Проблемы современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:04, реферат

Описание работы

К настоящему времени надежно установлена квантово-вероятностная природа микромира. Идет интенсивная исследовательская деятельность по ещё более глубокому проникновению вглубь строения живой и неживой материи. Эти исследования сочетаются с ещё более интенсивным использованием научных результатов для удовлетворения широкого спектра человеческих потребностей.

Работа содержит 1 файл

КСЕ +.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

Проблемы  современного естествознания 

     К настоящему времени надежно установлена  квантово-вероятностная природа  микромира. Идет интенсивная исследовательская  деятельность по ещё более глубокому  проникновению вглубь строения живой  и неживой материи. Эти исследования сочетаются с ещё более интенсивным использованием научных результатов для удовлетворения широкого спектра человеческих потребностей. Достаточно упомянуть, что современные информационные технологии целиком базируются на совместных исследованиях, проводимых математиками и естествоиспытателями различных направлений. Вся нынешняя техносфера, от бытовой техники до космических летательных аппаратов, лазерные технологии и наши системы тепло и энергоснабжения – все это основано на естественнонаучных достижениях. Новейшие технические системы, выполняющие физический труд вместо человека, компьютеры и система Интернета, преобразующие наш интеллектуальный труд – все это очень зримые последствия развития естествознания во всех его проявлениях. Мы исследуем микромир и мегамир для удовлетворения наших макропотребностей. Макромир тоже не оставлен вниманием. Теория цепных химических реакций и теория полимеризации стали основой современной индустрии новых материалов. Теория волновых процессов и физика диэлектриков обеспечивают устойчивую работу современных электроэнергетических систем. Огромное количество частных задач, решаемых в различных направлениях человеческой деятельности, в совокупности своей сводятся к одной главной проблеме естествознания. Коротко эту проблему можно обозначить так: что есть человек в этом мире? Фактически сейчас идет этап осознания человеком своей роли в эволюции природы.

     В 20-ые годы прошлого столетия академик Владимир Иванович Вернадский создал свое учение о биосфере планеты как активном начале в геологической истории Земли. Биосфера – своеобразная оболочка планеты. Состав, структура и энергетика этой оболочки определяются совокупной деятельностью всей живой материи, от одноклеточных организмов до всего человеческого сообщества. Вернадский причислил живое вещество к наиболее мощным геохимическим и энергетическим факторам, он доказал, что живая материя является сейчас, в наше время, ведущей силой планетного развития. Газовый состав атмосферы, химический состав верхней части земной коры есть результат совокупной деятельности живого вещества, непрерывно поддерживающего режим неорганической среды, обеспечивающий существование жизни. Фактически биосфера есть сложнейшая динамическая система; её жизненная функция состоит в улавливании, накоплении и переносе энергии путем обмена веществ между живым веществом и средой его обитания. С развитием человечества и его потребностей антропогенное воздействие приняло глобальный характер, изменяя не только лик Земли, но и близлежащий космос. Это воздействие и неразрывно связанное с ним противодействие (вспомните третий закон Ньютона!) оказывают мощное влияние на сам характер нашего мышления и соответствующих подходов ко всему комплексу взаимодействия природы и общества. При этом необходимо учитывать, что и само общество есть подсистема природного происхождения. Господь Бог скорее всего к экологии отношения не имеет. Эти проблемы мы создали, нам их и решать.

