Проблема прав и свобод человека в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Многие, оценивают это восемнадцатилетие различно, подчас противоположным образом, но, независимо от этого, очевидно, что страна существенно изменилась. Соответственно изменился взгляд на Конституцию: мы лучше понимаем, в чем она нам помогает, а в чем помочь не может, надо ли нам сохранять ее в неизменном виде или следует как-то исправить либо даже вообще заменить другой. Но понимание это у всех неодинаково, потому что общество наше остается расколотым, а это значит, что Конституция РФ пока что не выполнила своей интегративной задачи. К сожалению, реализация Конституции РФ пока что во многом не оправдывает надежд ее разработчиков.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие прав человека …………………………………………………….5
2. Классификация прав человека …………………………………………….9
3. Современное содержание прав и свобод человека в России……………17
Заключение……………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

политология 2Фзк31.docx

— 51.88 Кб (Скачать)

     Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев  писал, что среди прав, которые  обыкновенно помещаются в Декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе  веры современного правосознания: это - право на достойное существование.

     Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение.

     В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных  документах. В частности, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право  на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное  человека существование для его  самого и членов его семьи» (ст. 3); «Каждый человек имеет право  на такой жизненный уровень, включая  пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим  для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного  случая утраты средств к существованию  по независящим от него обстоятельствам» (ст.25).

     К сожалению, такое право в действующей  Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные  выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии  выполнить эти требования.

     Но  помимо необеспеченности и негарантированности  прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так  и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует  доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год». В докладе приводится большой  перечень таких нарушений в различных  областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в  деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы  защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее  административными рычагами. И она  обязана открывать все новые  возможности для укрепления в  стране институтов реальной демократии.

     В Президентском послании Федеральному Собранию в 2007 году президент отметил, что в стратегические планы входит формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, становление  свободного и социально ответственного предпринимательства.

     «Мы понимаем, что находимся в начале трудного пути к подлинному возрождению  страны. И чем более сплоченным будет наше общество, тем быстрее  и увереннее мы сможем пройти этот путь», - подчеркнул глава государства.

     Президент Путин заявил, что сокращение смертности и увеличение рождаемости в России, достигнутые в 2006 и в 2007 годах, свидетельствуют  о первых успехах в реализации нацпроекта «Здоровье». «Достигнутые показатели реализации нацпроекта «Здоровье» можно рассматривать в качестве первых побед, пусть маленьких, но все-таки измеряемых тысячами жизней наших соотечественников», - передает слова Путина «Интерфакс».

     «Сокращение смертности и увеличение рождаемости, достигнутые в 2006 и в первые месяцы этого года, - очевидное свидетельство  правильности наших усилий», - подчеркнул президент

     Владимир  Путин заявил о невозможности  повышать пенсионный возраст в России. Выступая с посланием к Федеральному Собранию страны, он отверг утверждения  о том, что в противном случае произойдет крах пенсионной системы. «Объективной необходимости в этом нет. Если своевременно принять необходимые меры, никаких  кризисов в пенсионной системе не будет», - заявил он. Вот увеличение среднего размера пенсий в России за период с 2007 по 2009 годы должно составить  не менее 65%, заявил Путин.

     «Убежден, что наша страна только тогда займет достойное положение в мире, мы сможем сохранить нашу государственность  и суверенитет, если граждане будут  уверены, что все усилия государства  направлены на защиту их интересов, улучшение  их жизни, повышение благосостояния и безопасности», - заключил Путин.

     Новый Президент РФ Дмитрий Медведев выступая с посланием к Федеральному Собранию в 2008 г. отметил основные ценности человека. «Наши ценности формируют и наше представление о будущем. Мы стремимся  к справедливому обществу свободных  людей. Мы знаем: Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной  и в то же время комфортной для  жизни. Лучшей в мире для самых  талантливых, требовательных, самостоятельных  и критически настроенных граждан» отметил он.

     «Государственная  власть, - писал великий русский  философ Иван Ильин - имеет свои пределы, обозначенные именно тем, что она  есть власть, извне подходящая к  человеку…. И все творческие состояния  души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться…  Государство не может требовать  от граждан веры, молитвы, доброты  и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней необходимости  стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей».

     И нам нужны такие правоохранительные органы, работой которых добропорядочный  гражданин будет гордиться, а  не переходить на другую сторону улицы  при виде человека в погонах. Тем, кто ставит своей главной задачей  собственную наживу, а не защиту закона - не место в правоохранительных структурах. И потому мотивация сотрудников  этих органов должна быть, прежде всего, связана с качеством защиты прав и свобод граждан».

     Не  самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов  на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной  в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость  отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового  статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.

