Многообразие вненаучного знания и его познавательный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет "твердое ядро", состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Эти соновоположения тесно вплетены в интеллектульную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер "очевидностей", альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектульного горизонта. Серьезное критическое обсуждение основоположений классического идеала научности начинает занимать центральное место лишь в современности, когда после длительного развития наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям.

Содержание

Введение 3

1. Многообразие вненаучного знания (искусство, мистика, магия, астрология, алхимия, хиромантия, парапсихология, уфология, биоэнергетика) 5

2. Познавательный статус вненаучного знания 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

КСЕ Виктор.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) 

Кафедра философии и социологии 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

По  дисциплине "КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ" 

На  тему: " МНОГООБРАЗИЕ ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ (ИСКУССТВО, МИСТИКА, МАГИЯ, АСТРОЛОГИЯ, АЛХИМИЯ, ХИРОМАНТИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ, УФОЛОГИЯ, БИОЭНЕРГЕТИКА) ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС. " 
 
 
 
 
 
 
 

          Выполнил(а):                                              Проверил:

  Трегубов В. С.                                         Морозов

  группа СФЗ – 101,                                Александр Сергеевич,

  ф-т экономический,                           доцент кафедры

  заочной формы  обучения,                философии и социологии 
 
 
 
 

      Кемерово 2011 

     Содержание: 

    Введение           3

    1. Многообразие вненаучного знания (искусство, мистика, магия, астрология, алхимия, хиромантия, парапсихология, уфология, биоэнергетика)    5

    2. Познавательный статус вненаучного знания            16

    Заключение                                                                                         19

Список используемой литературы                                                                     20 

ВВЕДЕНИЕ 

     Классический  идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет "твердое ядро", состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Эти соновоположения тесно вплетены в интеллектульную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер "очевидностей", альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектульного горизонта. Серьезное критическое обсуждение основоположений классического идеала научности начинает занимать центральное место лишь в современности, когда после длительного развития наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям. Тем не менее фактически все основоположения классического идеала научности находят своих активных защитников вплоть до сегодняшнего дня. По поводу некоторых основоположений ведутся острые дискуссии, исход которых еще далеко не очевиден. Некоторые основоположения, на мой взгляд, действительно имеют непреходящую ценность и в уточненной, модифицированной форме войдут в структуру нового идеала научности.

     Основоположения классического идеала таковы:

     а) Чистая истина. Истинность является не только нормативной ценностью, но и необходимой дескриптивной характеристикой любых познавательных результатов, претендующих на научный статус. В соответствии с этим классическим представлением "наука не должна содержать никакой примеси заблуждений".

     б) Фундаментализм. Наука должна давать совершенно надежное знание посредством окончательной обоснованности.

     в) Теоретико-научный редукционизм. В его основе представление о возможности выработать универсальный стандарт научности. Это представление служит питательной почвой двух главных гипотез, определяющих стратегию теоретико-научного редукционизма. Согласно первой из них, универсальный стандарт научности может быть сформулирован на базе "наиболее развитой" и " совершенной" области знания или даже теории. Согласно второй гипотезе, все прочие области познания "подтянутся" к выработанному таким образом стандарту научности.

     В соответствии со стратегией теоретико-научного редукционизма сегодня многие ученые и философы эталон научности усматривают в естествознании, а в самом естествознании чаще всего обращаются к физике. Однако ориентация на физику ни в истории, ни в современности не является единственной. Более того, сегодня возникает вопрос о границах стратегии теоретико-научного редукционизма в целом.

     г) Интернализм. Социокультурная автономия науки и стандарта научности. В соответствии с классическими представлениями  фундаменталистски обоснованное научное знание и сами стандарты его обоснования должны быть полностью независимыми от социокультурных (социально-экономических, культурно-исторических, социально-политических) условий их формирования. Выводы науки должны осуществляться в соответствии с изучаемой реальностью.

 

     

    МНОГООБРАЗИЕ  ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ (ИСКУССТВО, МИСТИКА, МАГИЯ, АСТРОЛОГИЯ, АЛХИМИЯ, ХИРОМАНТИЯ, ПАРАПСИХОЛОГИЯ, УФОЛОГИЯ, БИОЭНЕРГЕТИКА). 

     Познание  не ограничивается только сферой науки, знание в различных формах существует и за пределами науки. Появление  научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы  познания.

     Научное познание - это процесс получения  объективного, истинного знания. Наука - это область практической и интеллектуальной (теоретической) деятельности человека, связанной с описанием, объяснением  и предсказанием процессов и  явлений действительности (реальности). Появление науки заложило традицию разграничивать познание на научное (объективное, истинное, всеобщее) и вненаучное (ложное, надуманное, фиктивное) знание. Но эта позиция ошибочна.

     Вненаучное знание не является выдумкой отсталых народов неспособных объяснить явления природы или фикцией придуманной гуманитариями. Вненаучное знание производится (возникает) в определенных  культурно-интеллектуальных сообществах, основывающихся на духовных традициях отличных от рационалистических и позитивистских установок. Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания. Многие отрасли вненаучного познания возникли намного раньше, чем соответствующие отрасли науки. Так, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. Математика и философия (мифология) старше всех других дисциплин. В истории философии многообразные формы вненаучного знания объединяются под названием эзотеризм.

