Память

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:34, реферат

Описание работы

Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.

Содержание

I. Память ……………………………………………………………………….4
1.Память…………………………………………………………………………….4
2.Свойства и процессы памяти……………………………………………………5
3.Нарушения памяти…………………………………………………………….....6
II.Виды памяти…………………………………………………………………8
1.Виды памяти и их особенности…………………...…………………………….8
III. Ингибиторы и Активаторы……………………………………………....11
1.Ингибиторы…………………………………………………………………..…11
2.Активаторы……………………………………………………………………...12
IV.Тесты на память……………………………………………………..……..13
1.Упражнений по Ф.Лёзеру …………...………………………………...……….13
2.Тест на запоминание несвязанных слов……………………………………...17
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ксе2 семестр.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.

  1. Память ……………………………………………………………………….4

    1. Память…………………………………………………………………………….4
    2. Свойства и процессы памяти……………………………………………………5
    3. Нарушения памяти…………………………………………………………….....6
  1. Виды памяти…………………………………………………………………8
    1. Виды памяти и их особенности…………………...…………………………….8
  1. Ингибиторы и Активаторы……………………………………………....11

  1. Ингибиторы…………………………………………………………………..…11
  2. Активаторы……………………………………………………………………...12
  1. Тесты на память……………………………………………………..……..13
  1. Упражнений по Ф.Лёзеру …………...………………………………...……….13
  2. Тест на запоминание несвязанных  слов……………………………………...17

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

Введение

 

 Память — форма  психического отражения, заключающаяся  в закреплении,

сохранении и последующем  воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память связывает прошлое  субъекта с его настоящим и  будущим и является

важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической  деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

  Благодаря, памяти мы имеем  возможность постоянно расширять  круг своих знаний и пользоваться  ими по мере надобности.

Память является основным условием успешного обучения и воспитания индивида, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значение памяти в жизни человека огромна, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие исчезают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека проблемы с памятью возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и  распад личности.

Память развивается в течении  всей жизни человека, ее становление  и формирование связаны как с  развитием нервной системы, так  и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида.

 

 

 

  1. Память

 

  1. Память.

 

Историки утверждают, что персидский царь Кир, Александр Македонский  и Юлий Цезарь знали в лицо и  по имени всех своих солдат, а  количество солдат у

каждого превышало 30 тысяч человек. Такими же способностями обладал

знаменитый Фемистокл, который  знал в лицо и по имени каждого  из 20-ти тысяч жителей греческой  столицы Афины. Академик А. Ф. Иоффе  по памяти знал таблицу логарифмов. Современник А. Ф. Иоффе – академик А. А. Чаплыгин мог на спор выучить любую книгу, безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад, случайно и всего один раз. Книговеды – древнейший памятник индейской литературы на протяжении веков передавалось устно, сохраняя лишь в памяти индейцев. Жрецы и сейчас помнят народный эпос, все песни Махабхары в 300 тысяч строк. Все эти примеры наглядно демонстрируют безграничные возможности памяти.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что  мы знаем,

умеем, есть следствие способности  мозга запоминать и сохранять в памяти

образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы  ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность.

Все, что в окружающей жизни связано  с этими устойчивыми интересами,

запоминается лучше, чем то, что  с ними не связано.

 

 

 

  1. Свойства и процессы памяти.

 

 Свойства памяти:

 

    • Точность
    • Объём
    • Скорость процессов запоминания
    • Скорость процессов воспроизведения
    • Скорость процессов забывания.

 

Процессы памяти:

 

    • Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
    • Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
    • Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения  возникают затруднения, то идёт процесс  припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

 

    • Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

 

      1. Нарушения памяти.

 

Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти — амнезии — могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу.

В настоящее время все нарушения  памяти делятся на:

        • Гипомнезии — ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.).
        • Гипермнезии — аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский)
        • Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

Особо выделяется детская амнезия  — потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания.

 

 

  1. Виды памяти.

 

  1. Виды памяти и их особенности.

 

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

 

    • Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунд.

 

    • Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеству информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

 

    • Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

 

    • Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

 

    • Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

 

В зависимости от преобладающего в  процессе функционирования памяти анализатора  выделяют двигательную, зрительную, слуховую, (осязательную, обонятельную, вкусовую), эмоциональную и другие виды памяти.

 

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

 

Слуховая память  - это хорошее  запоминание и точное воспроизведение  разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

 

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение  с достаточной точностью многообразных  сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

 

Эмоциональная память  - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

 

Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью  очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.

 

Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.

 

По характеру участия воли в  процессе запоминания и воспроизведения  материала память делят на произвольную и непроизвольную.

 

В первом случае перед человеком  ставится специальная мнемоническая  задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

 

 

  1. Ингибиторы и активаторы

 

  1. Ингибиторы.

 

Ингибитор (лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее  течение какой-либо химической реакции.

Ингибиторы  – вещества, которые уменьшают  активность ферментов и замедляют химические реакции. Различают обратимое и необратимое ингибирование:

    • Если ингибитор связывается с молекулой фермента слабыми связями (Е+И ↔ ЕИ) то такой ингибитор легко удаляется и активность фермента восстанавливается;
    • Если ингибитор связывается с молекулой фермента прочными ковалентными связями (Е+И→ ЕИ), то наступает необратимое подавление активности фермента

 

Ингибиторы  ацетилхолинэстеразы оказывают  положительные кратковременные  эффекты на память и электроэнцефалографические показатели у больных болезнью Альцгеймера.

 

Ингибиторы  ацетилхолинэстеразы вызывают усиление холинэргической передачи в мозге  человека, и может поэтому, улучшить память у людей страдающих болезнью Альцгеймера. Для выявления таких  эффектов доктор С. Брассель и его  коллеги (Центральный институт умственного здоровья, Маннхейм, Германия) исследовали кратковременные эффекты блокаторов ацетилхолинэстеразы на 35 больных болезнью Альцгеймера.

Информация о работе Память