     В дальнейшем трудами В.Вернадского  и П. Тейяра де Шардена было создано  учение о ноосфере. Сам термин «ноосфера» придумал Э. Леруа, оно происходит от греческого понятия «noos» - разум. Сейчас под ноосферой понимается новое, формирующееся на наших глазах такое состояние биосферы, в котором разум становится основным фактором развития и нашей биосферы, и вслед за ней – планеты Земля. При этом Тейяр де Шарден трактует данный процесс как проявление «божественного замысла». В работах Вернадского становление ноосферы трактуется как прямой результат науки, её развития. Но становление и развитие науки есть следствие эволюции самого человека, его когнитивных (познавательных) и креативных (творческих) структур. Работа Вернадского, где была изложена отточенная идея ноосферы, появилась в 1944 году. Тогда она многими оценивалась как описание очередного «тупикового» пути в развитии науки. И только спустя много лет ученые поняли, что это не просто игра ума великого ученого, а вполне реальный процесс, знания о котором необходимы не только нынешним исследователям, но всему поколению нынешних и будущих студентов. Основой концепции ноосферы стало наше осознание реальности коэволюции человека и остальной природы как системного процесса. Частями этой системы служат взаимосвязанные эволюционные процессы в природе. Следовательно, эволюция неживой и живой материи, в том числе и человечества, есть единый процесс. Мы приходим к выводу, что триада «изменчивость – наследуемость – отбор» есть универсальный на данный момент времени механизм развития всей природы, всех её подсистем – косного вещества, живых существ, в том числе приматов, и всех творений человечества – социума, культуры, техносферы.

     В 70-х–80-х годах 20-го века сформировалось новое направление в научном  познании мира. Это была наука о самоорганизации – синергетика. Первая синергетическая работа Г.Хакена была посвящена лазерному излучению. Лазерный луч являет собой прекрасный пример появления высокоупорядоченного состояния неживой природы. Возникает он самопроизвольно из хаотического состояния вещества и излучения. Лазерного излучения в природе пока не обнаружено, если не считать писательских шедевров о сверкающих и пронизывающих взглядах человеческих глаз. Возникает лазерный луч в специальных системах, придуманных человеком. В генерации лазерного излучения Г.Хакен увидел не только одну из особенностей физического явления вынужденного излучения, а общую закономерность всех систем, обладающих свойствами открытости, нелинейности и диссипативности /27/. В становлении синергетики как концепции научного познания большую роль сыграли труды Ильи Романовича Пригожина, бельгийского физика. Анализируя общие закономерности неравновесных процессов упорядочения и разупорядочения, то есть переходов от хаоса к порядку и обратно, Пригожин пришел к выводу, что концептуально процесс эволюции всегда идет через конкурентное сочетание процессов деградации и самоорганизации /28/. Общее направление эволюции определяется преобладанием самоорганизации по сравнению с деградацией. Именно поэтому в природе по мере развития появляются все более сложные системы со все более высокой степенью упорядоченности. Вспомните лекцию об эволюции мира, в том числе в представлении «стрел времени» - там описана фактически последовательность перехода от первохаоса распавшейся сингулярности к появлению человеческого разума и его многочисленных деяний – разумных и не очень.

     Завершая  размышления об эволюции естествознания как процессе формирования мировоззренческих  концепций, отметим, что в настоящее  время формируется единая наука  – естествознание. Закономерности этой науки оказались действенными в системах любого происхождения. Именно поэтому в ближайшее время естествознание станет стержнем любой образованности. Гносеологическая стрела времени работает безукоризненно, но через «волны». Сейчас идет этап интеграции как внутри естествознания, так и во всей науке целиком. Что существенно – так это то, что этот же процесс неминуемо повторится и в образовании. Системообразующим фактором интеграции служит естествознание.

     Подведем  промежуточный итог – что же достигнуто в этой области познания в концептуальном смысле?

     Установлено, что мир существует как эволюционный процесс в материальных структурах. Это естественный процесс для  всех систем, от элементарных частиц до человеческого сознания. Эволюция идет через конкурентное сочетание процессов  самоорганизации и деградации, с преобладанием первого. В мире возникают все более сложные уровни организации материи. Ход эволюции зависит от разума, идея антропоцентризма снова возрождается на новом уровне. Усложнение систем на Земле осуществляется с участием человека. Движущей силой в естествознании служат антиномии – те противоречия между двумя восприятиями, каждое из которых признается логически доказуемым, например, непрерывность и дискретность материи, физические противоречия в технических системах и т.п.

