Религия и естествознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

В прежние времена естествоиспытатель, желая рассказать широкому кругу лиц, состоящему не только из специалистов, о теме, относящейся к своей работе, был вынужден, для того чтобы пробудить у слушателей некоторый интерес, связывать по возможности свои рассуждения в первую очередь с наглядными, взятыми из жизни представлениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………... 3
Религия и интеллект…………………………………………………………………… 3
Религия в ранних формах существования…………………………………………… 5
Природа религиозного мировоззрения………………………………………………. 7
Бог в религии…………………………………………………………………………... 8
Проблемы религии…………………………………………………………………...... 12
Естествознание и религия…………………………………………………………….. 16
Отличие взглядов религии и современной науки на законы природы…………….. 23
Заключение…………………………………………………………………………….. 25

Работа содержит 1 файл

Религия и естествознание.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

    Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить  у народов Меланезии: родовые группы носят тотемические имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д.

    Помимо  этого, проявление ранней стадии развития религии - это анимизм (вера в духов) и шаманство. У австралийцев есть зачатки анимизма - там подразумевается существование духов и взаимодействие с ними шаманов, которые с помощью магии влияют на духов и могут вызывать дождь, лечить и пр. Также здесь существует вера в магические предметы, способные влиять на человека.

    Шаманизм  мы встречаем у народов Америки (яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканские индейцы и др.). У индейцев развито понятие личных духов-покровителей.

    В славянских верованиях мы опять встречаем  анимистические представления. Но на ряду с этим существовал пантеон славянских богов: Сварог, Даждбог, Хорс - солнечные божества, Перун - бог грозы, Велес (Волос) - покровитель скотоводства, Мокошь - богиня женских работ, прядения и ткачества.

    Само  понятие "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу. Другое общеславянское обозначение сверхъестественного существа - бес, которое означало всё необъяснимое и страшное.

    К древнейшей эпохе восходят корни  лечебной магии, у славян она была связана с народной медициной. Таким образом, славянам помимо анимистических верований был присущ политеизм - более высокий уровень развития религии. Тут Бог - более или менее сформировавшееся понятие, хотя и представляющее чаще всего силы природы и занятия человека. 
 
 
 
 
 

    1. Природа религиозного мировоззрения
 

    Религия – форма мировоззрения, в которой  освоение мира осуществляется через  его удвоение на естественный, воспринимаемый органами чувств и сверхъестественный. Вообще, создание искусственного «мира» – характерная черта любого духовного освоения действительности. Однако отличие религии – специфичность этого второго, потустороннего мира. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в жизни людей и мироздании. Вера – способ существования религиозного сознания. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов.

    Ядро  религии - вера в Бога; пик ее - в  непосредственном контакте верующего  с Богом, когда Он открывает ему вечные тайны («религиозный опыт», «откровение», «божественный экстаз). Внешне вера выражается в обрядах поклонения (молитва и т.д.), Внутренне - в особом мистическом настрое, способном захватывать душу верующего до самых ее глубоких оснований и всегда сугубо индивидуальном. Секрет столь большого числа верующих даже и в наше, просвещенное время - прежде всего в том позитивном содержании, которое вкладывается религией в образ - понятие Бога. Это, говоря словами Луначарского, «высшие человеческие потенции», т.е. наиболее почитаемые людьми ценности – любовь, доброта, терпимость, милосердие, совесть, справедливость, правдивость и т.д. Освящая их, т.е. объявляя их священными, восходящими к Богу, религия придает им особую возвышенность и привлекательность, выполняя тем самым важную социально-культурную функцию - сплачивает людей на высоких образах и образцах чувств, мыслей и поведения людей. Вооружение всех и каждого высокой духовностью - так кратко можно выразить эту функцию. Однако, при этом следует помнить о том, что реальная история религии полна и деструктивных начал, связанных с принудительным навязыванием одной веры и борьбой с другой, преследованием еретиков, насаждением духовной монополии, злоупотреблениями священнослужителей и т.д.

