Средневековая наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:17, реферат

Описание работы

Эпоха феодального средневековья качественно отличается от античной. Значительные изменения произошли в сферах деятельности, общения людей, в системе духовной культуры. Деятельность стала более сложной, опосредованной, многозвенной, многоступенчатой; усложнилась система ее целей, средств и результатов. Технически средневековье более оснащено, чем античность.

Содержание

Введение
1. Становление средневековой науки
2.Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
2.1 Математические достижения
2.2 Физика и астрономия
3. Становление науки в средневековой Европе
4. Физические идеи средневековья
5. Алхимия как феномен средневековой культуры
6. Религиозная трактовка происхождения человека
7. Историческое значение средневекового познания
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ксе.docx

— 28.24 Кб (Скачать)

5. АЛХИМИЯ  КАК ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

     Алхимия складывалась в эпоху эллинизма  на основе слияния прикладной химии  египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией. Алхимия  – это самозабвенная попытка  найти способ получения благородных  металлов. Алхимики считали, что ртуть  и сера разной чистоты, соединяясь в  различных пропорциях, дают начало металлам, в том числе и благородным. В реализации алхимического рецепта  предполагалось участие священных  или мистических сил, а средством  обращения к этим силам было слово. Поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие, и  как священнодействие. В средневековой алхимии выделялись две тенденции. Первая – это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения и в конечном счете на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» - гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли; это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.          Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, «царской водки», селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др. Вплоть до середины XVIII в. Алхимия оставалась элементом европейской духовной культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. РЕЛИГИОЗНАЯ  ТРАКТОВКА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

     В области биологии средневековье  не дало новых идей. При это многие античные достижения были либо утеряны, либо переинтерпретированы в религиозном духе. Особенно это касается таких мировоззренческих проблем, как происхождение жизни и происхождение человека. В рамках религиозного мировоззрения происхождение жизни человека рассматривались как прямое, непосредственное творение их Богом. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий – христианства, мусульманства и буддизма.  Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания в европейских странах вплоть до середины XIX в. Так, например, даже в начале XIX в. Такой видный французский палеонтолог, как Жорж Кювье из религиозных соображений отрицал существование ископаемых человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. ИСТОРИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПОЗНАНИЯ

     Историческая  роль средневекового сознания состояла не в поиске новых рациональных форм знания, отражающих объективные законы природы, а в пролиферации, умножении  связей и отношений чувственных  образов. Существенные связи и отношения  мира даны субъекту не только в абстрактных  понятийных формах, но и в допонятийных формах отражения, в том числе и в перцептивных образах. В этом случае они как бы впаяны в содержание образов наряду с множеством случайных свойств объекта и должны быть отделены друг от друга. Для перехода к научному познанию природы сознание должно было сформировать структуры, позволяющие отбирать из множества связей и отношений чувственных образов такие, которые носят существенный, закономерный характер.     Реализация данной задачи возможна тогда, когда структурная часть приобретает ярко выраженную самостоятельность по отношению к субстратной части познавательных систем. Иначе говоря, логико-понятийное начало, выражавшее собой апробированные практикой всеобщие, универсальные связи и отношения мира, на определенном этапе истории познания должно подняться на уровень систематического превалирования над чувственно-образно началом. Такой революционный качественный переход, затрагивающий самые глубины деятельности сознания, несла с собой эпоха Возрождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Горелов А.а. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 2002.
  2. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания: учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2001.
  3. Соломатин В.А. История науки. – М.: Пресс, 2003. 

Информация о работе Средневековая наука