     Методология естествознания стала общенаучной  методологией. Можно сказать, что  любая наука только в том случае наука, если она явно или неявно следует  естественнонаучным закономерностям. Иначе это либо эмпиризм, либо уровень  натурфилософии, то есть стартовое состояние. Не следует перечить природе, и уж тем более её «покорять». Надо идти вперед по стрелам времени, и лучше осознанно, чем через пробы и ошибки.

     Что же нам ждать от естествознания в  обозримый период?

     Несомненно, человечество продолжит свое проникновение «вглубь» и «вширь». Изучение микромира и мегамира по-прежнему будут развиваться, чтобы в обозримом будущем объединиться. Будет продолжен поиск «единых представлений». Системное видение мира дает очень много, как в смысле познания, так и в практическом использовании результатов, ибо потребности наши – материальные, познавательные и творческие – неминуемо будут увеличиваться. Они подобны энтропии мира – и то, и другое может только возрастать. Стратегия же развития естествознания как единой науки состоит в разработке научно обоснованных методов управления естественными процессами – теми, что сейчас представляются нам как находящиеся вне сферы человеческих возможностей. Но это пока, ибо мы только- только начинаем осознавать истинные возможности человеческого разума.

     В неживой природе это управление движением небесных тел, управление радиоактивным распадом. Объектов много  – это процессы внутри элементарных частиц, движение астероидов, Луны и  планет, земной и солнечный магнетизм  и многое другое. Уверенности в том, что так называемые самопроизвольные процесс вполне управляемы, способствует создание лазеров, фактическое управление вынужденным излучением как естественным процессом. В живой природе – управление делением клеток через познание глубоких механизмов митоза, управление наследственными факторами, то есть явное вмешательство в действие дарвинской триады в полном объеме. Это подход перспективен и в физике, и в химии, и, вероятно, в обществе. В обществе уже назрела потребность управления развитием социальных структур, где уже сейчас четко обозначилось то же «волнообразное» соперничество процессов деградации (частичной потери упорядоченности) и самоорганизации.

     Самым сложным объектом естествознания всегда был и остается человек. Это система  с очень большим, скорее всего, бесконечным числом степеней свободы. Люди уже научились понимать и отслеживать свою «моторику», свои физические нагрузки. Многое из этой области мы уже можем моделировать, с явной пользой для себя. Многочисленные машины, станки, роботы выполняют за нас физическую работу, причем чаще всего много быстрее и точнее, чем мы сами. В какой-то степени мы уже знаем, как работает человеческий интеллект, если под интеллектуальной деятельностью понимать всю нашу работу с информацией – её прием, классификацию, хранение, переработку и выдачу. Системы искусственного интеллекта во-многом построены «по образу и подобию», мы в этом отношении вполне достойны заменить Господа Бога /14,16/. Но наряду с «моторикой» и интеллектом человек ещё способен к творчеству, то есть к изобретательству, к генерации нового знания, того знания, которого нет в перерабатываемом массиве информации. Здесь ещё многое не очень ясно. Можно ли, например, вызвать «озарение по заказу»? Но подходы и первичные модели уже есть в активе человечества. Поэтому первейшая проблема естествознания – управление формированием собственной творческой личности. Необходимы научно обоснованные методы управления познавательным и творческим процессами. Основа здесь – прямая опора на закономерности естествознания, а не рассуждения о мистике и непознаваемости творчества.