     Выделяют  следующие формы вненаучного  знания:

     1.Ненаучное, понимаемое как разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира. В ненаучном знании выделяют девиантное и анормальное знание.  Девиантное знание означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества. Особенность девиантного знания состоит в том, что его формируют люди, имеющие научную подготовку, но выбирающие расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Анормальное знание - это знание, а также способ его получения, несоответствующие нормам, которые считаются общепринятыми на данном историческом этапе развития науки. Анормальное знание возникает в результате расхождения норм обыденного сознания и научного, а также при противоречии норм одной научной парадигмы с нормами другой;

     2.Донаучное выступает предпосылочной базой научного познания. Донаучное - это особая форма вненаучного и внерационального знания, основанного на проницательности. Это народные науки, основанные на решении, с одной стороны, самых элементарных житейских проблем, а с другой обращены к самым жизненно важным сферам человеческой деятельности: здоровье, земледелие, скотоводство, строительство. В эпоху доминирования классической науки донаучное знание потеряло свой статус (знахари, целители, а ранее это жрецы, шаманы, старейшины рода). Народная наука существует и транслируется от наставника к ученику в бесписьменной форме;

     3.Паранаучное (пара от греч. -  около, при). Это знание включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности (телепатия, ясновидение, психокинез). Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания являются мистика и спиритизм. Паранаука основывается на предположении о возможности получать информацию или оказывать влияние, не прибегая к непосредственным физическим способам общения, воздействия. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более индивидуумами паранормальными способами. Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (например, фотографии). Психокинез - это способность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей психомоторной деятельности, перемещать предметы вне физическим способом;

     4.Лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, сопровождающийся фанатизмом и догматизмом, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность (сенсационность). Лженаучные знания очень чувствительны к злободневным (политическим, историческим) проблемам, сенсациям. Их особенность является то, что они не могут быть объединены единой теоретической концепцией, обладать универсальностью, систематичностью, органически включать в себя другие теоретические положения и факты. Лженаучное знание выстраивает свою логику и аргументацию на основе критики, а иногда и простого отрицания традиционных, не подлежащих сомнению научных фактов и теоретических положений.

     Лженаучное  знание обнаруживает себя и развивается  через квазинаучное, антинаучное  и псевдонаучное знание.

     5.Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев на идеологической почве, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаука расцветает в условиях тоталитаризма и строго иерархизированной науки, где невозможна критика власти, где жестко проявляется политический и идеологический режим. В истории нашей страны были периоды лысенковщины, разносной критики “антимарксистских” и “буржуазных” теорий генетики, кибернетики. В этот список попали не только философия, литература, искусство, но и даже формальная логика.

     6.Антинаучное -  утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Антинаука выражает извечную потребность человека и общества в обнаружении легкодоступного “лекарства от всех болезней”, веру в возможное быстрое и успешное решение какой-либо конкретной проблемы или всех проблем. Антинаука возникает в периоды социальной нестабильности, когда нет четких ориентиров развития общества. Антинаука способна усугубить любое положение дел. Поэтому она достаточно опасна, но, тем не менее, принципиальное избавление от антинауки невозможно.

     7.Псевдонаучное знание характеризуется эмоциями, интеллектуальной активностью и спекуляциями на совокупности популярных теорий и необъяснимых фактах, событиях или явлениях природы, например, истории о древних астронавтах, посещавших нашу планету, об НЛО, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также специфичная обработка фактов основанная на истолковании. По своей форме псевдонаука - это рассказ или история о каких-либо событиях. Псевдонаучое знание считает себя безошибочным: бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории или сюжета.

     Рассматриваемые формы вненаучного познания достаточно условны. В действительности они  переплетаются  причудливым образом, переходя из одной в другую. Традиционная наука, основанная на рационализме и прагматизме, завела человечество в тупик, выход из которого может подсказать вненаучное знание. В науке знание подвергается строгой проверке как с позиции теории, так и с позиции практики. В науке не выдержавшее проверку знание отбрасывается. И даже истинная информация может оказаться за пределами науки.

     Ключевым  положением для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (”тонкий мир”), другая выражает стремление человека пройти путь самосовершенствования и изменить себя, а в месте с тем, и существующий Космос (это путь длительной эволюции человека). Если рациональное научное знание неэмоционально и безличностно объективно, то в эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно без использования механизмов эмоциональных переживаний и духовной активности человека. Эзотерическое направление реализует познавательную цель, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами обычного опыта.

     Ориентироваться в сложном здании эзотерической  философии непросто. Но можно предложить следующую иерархию уровней подразделения  эзотеризма.

     1.Оккультизм. Это знание основывается на пробуждаемых в природе неизвестных (оккультных) сил посредством определенных ритуалов, обрядов и заклинаний. Оккультизм признает существование скрытых, тайных сил в человеке и Космосе. Но эти силы доступны как для понимания, так и управления ими, только для людей посвященных, прошедших обряд посвящения и получивших специальную биопсихоэнергетическую подготовку. Одним из основных направлений оккультизма является спиритизм. Спиритизм основывается на древнеегипетском веровании в существование сверхъестественного мира нематериальных духов. Его сторонники верят в существование душ умерших, в реинкарнацию (перевоплощение после смерти). “Оккультизм же не есть только современная мода, он представляет собой очень древнюю традицию, проходящую через всю историю человеческого духа. В так называемых оккультных науках не всё есть лишь шарлатанство. Сфера оккультного существует, существует магия как реальная сила в природном мире. И в человеке и в космосе есть оккультные, скрытые силы, еще не изученные наукой. И современная наука в течение последних десятилетий расширяется в сторону изучения оккультных явлений в человеке и в природе. Всё более раскрывается сфера подсознательного, которую знали древние люди, но которая закрылась для нового человечества”.

Информация о работе Многообразие вненаучного знания и его познавательный статус