Теория сновидений З. Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 10:57, реферат

Описание работы

В своём реферате я попытаюсь рассказать о сновидениях, но для начала необходимо дать чёткое определение сну. Итак, что же такое сон? Сон – это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.

Содержание

Введение 2
Физиология и функции сна 3
Засыпание 3
Структура сна 3
Функции сна 3
Необходимая продолжительность сна 4
Сновидения 5
Толкование сновидений 5
• Фрейдистское толкование сновидений 6
• Юнгианское толкование сновидений 6
Управление сновидениями 6
Применение осознанных сновидений 7
Дежавю 7
Теория сновидений З. Фрейда 10
Сон у животных 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Сны.реферат.Майнина.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

     Только  работа по толкованию во время анализа  способна обнаружить эти столь измененные скрытые мысли сновидения. Часто, однако, такие реконструкции оказываются весьма несовершенными, осознанию бессознательного препятствует сопротивление. Этому сопротивлению, с которым мы сталкиваемся при толковании сновидений, соответствует цензура во время работы сновидения. Цензура сновидения представляет собой одну сторону работы сновидения, тогда как искажение сновидения – другую. Эти понятия, как уже говорилось, Фрейд не всегда четко разграничивал. 

     Под работой сновидения Фрейд подразумевает  психическую деятельность, преобразующую скрытое содержание сновидения в явное. Явное сновидение он сравнивает с неким ребусом, отдельные знаки которого должны быть переведены на язык неосознаваемых нами мыслей сновидения. Лишь в уже описанных непосредственных сновидениях и в детских сновидениях желанию удается относительно неприкрыто выразиться в явном сновидении; здесь, следовательно, оно во многом совпадает с его скрытыми мыслями. 

     То, что конкретно побуждает спящего  человека видеть сны, Фрейд называет источниками сновидения. При этом он главным образом имеет в виду источники, из которых заимствуется материал, то есть содержание для построения сновидения. Наряду с этим он употребляет термин возбудитель сновидения. Этот термин происходит из энергетической концепции Фрейда и относится к остающейся или становящейся активной во сне энергии, которая может разрушить желание спать. Фрейд называет эту присущую представлению или мысли энергию «катектической энергией». 

     Полный  перечень выявленных им источников сновидений Фрейд впервые дает в «Толковании сновидений»:

1. внешнее возбуждение органов чувств;

2. внутреннее возбуждение органов чувств;

3. внутреннее, то есть органическое телесное раздражение;

4. чисто психические источники сновидения. 

     Однако  позже он более подробно разбирает три источника материала сновидений, а именно:

а) недавний и  нейтральный материал сновидений, к которому относятся остатки дня; к ним примыкает

б) инфантильный материал, который стремится найти  свое выражение в сновидении и, наконец,

в) соматические источники сновидений, которые имеют, правда, второстепенное значение и вместе с инфантильным психическим материалом и остатками дня перерабатываются в исполнение желания. 

     Фрейд предполагает, что ввиду того, что  соматические источники раздражения  способны вызывать множество возможных реакций со стороны сновидения, эти источники играют роль, сходную с недавними, но индифферентными предсознательными остатками дня. Оба эти источника могут быть осознаны, если они сопряжены с психически значимыми источниками возбуждения и тем самым образуют сновидения. В 1938 году в своей работе «Очерк о психоанализе» Фрейд по-новому сформулировал теорию сновидений в рамках своей структурной теории. В этой работе он еще раз высказался об источниках сновидений. Они представляют собой либо порождаемые Оно инстинктивные побуждения, то есть бессознательное желание, которое было вытеснено или возникло из актуального соматического возбуждения, навязавшего себя Я, или же «предсознательный ход мысли со всеми сопряженными с ним конфликтными побуждениями», проистекающее из Я желание (остаток дня), усиленное бессознательным элементом. Так или иначе, перед спящим Я выдвигается требование сохранить сон, устранив благодаря образованию сновидения помехи-раздражители, возникающие из названных источников. Явное содержание сновидения скрывает теперь в более или менее замаскированной и искаженной форме желание, которое может быть выражено таким образом. Источники сновидения приводят к бессознательному содержанию сновидений, причем Фрейд в большинстве случаев употребляет понятие «скрытое содержание сновидения» и «скрытые мысли сновидения» в том же смысле, что и элементы сновидения, скрывающиеся за явным сновидением, которые могут быть вскрыты только через интерпретацию; к ним относятся динамические бессознательные желания, предсознательный материал и чувственные или телесные раздражители.  