    Общественно-историческая природа религии заключается в том, что религиозные представления невозможно вывести из чувств отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Природа религиозного мировоззрения сложна. Часто у нас ее оценки крайне упрощались и огрублялись. Религия рассматривалась просто как система «невежественных» представлений о мире и человеке. В самом общем виде идейное содержание религиозных учений можно представить следующим образом. Непонятные, таинственные силы природы, несущие в себе черты случайности, катастрофичности находят отражение в фантастических «потусторонних» силах, непомерно превосходящих силы человеческие. Они рассматриваются как «высшие силы». В них сплетались представления о добре и зле. Постепенно формируется понятие Бога – высшего существа, достойного поклонения. Он мыслится как творец, владыка и одновременно как спаситель. Эгоистические желания умилостивить богов сменяются со стремлением следовать высокому идеалу. На высших ступенях религиозного сознания развиваются этические представления, идеалы, нормы.

    Одной из главных социальных функций религии  является формирование сознания единства человеческого рода, укрепление общечеловеческих норм и ценностей. Религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, средство сохранения нравов, устоев, традиций и обычаев.

    Религия отражает огромный жизненный опыт человечества, отражает систему нравственно-духовных ценностей, норм жизни. С помощью торжественной праздничной обрядности культивируются чувства любви, сострадания, милосердия, долга, справедливости. Религиозное мировоззрение способствует развитию духовности людей.

    Отличия религии от философии: 1) опирается на веру; 2) философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения. Родственность философии и религии в том, что обе они – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание и поведение людей.

    Причины возрождения религии: 1) поворот к  человеку. Во главу ставятся высшие человеческие ценности; 2) зависимость людей от различных болезней, катастроф и т.п. Религия дает некоторое облегчение человеку (исключительно эффективный ритуал); 3) эмоциональность религии. Наука суха. Религия отражает огромный реальный жизненный опыт человечества, хранит систему ценностей, норм жизни, нравственных идеалов. 
 

    1. Бог в религии
 

    Религией  может быть названо только то мировоззрение, в котором присутствует мысль  о Боге, идея Бога, признание Бога, вера в Бога. Если нет этого, нет  и религии. Мы можем называть такую веру как угодно: шаманством, фетишизмом, астрологией, магией.… Но это уже не религия, это псевдорелигия, вырождение религии. Сегодня мы и поговорим с вами по основополагающему для любой религии, конечно же, и для христианства, вопросу — учение о Боге.

    У Платона, ученика Сократа, есть такая  мысль: первоначала (простые вещи, не имеющие никакой сложности) не поддаются определению. Их невозможно описать. Действительно, сложные вещи мы можем определить через простые. А простые через что? Если человек никогда не видел зеленого цвета, как мы объясним ему, что это такое? Остается только одно — предложить: «Посмотри». Рассказать же, что представляет собой зеленый цвет, нельзя. Отец Павел Флоренский как-то спросил свою кухарку, самую простую, необразованную женщину: «Что такое солнце?» Искушал ее. Она на него посмотрела с недоумением: «Солнце? Ну посмотрите, что такое солнышко». Он был очень доволен этим ответом. Действительно, есть вещи, которые невозможно объяснить, их можно только видеть.

    На  вопрос «Кто же такой Бог?» приходится отвечать так. Христианство говорит, что Бог — это простое Существо, самое простое из всего, что есть. Он проще, чем солнышко. Он не та реальность, о которой мы можем рассуждать и через это понять и познать ее. Его можно только «видеть». Только «посмотрев» на Него, познать Кто Он есть. Вы не знаете, что такое солнышко, — посмотрите; вы не знаете, Кто такой Бог, — посмотрите. Как? — «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5; 8). Повторяю, далеко не все вещи поддаются словесному описанию, определению. Мы же не можем слепому объяснить, что такое свет, а глухому, что такое звук До третьей октавы или Ре первой. Конечно, есть сколько угодно вещей, о которых мы рассказываем и достаточно понятно объясняем их. Но есть немало и таких, которые выходят за границы понятийного выражения. Их можно познать только через непосредственное видение.

    Знаете, что в дохристианской греко-римской  литературе называлось богословием  и кто назывался богословом? Под  богословием разумелись рассказы о  богах, их похождениях, деяниях. А богословами назывались авторы этих рассказов: Гомер, Гесиод, Орфей. Вот вам и богословие и богословы. Конечно, есть небезынтересные идеи о Боге у Анаксагора, Сократа, Платона, Аристотеля и у других древних философов, но эти идеи не были популярными.

