, воздвигается человеческая личность, личность социального существа, организованного в сообщества, способного создавать, систематически использовать и совершенствовать орудия труда в процессе предметно-практической деятельности, обладающего речью, сознанием и самосознанием. Под влиянием факторов биологической эволюции организм человека приобрел уникальные системно-функционирующие свойства, качества.

  С момента формирования Homo sapiens прошло 30-40 тыс. лет, некоторые авторы считают, что 200 тыс. лет. Как же осуществлялся филогенез человека в этот период? Как социальная жизнь, материальное производство и культура повлияли на биологическую эволюцию человека? Данные науки свидетельствуют о том, что биологическая эволюция перестала играть решающую роль. Сила естественного отбора ослабевает и в значительной мере проявляет себя только в эмбриональном периоде развития человеческого организма.

  Развитие  медицины, социальные институты ослабляют  влияние биологической изменчивости индивидов. Так, в Европе за период с 1840 г. по конец XX в. уровень смертности от туберкулеза снизился с 4000 до 13 человек на 1 млн. жителей.

  Для современной эпохи характерен очень  медленный темп генетических изменений в результате отбора и большое генетическое сходство людей, принадлежащих к различным социальным группам, нациям, расам. С другой стороны, наблюдается многообразие культур и образов жизни, т.е. осуществляется культурная эволюция, которая играет все более значительную роль в эволюции Homo sapiens. В отличие от животных, у которых естественный отбор является главным фактором эволюции, у человека отбор способствует сохранению генофонда и сдерживанию негативных мутаций.

  Выясняя сущность филогенеза человека, проследим, как изменяется физический облик, умственные способности и жизнеспособность человеческого организма. Комплексным  показателем его биологической  жизнеспособности является продолжительность жизни, которая с 22 лет в первобытном обществе увеличилась в начале XX в. в Европе до 56 лет, а к концу XX в. — до 75-78 лет, т.е. ее уровень приближается к средней норме 80-90-100 лет.

Информация о работе Лекции по "Концепции современного естествознания"