Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 18:44, контрольная работа

Описание работы

Развитие человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
Методология как научная дисциплина……………………………………...…..3
Понятие метода, типы методов и их взаимосвязь…………………………...…4
Основные методы эмпирического и теоретического познания……………….8
Заключение……………………………………………………………………..…11
Список литературы…………………………………………………………….....12

Работа содержит 1 файл

МОЯ контрольная 2012г..docx

— 65.96 Кб (Скачать)

Содержание:

 

  1. Введение……………………………………………………………………….….2
  2. Методология как научная дисциплина……………………………………...…..3
  3. Понятие метода, типы методов и их взаимосвязь…………………………...…4
  4. Основные методы эмпирического и теоретического познания……………….8
  5. Заключение……………………………………………………………………..…11
  6. Список литературы…………………………………………………………….....12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

 

Развитие  человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Все это убедительно  доказывает, что наука  в наши дни становиться все более  и более значимой частью жизни. В  данной работе хотелось бы доказать, что  наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов  и способов познания. Именно правильно  выбранный  метод помогает ему  познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать  законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает  наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические  методы и предмет исследования. Вместе с тем все эти специфические  методы находятся в неразрывной  связи с общенаучными методами, которые  широко применяются в большинстве  наук.

Наука тем  и выделяется из других форм общественного  сознания, что в ней методы получения  нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная  научная дисциплина -      « Методология научного познания ».

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методология как научная дисциплина.

 

Методология - целая область знаний, которая специально занимается изучением методов. Методология (от метод и логия), учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Методологическое знание выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной деятельности (дескриптивная методология). В обоих случаях основной функцией этого знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования какого-то объекта. В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдо проблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

 

 

 

 

 

    1. Понятие метода, типы методов и их взаимосвязь.

 

        Метод (греч. – способ познания) – “путь к чему-либо”, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность субъекта в любой ее форме.

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми  он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершается те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Понятие «научный метод» понимается как «целенаправленный подход, путь, посредством которого достигается поставленная цель. Это комплекс различных познавательных подходов и практических операций, направленных на приобретение научных знаний».

Методы  естествознания могут быть подразделены на следующие группы:                  

1. Общие  методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные  формы метода, дающего возможность  связывать воедино все стороны  процесса познания, все его ступени,  например, метод восхождения от  абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

2. Особенные  методы касаются лишь одной  стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

    3. Частные методы – это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Соотношение общенаучных методов также можно  представить в виде схемы (рис.1).

Рис.1. Общенаучные методы

Анализ как общенаучный метод познания представляет собой процедуру мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез — операция соединения выделенных в процессе анализа элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция — способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция — способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т.е. процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях. (Помните Шерлока Холмса?) Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.

Аналогия — прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Так, обнаруженные при изучении света явления интерференции и дифракции позволили сделать вывод о его волновой природе, поскольку раньше те же свойства были зафиксированы у звука, волновой характер которого был уже точно установлен. Аналогия — незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что «аналогия не есть доказательство»! Она может давать лишь предположительное знание.

Абстрагирование — прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования. Абстрагирование является очень эффективным инструментом теоретических исследований, позволяющим хирургически точно «вырезать» из хаотичного переплетения реальных связей и отношений именно те, которые представляют сущность изучаемого объекта. В рамках обыденного познания «абстрактное мышление» означает, как правило, мышление бедное, бессодержательное, одностороннее. Происходит это потому, что на данном уровне фактически нет средств различения абстракций существенных и несущественных, случайных и необходимых.

Моделирование – метод научного познания, основанный на изучении каких-либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования – оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает, как заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание.

Обобщение - процесс мысленного перехода от единичного к о общему, от менее общего, к более общему, например: переход от суждения «этот металл проводит электричество» к суждению «все металлы проводят электричество», от суждения : «механическая форма энергии превращается в тепловую» к суждению «всякая форма энергии превращается в тепловую».

    Исторический метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.

    Логический метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т. е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

     Классификация – распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные методы эмпирического и теоретического познания.

 

Эмпирическая  сторона предполагает необходимость  сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а  также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана  с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

МЕТОДЫ



 


 

Формализация


Построение  абстрактно математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов

Наблюдение


Целенаправленное  восприятие явлений


 

 

 

 

 


Аксиоматизация


Построение  теорий на основании аксиом

Описание


Фиксация  средствами языка сведений об объектах


 

 

 

 

 


 

Гипотетико-дедуктивный  метод


Создание  системы дедуктивно связанных между  собой гипотез, из которых выводятся  утверждения об эмпирических фактах


Измерение


Сравнение объектов по каким-либо общим свойствам и  сторонам


 

   

 

 


 

 

Эксперимент


Наблюдение  в специально создаваемых и контролируемых условиях


 

 

 

Рассмотрим  основные методы эмпирического и  теоретического познания.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение – это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В-третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации – над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

Гипотетико-дедуктивный  метод – это создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. Это значит, что заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет лишь вероятностным.

Гипотеза исследования – это  научно обоснованное предположение  о структуре изучаемого явления  или о характере связей между  его компонентами.

Таким образом, эмпирический и теоретический  уровни исследования различны. Это  различие основано на неодинаковости:

1. способов (методов) самой познавательной  активности;

2. характером достигаемых научных  результатов.

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методы научного познания