Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:50, шпаргалка
Работа содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине " Концепциии современного естествознания"
 1. 
Естествознание и 
его основные концепции 
Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира: -микро мир; -макро мир; -мега мир. Микро мир- это мир внутри атомов. Макро мир- простирается от атома до величины Земли. Мега мир- за пределами Земли до вселенной.
Есть два мира: который отражается (объективный мир) и отраженный (субъективный мир). Свойство субъективного мира больше зависит от сознания. Объективный мир увидеть невозможно; объективный мир- неискаженное сознание. Субъективный- человеческое сознание, искаженное. Субъект- человек как носитель сознания. Объект- на что направлено сознание. Абсолютное- это вечное, неизменное, бесконечное. Относительное- увиденное по средствам чего-то другого, познанное относительно другого. Абстрактное- упрощенное, отвлеченное. Изолирующие абстракции- изолируют некоторые свойства: легкость, прозрачность. Абстракция отождествления- когда группе объектов присваивается какое-то наименование.
Главная задача Естествознания должна заключаться в изучении объективных законов природы на основе понимания физической сущности явлений.
Как известно, каждый предмет и каждое явление имеют бесчисленное множество свойств. Количественно охарактеризовать каждое свойство можно лишь с определенной точностью. Учесть все свойства даже одного предмета или одного явления невозможно, так же как и нельзя даже одно свойство оценить с бесконечной точностью, т. е. с нулевой погрешностью. Поэтому любое описание предмета, его физическая модель всегда приближенны, так же как и численная характеристика каждого его свойства. Это значит, что полностью ни один предмет и ни одно явление мы не будем знать никогда. Всегда из всей совокупности свойств будет учитываться только некоторая их часть, а эта часть будет исследоваться с опр. погрешностью.
Понять явление совсем не означает дать ему адекватное математическое описание. На самом деле объяснить явление - означает объяснить его природу, объяснить причины, по которым это явление существует и по которым оно ведет себя именно так, а не иначе. А это означает необходимость:
- выявление внутренней сущности явления, его механизма
- причин движения каждой из частей
 - механизма 
взаимодействия этих частей 
- взаимодействия этого движения с частями других явлений и материальных образований.
Познаваемость явлений означает возможность вскрытия их внутренней сущности.
 Главной 
целью Естествознания является вскрытие 
природы всех явлений. 
2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
(Идеальный 
объект и бессубъектное 
изображение природы) 
Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект, так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания составляет содержание гносеологического анализа.
Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа материальной точки, не является открытием современной методологии и может считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта. Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих идеализаций определяется предварительной работой методов, методической "обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем, что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент, моделирование и соответствующие им методы описания, классификация, аксиоматизация и т.д.
 Наука- 
часть духовной культуры: этика, искусство, 
философия. Наука описывает мир, 
путем формулирования законов природы- 
это необходимая, устойчивая связь между 
объектами и явления природы (их более 
1000). Закон причинности- у каждого явления 
есть свои причины. Существует 2 уровня 
познания: эмпирическое- познание опытом 
и теоретическое- познание по средствам 
логики, открывает новое уже из известного.     
 3. 
Наука и культура. Критерии 
истинности в науке. 
Основные принципы научности. 
 Наука 
описывает мир, путем формулирования 
законов природы- это необходимая, устойчивая 
связь между объектами и явления природы 
(их более 1000). Закон причинности- у каждого 
явления есть свои причины. Существует 
2 уровня познания: эмпирическое- познание 
опытом и теоретическое- познание по средствам 
логики, открывает новое уже из известного. 
Наука- часть духовной культуры: этика, 
искусство, философия. Культура-все, что 
создано человеком. Наука- предельно объективированная 
сфера познания. Критерий истинности- 
соответствие теории и эксперимента. Субъективная 
человеческая оценка не имеет здесь никакой 
роли.  3 основные принципа научности: 
1. Верифицируемость (проверяемость); 2. 
Доказательность; 3. Фальсифицируемость 
(принципиальная отвергаемость любого 
научного утверждения); 4. Рациональность 
(разум). 
 4. 
Классификация наук. 