     В своей работе «Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях» (1916) Фрейд применяет термин «скрытые мысли сновидения» все же в  более узком смысле: «Эти остатки дня мы распознаем в анализе в качестве скрытых мыслей сновидения и должны как по их природе, так и вследствие общей ситуации признать их Псз представлениями, принадлежностью системы Псз... эти остатки дня, если они хотят появиться в виде образов сновидения, должны получить усиление из источников без инстинктивных побуждений». А в работе «Сновидение как средство доказательства» (1913) он добавляет, что может причислить скрытые мысли сновидений не к сновидению, а к предсознательным размышлениям, хотя узнал об этих размышлениях только из толкования сновидения. Наконец, в 1932 году в своем «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» он подчеркивает, что сильнейшим элементом скрытых мыслей сновидения является вытесненное инстинктивное побуждение, которое, использовав случайно имевшиеся раздражители, нашло в них смягченное и замаскированное выражение. 

     Если  захочется последовать за Фрейдом  в его рассуждениях, то скрытые  мысли сновидения следует понимать как часть общего содержания сновидения. Они происходят из предсознательного и могут стать скрытым содержанием сновидения только тогда, когда получат подкрепление и тем самым возможность выразиться благодаря динамически бессознательным желаниям (стремлениям Оно), которым цензура (защита Я) не дает наяву достичь сознания или хотя бы предсознательного. В сновидении часто бывает много таких желаний, которые в свою очередь, как при симптоме, могут стать узловыми пунктами для множества сфер представлений. Большинство из этих стремлений имеет сексуальную природу и уходит корнями в период раннего детства. 

     Скрытое содержание сновидения, таким образом, состоит, с одной стороны, из этих динамически бессознательных желаний, а с другой – из возможных физических побуждений, таких, как жажда или сексуальные инстинктивные импульсы, поскольку они склонны соединяться с содержанием представлений психических источников сновидений. Сюда же можно отнести вытесненные детские желания, которые находят свое выражение благодаря ассоциации со скрытыми мыслями сновидения, то есть с актуальными предсознательными склонностями и желаниями или индифферентными впечатлениями из жизни, катексис которых частично сохранился во сне (так называемые остатки дня).

Значение сновидения, следовательно, лежит в скрытом, а не в явном содержании сновидения, которое при образовании сновидения является основным в динамическом отношении желанием, скрытым в латентном содержании, и создает себе в нем также и дозволенную цензурой возможность удовлетворения. Если образование сновидения прошло успешно, то сновидец может спать дальше; в противном же случае он пробуждается, как это, к примеру, наблюдается при сновидениях страха. 

     Это желание сновидения или эта исполняющая  желание фантазия может разрешиться  тремя различными способами: первым способом, который был бы нормальным для бодрствования, а именно из Псз пробиться в сознание, или вторым – создать себе непосредственный моторный выход в обход сознания, или третьим – пойти неожиданным путем, за которым нам действительно можно понаблюдать. «В первом случае она превратилась бы в бредовую идею с содержанием исполнения желания, однако в состоянии сна этого никогда не происходит... Второй случай, то есть непосредственный двигательный выход, исключается подобным принципом, ибо доступ к подвижности обычно лежит в некотором отдалении от цензуры сознания. Хотя в виде исключения его можно наблюдать в форме сомнамбулизма. Нам неизвестно, какие условия являются его предпосылкой и почему он не встречается чаще. То, что происходит при образовании сновидения, является весьма удивительным и совершенно непредвиденным решением. Процесс, начавшийся в Псз и усиленный через Без, идет обратным путем от Без к восприятию в сознании. Эта регрессия (топическая регрессия) является третьей фазой образования сновидения... усилением псз остатков дня через Без – созданием сновидения-желания» – следовательно, третьим путем является топическая регрессия. «Разворот процесса возбуждения от Псз через Без является одновременно возвратом к ранней ступени галлюцинаторного исполнения желания». 

     Далее в этой работе Фрейд подробно разбирает понятие галлюцинаторного исполнения желания, понятие, выбранное по аналогии с психозом. При психозе галлюцинация оказывается возможна только тогда, когда Я и его способности восприятия настолько разрушены, что испытание реальности больше не стоит на пути образования галлюцинации. «Затем Я порывает связи с реальностью. Оно оставляет систему восприятия Сз без катексиса... Этим поворотом в сторону от реальности устраняется испытание реальности, желания-фантазии – не вытесненные, вполне осознанные – могут проникнуть в систему и быть признаны там в качестве наилучших реальностей». Говоря о сновидении, Фрейд исходит теперь из «нарциссизма состояния сна».Это означает, что внешние и внутренние раздражители в сновидениях также перерабатываются галлюцинаторным образом: то, что воспринимается в сновидении, считается реальным, поскольку способность испытания реальности упразднена из-за отсутствия катексиса Я. В своем «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» Фрейд исходит уже из экономических и структурных принципов и отмечает вкратце: «Факт цензуры сновидений показывает, однако, что во время сна еще в достаточной степени сохраняется сопротивление-вытеснение... Оно (сновидение) позволяет вытесненному инстинктивному побуждению достичь возможного в этих условиях удовлетворения в форме галлюцинаторного исполнения желания. Однако весь допущенный спящим Я процесс образования сновидения находится под контролем цензуры, осуществляемого остатками сохранившегося вытеснения». Эти высказывания в его последней публикации по теории сновидений однозначно показывают, что Фрейд к тому времени исходил из того, что Я и во сне не прекращает своей деятельности, более того, своих функций и по-прежнему действует, пусть даже и на более низком уровне, принимая участие в образовании сновидений. 

