Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Все это убедительно доказывает, что наука в наши дни становиться все более и более значимой частью жизни. В данной работе хотелось бы доказать, что наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и способов познания. Именно правильно выбранный метод помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3
В чем суть методологии как научной дисциплины……………………….4
Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь……………………………………………..……7
Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания…………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………...18

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)



Министерство образования  и науки РФ

Федеральное  агентство  по  образованию 

филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего  профессионального  образования-

Всероссийского заочного финансово-экономического института

 в г. Туле

 

 

                               

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по концепции  современного естествознания

на  тему №3. «Методы научного познания».

       

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнил: студент 1  курса

                                                          Факультета финансово-кредитного

                                                          специальности финансы и кредит                                                

                                                          группы дневной

                                                          ******

                                                        

                                                          Проверил: ****

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2009 г.

 

План работы.

Стр.

  1. Введение ……………………………………………………………………..3
  2. В чем суть методологии как научной дисциплины……………………….4
  3. Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь……………………………………………..……7
  4. Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания…………………………………………………………………….10
  5. Заключение…………………………………………………………………17
  6. Список использованной литературы……………………………………...18
  7.  
            1. Введение.

 

Развитие человека невозможно без познавательной деятельности. Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. На сегодняшний день современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Безусловно человечество сделало огромный рывок вперед.

Все это убедительно  доказывает, что наука  в наши дни становиться все более и более значимой частью жизни. В данной работе хотелось бы доказать, что наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и способов познания. Именно правильно выбранный  метод помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познавательной деятельности, постоянно увеличивается. Точное их количество, пожалуй, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук и каждая из них имеет свои специфические методы и предмет исследования. Вместе с тем все эти специфические методы находятся в неразрывной связи с общенаучными методами, которые широко применяются в большинстве наук.

Наука тем и  выделяется из других форм общественного  сознания, что в ней методы получения  нового знания стали предметом самостоятельного анализа и открытого обсуждения. В итоге родилась самостоятельная научная дисциплина - « Методология научного познания ».

 

 

 

 

 

2. В чем суть методологии как научной дисциплины.

 

Методология (от греч. — учение о способах) совокупность учений о системе понятий и их отношений, — система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, Методологическое знание выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность определённых видов деятельности.

В современной  литературе под методологией обычно понимают, прежде всего, методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования — его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи.      

Начатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так, в Древнем Египте геометрия выступала в форме методологических предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе и перераспределении земельных площадей. В целом, однако, вплоть до нового времени проблемы методологии не занимали самостоятельного места в системе знания и включались в контекст натурфилософских или логических рассуждений. 
   Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии. Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р.Декарт: методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Однако, проблемы методологии тесно переплетались с теорией познания. немецкий философ Кант впервые обосновал особый статус методологического знания.  
   Для развития науки в 20 в. характерен быстрый рост методологических исследований и повышение их удельного веса в общем массиве научного знания. В итоге современная наука располагает мощным арсеналом весьма разнородных средств, предназначенных для решения задач самого различного характера. В свою очередь, это породило новую методологическую ситуацию: приступая к исследованию, современный научный работник нередко оказывается перед необходимостью выбора наиболее эффективного методологического средства (или их совокупности) из некоторого их набора. Наконец, особый круг проблем методология создаёт чрезвычайно характерное для современного научно-технического развития тесное переплетение элементов науки и практики при решении крупных комплексных проблем (типа космических проектов, мероприятий по защите среды).

На сегодняшний день можно предложить следующую «схему структуры методологии»:

1. Характеристики деятельности:

·    особенности,

·    принципы,

·    условия,

·    нормы деятельности;

2. Логическая структура деятельности:

·    субъект,

·    объект,

·    предмет,

·    формы,

·    средства,

·    методы,

·    результат деятельности;

3. Временная структура деятельности:

·    фазы,

·    стадии,

·    этапы деятельности.

 

Такое понимание  и построение методологии позволяет  с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

В современной  методологии выделяют различные  уровни критериев научности, такие как: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. 

Наиболее важными точками  приложения методологии являются постановка проблемы (именно здесь чаще всего совершаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдопроблем или существенно затрудняющие получение результата), построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения.

Таким образом, важнейшей задачей методологии  является изучение происхождения, сущности, эффективности характеристик методов  познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Дайте определение понятия метод, охарактеризуйте основные типы методов и их взаимосвязь.

 

Как подчеркивал  Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным. Метод - это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности.

Метод вооружает  человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может  достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности.

 Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего, в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно- исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

В современной  науке вполне успешно работает многоуровневая концепция  методологического знания. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на пять основных групп:

1.Философские методы.

2.Общенаучные (общелогические)  подходы и методы исследования.

3. Частно-научные методы.

4. Дисциплинарные методы.

5. Методы междисциплинарного исследования.

 

Философские методы познания в свою очередь делятся на диалетические  и  метафизические. Диалектика – метод, исследующий развивающуюся, изменяющуюся реальную действительность. Он признает конкретность истины и предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Метод, противоположный диалектическому, называется метафизическим. Метафизический метод рассматривает каждое явление изолированно, вне связи и взаимодействия явлений друг с другом. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом.

Существует также другая классификация научных методов  по их роли и предназначению:

- общие методы касаются любого предмета природы, любой науки. Это различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени.

- особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент.

- частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.

Известны и  некоторые другие типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, но наиболее важное разделение их на три большие группы - на методы эмпирические, теоретические и производственно-технические.

Эмпирическая  сторона  предполагает необходимость сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а также их описание(изложение фактов и их первичная систематизация).

Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

Производственно-техническая сторона проявляет себя как непосредственная производственная сила общества, прокладывая путь развитию техники, но это уже выходит за рамки собственно научных методов, так как носит прикладной характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Проанализируйте основные методы эмпирического и теоретического познания.

 

Существуют, конечно, методы, применяемые на всех уровнях  научного познания: абстрагирование1, обобщение, аналогия, анализ, синтез и некоторые другие. Но все же разница в методах, используемых на теоретическом и эмпирическом  уровнях, не случайна.

Как уже было сказано, в эмпирическом познании преобладает чувственный аспект, в теоретическом – рациональный (разумный). Их соотношение находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе познания. Рассмотрим методологию каждого уровня исследования в отдельности.

Для эмпирического  познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские  программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание  экспериментальных данных, их классификация, первичное обобщение. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Любое познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении, это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются описание, измерение и сравнение (аналогия). Описание -  фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте. Применяется преимущественно в биологии, медицине, психологии, социологии. Измерение – сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.

Информация о работе Методы научного познания