     Во  многих регионах стали фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация  людей по этническому признаку, беженцы  в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан  помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.

     Некоторые суверенитеты оказались окрашенными  кровью, Возникает принципиальный теоретический  и практический вопрос о соотношении  прав человека и прав наций и народов  на самоопределение. Налицо острейшее  трудноразрешимое противоречие современности.

     Конституция РФ подчеркивает, что обеспечение  прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов  государственной власти. Сегодня  ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации. Так, в Конституции  РФ записано, что в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов  находится защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно конституции  и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и  свобод.

     В целом можно сказать, что главное  в рассматриваемой проблеме - это  не теоретическая разработка прав и  свобод человека и гражданина, а  создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, то есть практическая сфера. 
 
 
 
 

     Заключение   

     Современная ситуация с правами человека в  России представляет собой причудливую  смесь из очевидных достижений, особенно в сравнении с советским периодом, и явных патологий с точки  зрения общепринятых международных  норм. Какие-то права человека, найдя  свою нишу в современном российском обществе, в основном соблюдаются, другие, наоборот, из года в год подавляются  всей мощью государства при явном  попустительстве общественности. Соблюдение одних прав имеет в основном позитивную динамику: степень их защищенности медленно, но верно повышается; другие переживают явный регресс; степень  защищенности третьих так и застыла  на уровне перестроечного прорыва. Очень  трудно в рамках привычного понимания  «спеха – неуспеха» оценить пятнадцатилетний опыт освоения прав человека российским народом и государством.

     С одной стороны:

     Вместе  с основными принципами демократии и рыночной экономики права человека стали составной частью «фициальной  идеологии» постсоветского государства. Рассуждения о правах человека заняли прочное место в российской политической риторике.

     Всеобщая  декларация прав человека полностью  вошла в российскую Конституцию.

     Подписаны и ратифицированы Россией многие международные конвенции в области  прав человека, в том числе Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод, и Европейская  конвенция о запрещении пыток  и бесчеловечного и унижающего достоинство  обращения и наказания.

     Федеральное Собрание приняло вполне соответствующие  европейским стандартам Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы. В новейших российских законах, в  той или иной степени регламентирующих деятельность государственных органов, в обязательном порядке присутствуют нормы, запрещающие дискриминацию  граждан при исполнении должностными лицами своих обязанностей.

     Свобода слова и свобода совести, несмотря на многочисленные издержки, стали  общепринятым российским достижением  в области прав человека, а выборы, хоть и являются зрелищем малоприятным, но проходят регулярно в соответствии с установленными законодательством  демократическими процедурами, при  минимуме замечаний со стороны международных  наблюдателей.

     За  соблюдением прав человека в России наблюдает избранный Государственной  Думой федеральный Уполномоченный по правам человека.

     Российские  граждане имеют возможность обращаться за защитой в Европейский суд  по правам человека.

     В стране около тысячи общественных правозащитных  организаций.

     Фактически  отменена смертная казнь.

     Опросы  общественного мнения не регистрируют сколько-нибудь значительной озабоченности  граждан соблюдением тех прав, борьба за которые была смыслом жизни  советских диссидентов: свобода  передвижения (в том числе право  выезда за рубеж), свобода слова, свобода  совести.

     С другой стороны, несмотря на перечисленные  политические успехи прав человека в  России, реальная жизнь большинства  граждан по-прежнему представляет собой  сплошную череду больших и малых  покушений на их свободу и человеческое достоинство. Созданная в ходе реформ государственная система гарантий соблюдения прав человека пока малоэффективна, а зачастую и просто беспомощна. В России по-прежнему и незаметно  для самих себя все не уважают  права всех, а человеческое достоинство  и свобода, несмотря на очевидную  и формально признаваемую моральную  ценность, остаются на периферии «оссийской ментальности». Права человека в  России даже не нарушают, их просто не замечают.

     Главное в решении проблемы защиты прав человека на данный момент - не только теоретическая  разработка и закрепление прав и  свобод, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации. Важно также устранить прямые нарушения прав, причины их порождающие; поставить силу закона на пути злоупотреблений  и произвола в отношении граждан; упрочить их защиту, ее организационное  обеспечение.

     Список  использованной литературы  

     1. Алексеева Л. В России нарушаются права женщин// CIVITAS вестник гражданского общества от 08.03.2009.. http://vestnikcivitas.ru/news/574.

     2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005, с.191-192.

     3. Дмитриев Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.

     4. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М.: НОРМА, 2006, с. 1-27.

     5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: ЮРИСТ, 2006, с. 399-400.

Информация о работе Проблема прав и свобод человека в современной России