     Когда Фрейд писал книгу о сновидении, его, прежде всего, интересовал принцип  действия сновидения, а также инфантильные корни скрытого содержания сновидения. Гораздо меньше он был знаком с  аспектами Я и явлениями переноса. Это показано Шуром на основе обширной переписки тех лет между Фрейдом и его другом Флиссом. Флисс в то время играл для Фрейда роль аналитика в его собственном анализе. Последующие толкования тогдашних фрейдовских сновидений показали ему интенсивность, происхождение и изменение этих отношений переноса, в которых за всеми связями можно распознать внутреннюю амбивалентность. 

     Под работой сновидения Фрейд подразумевает  деятельность, которая переводит  скрытые мысли сновидения в явное  сновидение. Еще в 1925 году он объясняет этот процесс с учетом топических и структурных аспектов. «Это ночное ослабление вытеснения используется бессознательным побуждением для того, чтобы проникнуть сновидением в сознание. Однако сопротивление-вытеснение со стороны Я не исчезло во сне, а просто уменьшилось. Его остаток сохраняется в виде цензуры сновидений и запрещает теперь бессознательному желанию-побуждению выразиться в формах, которые ему, собственно говоря, подошли бы. Из-за строгости цензуры сновидения скрытые мысли сновидения должны подвергнуться изменениям и ослаблениям, которые делают неузнаваемым предосудительный смысл сновидения.  

     Этим-то и объясняется искажение сновидения, которому явное сновидение обязано  своим необычным характером. Отсюда и правомерность утверждения: сновидение есть (скрытое) исполнение (вытесненного) желания. Теперь мы уже знаем, что сновидение строится как невротический симптом; оно является компромиссным образованием между притязаниями вытесненного инстинктивного побуждения и сопротивлением цензурирующей силе в Я. Вследствие одинакового происхождения оно является столь же непонятным, как симптом, и равным образом нуждается в толковании... Процесс, который при содействии цензуры сновидения переводит скрытые мысли в явное содержание сновидения, я и назвал работой сновидения». 

     Работу  сновидения отчасти можно приравнять к защитной деятельности бодрствующего  Я. Тем не менее ее отличительные  признаки, согласно Фрейду, иные, чем  бодрствующего мышления. «Она (работа сновидения) не является более небрежной, некорректной, забывчивой, неполной, нежели бодрствующее мышление; она есть нечто качественно полностью от него отличное и потому не поддающееся с ним сравнению. Она вообще не думает, не считает, не выносит суждений, но ограничивается лишь тем, чтобы преобразовывать... Ее продукт, сновидение, должен прежде всего избавиться от цензуры и для достижения этой цели работа сновидения прибегает к смещению психических интенсивностей вплоть до переоценки всех психических ценностей; мысли должны воспроизводиться исключительно или по преимуществу в материале визуальных или акустических следов воспоминаний, и ввиду этого требования в работе сновидения возникает внимание к изобразительности, которой она отвечает благодаря новым смещениям. Должны быть созданы (вероятно) еще большие интенсивности, чем те, которые имеются в распоряжении ночью в мыслях сновидения, и этой цели служит сильное сгущение, которое предпринимается составными частями мыслей сновидения».

 

Сон у животных

      

     Лошади  и овцы могут спать стоя или  лёжа, однако во сне в положении стоя не проявляется фаза БДГ(быстрый сон). Кошки спят около 16 часов в сутки. Китообразные, дельфины и птицы обладают интересной способностью к одностороннему сну. Они спят «наполовину»: с одним бодрствующим полушарием. Спящее и бодрствующее полушария меняются. Эта способность животных, живущих в море, объясняется необходимостью поддерживать дыхание –  им требуется всплывать время от времени, чтобы набрать воздух. А бутылконосые дельфины и косатки в первый месяц жизни вообще не нуждаются во сне. У птиц функция одностороннего сна помогает обезопасить себя от врагов. 

Информация о работе Теория сновидений З. Фрейда