Парадигма Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:32, реферат

Описание работы

Универсальная научно-философская система, созданная великим греческим ученым - Аристотелем из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.

Содержание

Введение 3
1. Краткая биография Аристотеля 4
2. Вклад в науки 5
2.1. Категории. Первоматерия 9
2.2. Классификация механических форм движения 11
2.3. Открытия Аристотеля 12
Заключение 15
Литература 16

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 35.66 Кб (Скачать)

САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АВТОНОМНОЙ  НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» 

Факультет бухгалтерского учета и прикладной информатики 

Кафедра общеобразовательных дисциплин 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по курсу:«Современные концепции естествознания»

на тему: «Парадигма Аристотеля» 
 
 
 

                              Выполнила:

                 студентка 1 курса

                                                группы СПИ 101

                  специальности

                   «Прикладная информатика» 
                   

      Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САРАНСК 2012г

Содержание 

Введение         3

1. Краткая биография  Аристотеля     4

2. Вклад в  науки        5

2.1.  Категории.  Первоматерия      9

2.2. Классификация механических форм движения   11

2.3. Открытия  Аристотеля       12

Заключение         15

Литература         16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Универсальная научно-философская система, созданная  великим греческим ученым - Аристотелем  из Стагиры явилась синтезом всех достижений греческой науки предшествовавшего периода. Это была первая в истории естествознания попытка обобщить представления о природе, характерные для античной натурфилософии, в целостную научную парадигму. Его научная парадигма просуществовала практически в неизменном виде до XVI века нашей эры, то есть почти 1800 лет.

     Цель  науки Аристотель видел в полном определении предмета, объекта, достигаемом  путем соединения дедукции и индукции:

     1. Знание о каждом отдельном  свойстве объекта должно быть  приобретено из опыта ;

     2. Убеждение в том, что это  свойство – существенное, должно  быть доказано умозаключением  особой логической формы –  категорическим силлогизмом.

     Аристотель  показал, что совокупность научных  знаний не может быть сведена к  единой системе понятий, поскольку  существует огромное разнообразие предметов  и явлений. Поэтому он разделил все  предметы и явления на так называемые категории, – объединения явлений  наивысшего порядка, на которые делится  все, существующее в мире. Представления  о категориях – фундаментальных  характеристиках вещи, та сторона  научной парадигмы Аристотеля, которой  мы пользуемся до сих пор. Категории  были введены им для того, чтобы  упорядочить подход к познанию объекта. Есть предположение, что выделение категорий Аристотель производил эмпирическим путем. При исследовании предмета, он ставил вопросы, какие различные определения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые сведения в известные рубрики или категории. 
 
 
 

     1 Краткая биография  Аристотеля 

     Аристотель  Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

     Рано  потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником  Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка в 322 до нашей эры.  
 
 
 
 
 
 
 

     2 Вклад в науки 

     Аристотель  охватил почти все доступные  для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение  Платона об идеях и дал решение  вопроса об отношении в бытии  общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

       По Аристотелю, всякая реально  существующая единичная вещь  есть единство «материи» и  «формы», причём «форма»» –  присущий самому веществу «вид»,  принимаемый им. Один и тот  же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

       В учении о познании и о  его видах Аристотель различал  «диалектическое» и «аподиктическое»  познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго  – достоверное знание. Хотя мнение  и может получить весьма высокую  степень вероятности по своему  содержанию, опыт не является, по  Аристотелю, последней инстанцией  достоверности знания, ибо высшие  принципы знания созерцаются  умом непосредственно. Цель науки  Аристотель видел в полном  определении предмета, достигаемом  только путём соединения дедукции  и индукции: 1) знание о каждом  отдельном свойстве должно быть  приобретено из опыта; 2) убеждение  в том, что это свойство –  существенное, должно быть доказано  умозаключением особой логической  формы – категория, силлогизмом.  Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в  «Аналитике», стало наряду с  учением о доказательстве центральной  частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма  Аристотель понимал как отражение  связи следствия, причины и  носителя причины. Основной принцип  силлогизма выражает связь между  родом, видом и единичной вещью.  Совокупность научного знания  не может быть сведена к  единой системе понятий, ибо  не существует такого понятия,  которое могло бы быть предикатом  всех других понятий: поэтому  для Аристотеля оказалось необходимым  указать все высшие роды –  категории, к которым сводятся  остальные роды сущего.

     Космология  Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений  и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией  Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечно равномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

     В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической  целесообразности, основанное на наблюдениях  над целесообразным строением живых  организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в  таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта  животных, взаимная приспособленность  их органов и т.д. В биологических  работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и  описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

     В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума, которая, по его мысли, заключает  в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 века до нашей эры отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями. Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

     Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение  однократных индивидуальных событий  в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю –  в «Поэтике» и «Риторике» –  развить глубокую, сближающуюся с  реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и  о жанрах эпоса и драмы.

     Аристотель  различал три хорошие и три  дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых  исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это –  монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.  
 
 

     2.1 Категории. Первоматерия 

     В своих работах Аристотель выделял 10 категорий, состав которых со временем изменялся. Это : сущность – количество – качество – отношение (различие в активности) – место – время – положение (находиться) – обладание (иметь) – действование (воздействие предметов друг на друга) – страдание ( испытывать постороннее действие). Главной категорией является сущность. Все остальные не могут рассматриваться по отдельности, а являются дополнительными при раскрытии сущности предмета.

     С течением времени менялось содержание этих категорий, уточнялись связи между  ними, но необходимость этой формы  дифференциации всего сущего в мире сохранилась и остается вполне актуальной сейчас.

     Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первоматерию. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует потенциальную предпосылку существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с ним и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия.

Информация о работе Парадигма Аристотеля