Теоретическое и 
эмпирическое знание  
Существует около 15 000 наук. Науки делятся на естественные, гуманитарные и социальные.
 Наука 
описывает мир, путем формулирования 
законов природы- это необходимая, устойчивая 
связь между объектами и явления природы 
(их более 1000). Закон причинности- у каждого 
явления есть свои причины. Существует 
2 уровня познания: эмпирическое- познание 
опытом и теоретическое- познание по средствам 
логики, открывает новое уже из известного. 
Наука- часть духовной культуры: этика, 
искусство, философия. Культура-все, что 
создано человеком. Наука- предельно объективированная 
сфера познания. Критерий истинности- 
соответствие теории и эксперимента. Субъективная 
человеческая оценка не имеет здесь никакой 
роли.  3 основные принципа научности: 
1. Верифицируемость (проверяемость); 2. 
Доказательность; 3. Фальсифицируемость 
(принципиальная отвергаемость любого 
научного утверждения); 4. Рациональность 
(разум). 
 5. 
Проблема двух 
культур в науке. 
Научная ответственность 
Проблема 2-х культур в науке: - естественно-научная; - гуманитарная. Сформулировал Чарльз Сноу. Проблема культур-противостояние. Эти две ветви различаются предметом познания, методом изучения, резкльтатами открытий, подготовкой профессионалов. В результате формируются особые типы индивидуального и коллективного сознания или мировоззрения.
 НТР 
дала большой прорыв и огромные технологические 
возможности (ядерное оружие). Возникли 
междисциплинарные области знания: экология, 
информатика, генетика, биотехнологии. 
 6. 
Основные научные 
методы 
 Метод 
— система мыслительных и практических 
правил и приемов, позволяющих достичь 
желаемого результата, которым может 
быть как знание о действительности, так 
и изменение положения дел в ней. Основными 
методами эмпирического уровня являются 
наблюдение и эксперимент. Наблюдение 
— совокупность преднамеренных действий 
человека, предпринимаемых с целью выявления 
существенных свойств и отношений объекта. 
Наблюдение, несмотря на относительную 
пассивность, всегда заранее планируется 
и осуществляется целенаправленно в соответствии 
с определенной схемой. Эксперимент — 
это метод исследования, с помощью которого 
заранее запланированным образом производятся 
изменения в исследуемом объекте с целью 
выявления его общих и необходимых свойств 
и отношений. Эксперимент в отличие от 
наблюдения предполагает более активную 
роль человека, осуществляется в точно 
заданных условиях, которые могут воспроизводиться 
другим исследователем с целью проверки 
полученных результатов. Эксперимент 
в отличие от наблюдения позволяет выявить 
такие свойства и отношения объекта, которые 
в естественных условиях остаются скрытыми. 
Особая форма эксперимента — это мысленный 
эксперимент, в котором в идеальном плане 
осуществляется преобразование воображаемых 
объектов. В результате наблюдения и эксперимента 
получаются данные, подвергающиеся затем 
описанию. Описание — дополнительный 
метод эмпирического уровня. Описание 
должно быть по возможности точным, достоверным 
и полным. На основе описаний эмпирических 
данных осуществляется дальнейшая систематизация 
знания. Методами теоретического уровня 
научного познания являются дедукция, 
индукция, аналогия, сравнение, моделирование. 
Дедукция — это метод познания, в котором 
вывод о частном делается исходя из общего 
положения. отдельных фрагментов уже устоявшегося 
и общепринятого знания. Индукция — такой 
метод познания, в котором осуществляется 
вывод нового общего положения исходя 
из совокупности частных. Индукцию часто 
называют выводом от частного к общему. 
