Математическая программа Пифагора – Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:14, реферат

Описание работы

Математическая программа Пифагора – Платона
Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.
Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.

Работа содержит 1 файл

Математическая программа Пифагора.docx

— 16.10 Кб (Скачать)

Математическая программа  Пифагора – Платона

Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее  развитая Платоном.

Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией  – протяженный мир тел, подчиненный  законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон  прекрасно устроенного человеческого  тела.

Свое завершение математическая программа получила в философии  Платона, который нарисовал грандиозную  картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и  пытался вычленить, тем самым  математизируя физику

Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.)

Самым ярким воплощением  математической программы стала  геометрия Евклида, знаменитая книга  которого «Начала» появилась около 300 г. до н. э. Евклид пошел дальше и создал теорию геометрии не просто как чисто математическую, но и как физическую теорию. Его геометрия изучала величины, фигуры и их границы, их отношения, а также относительные положения и движения. При этом все эти тела находились не в пространстве, а в шаре, потому что основу космологических представлений античности составляла геометрия шара. Шар и круг считались самыми совершенными фигурами, которые находились в надлунном мире.

 

 

 

Атомистическая программа  Левкиппа и Демокрита

Второй научной программой античности, оказавшей громадное  влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит.

 

В основу мира атомистическая программа положила мельчайшие, неделимые, бесструктурные частицы – атомы, которые двигались в пустоте. Атомы – это бытие в собственном  смысле слова, пустота – небытие. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие, так как атомы никогда не возникают и не погибают, существуя вечно. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение – это распад вещей на части, в пределе – на атомы. Причиной возникновения вещей является вихрь, собирающий атомы вместе, сталкивающий и сцепляющий их. Разделение на части означает уничтожение вещей, но не атомов

Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. – умер в глубокой старости)

Очень важна была также  высказанная Демокритом идея жесткого детерминизма.

Детерминизм – (от лат. determino - определяю) - философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира.

Все, что происходит в  мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира.

Атомизм является физической программой, одной из самых плодотворных в истории науки. Она ориентировала  ученых на поиски механистических причин всех возможных изменений в природе, на развитие представлений о структуре  материи. По сути дела, атомистическая программа стала рождением механистического метода, требовавшего объяснить сущность природных процессов механическим соединением составляющих их частей. В рамках математической и атомистической научных программ было сделано немало важных открытий, которые легли в  основу первой научной картины мира. Эта картина была сформулирована в трудах другого величайшего  мыслителя в истории человечества – Аристотеля.

 

 

 

 

 

Континуальная программа  Аристотеля

Программа Аристотеля стала  третьей, завершающей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще  близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности. С другой стороны, в ней отчетливо проявляются  эллинистические тенденции к  выделению отдельных направлений  исследования в относительно самостоятельные  науки, каждая со своим предметом  и методом исследования

Аристотель (384–322 до н.э.)

Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных  программ, и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь. Он возражает и Демокриту, и Платону с Пифагором, отказываясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.

Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы  мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую  и целевую. Материя – это пассивное  начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает  вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при  этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно  прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде – все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элементы располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, которые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.

Самый «тяжелый» элемент  – земля – находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром  аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Шарообразность Земли  уже можно было подтвердить наблюдениями за лунными затмениями. Когда происходит такое затмение, Земля становится между Луной и Солнцем и отбрасывает круглую тень на Луну.

Вокруг Земли располагаются  более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается  до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем  земной мир, так как там все  тела состоят из пятого элемента –  эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера  или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Картину  античного Космоса замыкала сфера  неподвижных звезд, за которой находился  перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.

Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.

Геоцентрическая модель Вселенной  – модель, согласно которой в  центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим  орбитам вращаются остальные  планеты.


Информация о работе Математическая программа Пифагора – Платона