    А в христианстве, что называется богословием? Термин «богословие» — это русский перевод греческого слова «теология». По-моему, очень неудачный перевод, ибо вторая часть слова «теология» — «логос» имеет около 100 значений (первая — Теос, или Феос, всем понятна — Бог). В древнегреческо-русском словаре И. Дворецкого содержится 34 гнезда значений слова «логос». В каждом гнезде еще по несколько значений. Но если говорить об основном религиозно-философском смысле этого понятия, то вернее всего, полагаю, оно соответствует «знанию», «познанию», «видению». Переводчики взяли самое употребительное значение — «слово», и перевели теологию таким неопределенным понятием как богословие. Но по существу, теологию следовало бы перевести как боговедение, богознание, богопознание. При этом под ведением, знанием в христианстве подразумевается совсем не то, о чем думали язычники — не слова и рассуждения о Боге, но особый, духовный опыт непосредственного переживания, постижения Бога чистым, святым человеком.

    Преподобный Иоанн Лествичник очень точно  и лаконично сформулировал эту  мысль: «Совершенство чистоты есть начало богословия». У других отцов  это названо феорией, т.е. созерцанием, которое происходит в состоянии особого молчания — исихии (отсюда исихазм). Об этом молчании прекрасно сказал преподобный Варсонофий Великий: «Молчание лучше и удивительнее всех повествований. Его лобызали и ему покланялись отцы наши, и им прославились». Видите, как говорит, вернее, говорило древнее, святоотеческое христианство о богословии. Оно есть постижение Бога, которое осуществляется лишь через правильную христианскую жизнь. В богословской науке это называется методом духовно-опытного познания Бога, он дает христианину возможность истинного Его постижения и через это — понимания верного смысла Его Откровения, данного в Священном Писании.

    В богословской науке есть еще два  других метода, и хотя они являются чисто рациональными, однако тоже имеют определенное значение для правильного понимания Бога. Это методы апофатический (отрицательный) и катафатический (положительный).

    Вы, наверно, слышали о них. Апофатический  метод исходит из безусловной  истины о принципиальной отличности Бога от всего тварного и потому непостижимости и невыразимости Его человеческими понятиями. Этот метод, по существу, запрещает говорить что-либо о Боге, поскольку любое человеческое слово о Нем будет ложным. Чтобы понять почему это так, обратите внимание на то, откуда возникают все понятия и слова, как они образуются? А вот как. Мы что-то видим, слышим, осязаем и т.д. и соответственно называем. Увидели и назвали. Открыли планету и назвали ее Плутоном, открыли частицу и дали ей имя нейтрон. Есть понятия конкретные, есть общие, есть абстрактные, есть категории. Так пополняется и развивается язык. И поскольку мы общаемся друг с другом и передаем эти названия и понятия, то и понимаем друг друга. Мы говорим: стол, и все понимаем, о чем идет речь, поскольку все эти понятия образуются на основе нашего коллективного земного опыта. Но все они очень и очень неполно, несовершенно описывают реальные вещи, дают лишь самое общее представление о предмете. Гейзенберг, один из основателей квантовой механики, справедливо писал: «Значения всех понятий и слов, образующиеся посредством взаимодействия между миром и нами самими, не могут быть точно определены. Поэтому, путем только рационального мышления, никогда нельзя прийти к абсолютной истине» Гейзенберг В. Физика и философия.

    Интересно сопоставить эту мысль современного ученого и мыслителя с высказыванием христианского подвижника, жившего тысячелетием раньше Гейзенберга и не знавшего никакой квантовой механики, — преподобного Симеона Нового Богослова. Вот что он говорит: «Я… оплакивал род человеческий, так как, ища необычайных доказательств, люди приводят человеческие понятия, и вещи, и слова и думают, что изображают Божественное естество, то естество, которого никто из ангелов, ни из людей не мог ни увидеть, ни наименовать» Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. Вот, видите, что значат все наши слова. Если они несовершенны даже по отношению к вещам земным, то тем более они условны, когда относятся к реальностям мира духовного, к Богу.

    Теперь  вам понятно, почему апофатический  метод прав — потому, повторяю, что  какими бы словами мы не определяли Бога, все эти определения будут неверны. Они ограничены, они земные, они взяты из нашего земного опыта. А Бог превыше всего тварного. Поэтому, если бы мы попытались быть абсолютно точными и остановились на апофатическом методе познания, то должны были бы просто замолчать. Но во что превратилась бы тогда вера, религия? Как мы могли бы проповедовать и вообще говорить об истинной религии или ложной. Ведь, существом каждой религии является учение о Боге. И если бы мы ничего не могли о Нем сказать, то перечеркнули бы не только религию, но и саму возможность понимания смысла человеческой жизни.

Информация о работе Религия и естествознание