Аналогия — метод познания, позволяющий 
на основе сходства объектов по одним 
признакам сделать вывод об их сходстве 
по другим. Аналогию называют выводом 
от единичного к единичному или от частного 
к частному. Близким к аналогии является 
метод сравнения, позволяющий установить 
не только сходство, но и различие предметов 
и явлений. Моделирование — это оперирование 
объектом, который является аналогом другого, 
по каким-то причинам недоступного для 
манипуляций. Благодаря моделированию 
можно проникнуть в недоступные свойства 
объекта, используя его аналог. Методы, 
применяемые на метатеоретическом уровне 
научного познания, имеют вид общелогических 
приемов: анализ и синтез, абстрагирование, 
идеализация. Анализ представляет собой 
мысленное разложение целого до исходных 
составляющих, синтез — мысленное восхождение 
от глубинных, исходных оснований к новой 
целостности, объединение в единое целое 
отдельных сторон предмета. Абстрагирование 
— мыслительный прием отвлечения от несущественных 
свойств и отношений объекта или явления 
и сосредоточение внимания на существенных. 
Еще одним универсальным приемом познания 
выступает идеализация — мысленная процедура 
образования абстрактных объектов, не 
существующих в действительности. 
 7. 
Научные картины 
мира и научные 
революции 
Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках различных научных дисциплин.
 Исторически 
первая естественнонаучная картина 
мира сложилась в XVII—XVIII вв. на основе 
классического естествознания. В XVII—XIX 
вв. наука по сути дела играет роль религии, 
способной дать ответы на фундаментальные 
вопросы устройства мира и бытия человека. 
Научная картина мира понималась как точная 
копия реальности, существующей независимо 
от человека. Механистически понятая Вселенная 
представляет собой пустое пространство, 
в котором по четким, легко просчитываемым 
траекториям движутся массы вещества. 
Однако в науке происходит смена стилей 
мышления, мировоззренческих парадигм 
и способов интерпретации проблем. Во 
второй половине XIX в. начинают быстро 
развиваться гуманитарные и социальные 
науки, которые по своему содержанию (предмету, 
методу, формам существования) конфликтуют 
с классическим образом научности. Научная 
революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла 
за собой трансформацию, основных «параметров» 
классического взгляда на реальность. 
Суть этих изменений можно описать так: 
механистический взгляд на мир сменился 
взглядом органическим и системным. Начало 
трансформации от механистической к органической 
картине мира положили открытия в физике: 
общая и специальная теория относительности 
А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами 
Э. Резерфорда, работы по квантовой механике 
Н. Бора, открытие принципа неопределенности 
В. Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное 
наполнение системной парадигмы происходило 
за счет новых данных, которые предоставляли 
психология, в рамках которой сформировалась 
концепция бессознательной психики, биология 
и генетика с их успехами в области постижения 
сущности жизни, астрофизика, изучающая 
закономерности существования мегамира, 
кибернетика и синергетика, описывающие 
поведение сложных открытых систем, и 
др. Новая органическая парадигма отказывается 
от субстанциональной концепции пространства 
и времени в пользу реляционной. Согласно 
современному взгляду на мир материя не 
сводится к веществу, существуя как в вещественной, 
так и в полевой форме, а также в виде плазмы 
и вакуума. Трансформации материи могут 
быть описаны одновременно как взаимодействия 
частиц и как волновые процессы. Связи 
между событиями и явлениями во Вселенной 
необъяснимы только с точки зрения ньютоновско-картезианской 
причинности, требуются иные способы интерпретации 
существующих в мире закономерностей. 
 9. 
Возникновение научного 
знания 
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение генезиса к тому этапу истории, когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах. Согласно основным точка зрения наука- это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:
 Разное 
время рождения имеют и различные конкретные 
науки. Так, античность дала миру математику, 
Новое время- современное естествознание, 
в XIX в. появляется обществознание. 
10. 
Античная наука, ее методология 
Термин античность (от лат. Antiquus - древний) употребляется для обозначения всего, что было связано с греко-римской древностью, от гомеровской Греции до падения Западной Римской империи, возник в эпоху Возрождения. Тогда же появились понятия "античная история", "античная культура", "античное искусство", "античный город" и т.д. Понятие "древнегреческая наука", вероятно, впервые было обосновано П. Таннери в конце XIX в., а понятие "античная наука" - С.Я.Лурье в 30-х годах ХХ в. В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского.
И.Д.Рожанский выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории.
Информация о работе Шпаргалка по "Концепциям современного естествознания"