Основные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте».
Цель данной контрольной работы – проследить основные этапы развития естествознания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4
1.1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД 4
1.2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 5
1.3. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД 6
1.4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 7
1.6. «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 7
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа содержит 1 файл

КСЕ Основные этапы развития естествознания.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Концепция современного естествознания – новый  предмет в системе высшего  образования. Итак, естествознание —  неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.

     Изучение  современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что  именно там закладывались ее основы.

     Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника, история естествознания рассматривается в свете научных революций, связанных с выявлением фундаментальных принципов природы.

     Этапов  выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте».

     Цель данной контрольной  работы – проследить основные этапы  развития естествознания.

 

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 

     Самыми  древними науками можно считать  астрономию, геометрию и медицину, созданные жрецами Египта и Междуречья. Большие успехи в данных направлениях были достигнуты также в Древнем Китае и Древней Индии. Формирование наук осуществлялось очень медленно. «Принято считать, что к середине XVIII в. сформировались только четыре науки: механика, физика, математика и астрономия. Великие системы биологии, как и первые основные законы химии, пришлись на конец XVIII — начало XIX в., основные идеи геологии находились в то время в стадии формирования»1.

     1.1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

     Естественнонаучные  знания Древнего Востока проникли в  Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией. Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется конкуренцией различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.

     В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная, прежде всего, не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей.

     Другое  научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение.

     Исследование  первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц.

     Самой яркой фигурой античной науки  того периода был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске.

     Аристотель  разделял все науки на три больших  раздела: науки теоретические и  практические, которые добывают знания ради достижения морального совершенствования, а также науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в.

     Зарождение  медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.

     1.2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

 

     Первой  из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур делил философию на три части: логику, физику и этику. Эпикурейская физика — это целостный взгляд на реальность. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первоначального толчка (первотолчка).

     В первой половине III в. до н.э. в Александрии велись серьезные медицинские исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию.

     В эллинистический период начали составляться труды, объединявшие все знания в какой-либо области. Так, например, одному из крупнейших математиков того периода Евклиду принадлежит знаменитый труд «Начала», где собраны воедино все достижения математической мысли.

     Выдающимся  ученым эллинистического периода был  математик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Он был автором многих остроумных инженерных изобретений. Среди множества работ особое значение имеют следующие: «О сфере и цилиндре», «Об измерении круга», «О спиралях», «О квадратуре параболы», «О равновесии плоскости», «О плавающих телах». Архимед заложил основы статики и гидростатики.

     Следует отметить, что в рассматриваемый  период завершили свое формирование основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение. Все науки того времени были тесно вплетены в философско-религиозную мысль и по существу считались знанием элиты (религиозной или философской) древнего общества2.

     1.3. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД

 

     В 30-х гг. до н.э. новым научным центром  становится Рим со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Закончился период расцвета великой эллинистической науки. Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в медицине.

     Особое  место среди работ Птолемея занимает «Великое построение», которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта работа посвящена математическому описанию картины мира (полученной от Аристотеля), в которой Солнце, Луна и 5 планет, известных к тому времени, вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математике ввиду ее строгости и доказательности.

     Наука античного мира обязана Галену систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля, теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа.

     1.4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

 

     Естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо отметить поиски алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы.

     С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Благодаря этому возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.

     1.6. «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

 

     Начало  данного этапа связано с публикацией Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер»; И. Ньютоном «Математические начала натуральной философии».

     Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет.

     В течение этого периода изменился  не только образ мира. Изменились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основные моменты:

     1. Земля, по Копернику, — не  центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие.

     2. Наука становится исследованием и раскрытием мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.

     3. Наиболее характерная черта возникшей  науки — ее метод. Он допускает  общественный контроль, и именно  поэтому наука становится социальной.

     4. Начиная с Галилея наука намерена  исследовать не что, а как,  не субстанцию, а функцию3.

     Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.

     Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало огромное влияние на дальнейшее развитие науки.

 

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА,  КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 

     Основной  метод исследований Нового времени  — научный эксперимент, который  отличается от всех возможных наблюдений тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все наблюдения и измерения направлены на ее подтверждение или опровержение.

     Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). С методологической точки зрения Леонардо можно считать предшественником Галилея. Помимо опыта он придавал исключительное значение математике. «Лучше маленькая точность, чем большая ложь», — утверждал он4.

     Начало  экспериментальному методу Нового времени  положило изобретение двух важнейших инструментов: сложного микроскопа и телескопа.

     С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты четыре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд.

     В Новое время, во многом благодаря  экспериментальному методу, были объяснены  многие довольно простые явления, над которыми человечество задумывалось в течение многих веков, а также были высказаны идеи, определившие научные поиски на века вперед.

     1. Законы функционирования линз удалось объяснить Кеплеру;

     2. Правильные объяснения приливов и отливов в морях и океанах, дали Кеплер и Ньютон.

     3. Причина цветов тел была установлена Ньютоном. Его теория цветов представляет собой одно из выдающихся достижений оптики, сохранившее значение до настоящего времени.

     В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. В 1543—1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представлений о человеческом теле.

     У. Гарвей (1578—1657) продвинул дело гораздо  дальше, начав развитие биологических  аспектов механистической философии. Он заложил основы экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему циркуляции крови в организме.

 

3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 

     В истории естествознания процесс  накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.

     Крупные научные революции связаны с  такими достижения человеческой мысли, как:

     1. учение о гелиоцентрической системе мира Н. Коперника,

     2. создание классической механики И. Ньютоном,

     3. ряд фундаментальных открытий в биологии, геологии, химии и физике в первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволюционного развития природы и установившие тесную взаимосвязь многих явлений природы,

Информация о работе Основные этапы развития естествознания