     Применительно к человеческой личности необходимо надежно зафиксировать в сознании каждого студента, что мы с вами живем в эпоху быстрого развития когнитивных и креативных структур человека. Во времена натурфилософии познание было уделом отдельных «светочей». Во времена Ньютона и Максвелла стали возникать сообщества ученых – лаборатории, кафедры, академии. Число исследователей росло. В конце 10-го века появились специализированные исследовательские организации. Первый НИИ изобрел и организовал Т. Эдисон. В 20-ом веке численность ученых резко возросла, к познанию и творчеству стали причастны миллионы людей. Таланты стали появляться все чаще и чаще. Подобная тенденция свидетельствует о том, что познание и творчество со временем станет делом всего общества. Каждый обязан будет стать талантливым. Нужно видеть мир как систему, где эволюцией самих себя должны управлять Вы сами. В конечном счете, не исключено, что предназначением человека является управление эволюцией Вселенной. Но начинать надо с самих себя. Подобный антропоцентризм выглядит на первый взгляд очень нахальной позицией. Но если общество все будет состоять из талантливых и широко образованных людей, то задачи и проблемы должны быть соответствующими. Естествознание на то и существует, чтобы человек смог реализовать все то, что в нем заложено природой, плюс все то, что он создаст в себе сам.

 

Список  использованной литературы

  1. А.Н.Бекетов. Естествознание. Энциклопедический словарь. Ф. Брокгаузъ, И. Ефронъ. пт.22, СПб, 1894, с. 687-689.
  2. М. Блок. Апология истории. М. Наука. 1986г., 256с.
  3. Современная психология. Справочное руководство. Ред. В.Н. Дружинин. М., ИНФРА-М. 1999г. 688с.
  4. Ю.В. Горин, Б.Л. Свистунов, М.Б. Семенов. Естествознание от И. Ньютона до И.Пригожина. Вып.1. Естествознание по Ньютону. Пенза. 64с. ПГУ. 2001г.
  5. А.Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания. Под ред. А.Хохлова. М., Агар, 2000 г., 452с.
  6. С. Вайнберг. Первые три минуты. М. Энергоиздат, 1981 г.
  7. И. Новиков. Эволюция Вселенной. М. Наука, 1979 или 1991г.
  8. С. Хокинг. Краткая история времени от большого взрыва до черных дыр. СПб, АМФОРА, 2000, 268с.
  9. А.Д. Суханов, Ю.Г. Рудой. Место и роль эволюционных представлений в фундаментальном образовании. М., РУДН ФЕНО,1996г.
  10. Р.Д.Тейпер. Галактики. Строение и эволюция. М.Наука. 1981г.
  11. А.В. Непомнящий, В.Г. Захаревич. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог, ТРТИ, 1989, 82с.
  12. К.Поппер. Логика и рост научного знания. М.Прогресс.1983. 557с.
  13. Дж. Хорган. Конец науки. СПб. 2001. 479с.
  14. Г.В.Горин. Мир как программа. Изд-во К.Кравчука, М., 2003, 80с.
  15. Я.Я.Рогинский. Проблемы антропогенеза. М.1977.283с.
  16. А.А.Зенкин. Когнитивная компьютерная графика. М.Наука.1991.192с.
  17. Т.Я.Дубнищева. Ретрофизика в зеркале философских рефлексий. М. ИНФРА-М.1997. 334с.
  18. В.А.Ильин. История физики. М. Академия. 2003. 272с.
  19. Ксенофонт. Сократические сочинения. М.-Л. Academia. 1935г. 417с.
  20. С.Лурье. Демокрит. М.Жургазобъединение.1937. 148с.
  21. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.-Л. Academia. 1936. 259c.
  22. В.П.Зубов. Аристотель. М. 1963. 220с.
  23. Н.П.Дубинин. Вечное движение. М.1975г.431с.
  24. М. Ичас. О природе живого: механизмы и смысл. М., Мир, 1994г.496с.
  25. П. Кемп, К. Армс. Введение в биологию. М., Мир.1988г.671с.
  26. Ф.Блум, А.Лейзерсон, Л.Хофстедтер. Мозг, разум и поведение. М.Мир, 1988г, 248с.
  27. Г.Хакен. Синергетика. М., Мир, 1980г, 312с.
  28. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., Эдиториал УРСС. 2001г. 312с.

Информация о работе Проблемы современного естествознания