Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:25, методичка
Научный метод. Основные этапы развития естествознания и их характеристика Лекция 4
2 Первая научная революция и механистическая картина мира Лекция 2
3 Строение Солнечной системы и механистическая картина мира Семинар 4/2
4 Термодинамика. Порядок и беспорядок в природе. Синергетика. Лекция 2
5 Вторая универсальная революция в естествознании. Принципы теории относительности. Лекция 2
6
Основы квантовой механики
Лекция 2
Синергетика: принципы самоорганизации сложных систем.
Семинар 4/2
Вселенной до Аристотеля.
процессами.
ЛИТЕРАТУРА
Алесковский В.Б. Курс химии надмолекулярных соединений. K., Из-во KГУ, 1990.
Больцман Л. Избранные труды. М., 1984.
Будыко М.И. Глобальная
Вайскопф В. Физика в 20-м столетии. М., 1977.
Василенко В.А. Экология и
Вернадский В.И. Пространство и время в живой и неживой природе. М., Академиздат, 1975.
Вернадский В.И. Химическое
Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М., Наука, 1986.
Гейзенберг В. Физика и
Горшков В.Г. Физические и
Гумилев Л.Н. Этногенез и
Евсюков В.В. Мифы о Вселенной.
Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. М., Наука, 1984.
Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История астрономии: основные этапы развития астрономической картины мира. М., Просвещение, 1989.
Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее развитии. М., Просвещение, 1988.
Идлис Г.М. Революция в
Иорданский Н.Н. Основы теории эволюции. М., Просвещение, 1979.
Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.
Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе. /ред. А.А.Печенкин/ М., Наука, 1994.
Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1992.
Миклин А.М. Эволюционная
Мозг и разум. М.,Наука 1994.
Моисеев Н.Н. Время в нас и вне нас. Лениздат, 1994.
Моисеев Н.Н. Человек и
Некрасов Б.В. Курс общей
Николаев K.А. Основы физической
химии биологических процессов.
Новиков И.Д. Эволюция
Пригожин И.,Стенгерс И.
Пригожин И.H. От существующего к возникающему. М., Наука, 1985.
Проблемы теории молекулярной эволюции /Ратнер В.А., Жарких А.А., Колчанов Н.А. и др./ Новосибирск, Наука, 1985.
Прошлое и будущее Вселенной. М, Знание, 1986.
Редже Т. Этюды о Вселенной, М.,Мир, 1985.
Реймерс Н.Ф.
Садовникова K.А. Химическая систематика. М., Знание, 1990.
Симионеску К., Денеш Ф. Происхождение жизни, химические теории. М., Мир, 1986.
Система.Симметрия.Гармония. /под ред.
В.С.Тюфтина и Ю.А.Урманцева/
Смородинский Я.И. Частицы, волны, кванты. Знание, 1973.
Спиридонов О.П. Свет: физика, информация, жизнь. М., Просвещение, 1993.
Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. СПб., Химия, 1996.
Тарасов Л.В. Мир, построенный
на вероятности. М.,
Тыщенко В.П. Введение в
Удумян Н.К. Концепция
Указ Президента РФ: Концепция перехода РФ к устойчивому развитию. Российская газета, 09.04.1996.
Фейнман Р. Характер
Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М.
Фейнмановские лекции по
Физика микромира. Маленькая
Философия, естествознание, современность. /под ред. И.Т.Фролова/ М., Мысль,1981.
Философский словарь /под ред. И.Т.Фролова/ М, Политиздат, 1991.
Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.
Чижевский А.K. Земное эхо солнечных бурь. М., Мысль, 1976.
Чудинов В.М. Атомистические
Шкловский И.С. Вселенная,
Эткинс П. Порядок и
Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1964
5.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные этапы развития
2. Первая универсальная физико-
(Аристотель).
3. Научный метод. Уровни и формы научного познания.
4. Гелиоцентризм и
5. Движение, основные характеристики.
6. Динамические законы Ньютона.
7. Закон Всемирного тяготения. Понятие гравитационного поля.
8. Численное решение уравнений. Детерминизм.
9. Строение Солнечной системы. Солнечно-Земные связи.
10. Принцип относительности
11. Принцип относительности
12. Четырехмерное пространство-
13. Принцип причинности.
14. Динамические законы в релятивистской теории.
Связь массы и энергии.
15. Принцип эквивалентности и общая теория относительности.
16. Тяготение и свойства
17. Определение вероятности.
18. Атомная гипотеза (молекулярно-кинетическая теория).
19. Первое и второе начала
20. Энтропия и вероятность.
21. Энтропия и информация.
22. Вероятностный характер
23. Самоорганизация сложных систем.
24. Принципы теории эволюции.
25. Порядок и беспорядок в
26. Самоорганизация как общая закономерность развития мира.
27. Понятие живого.
28. Генная теория.
29. Биосфера.
30. Ноосфера.
31. Корпускулярно-волновой дуализм.
32. Принцип неопределенности.
33. Строение звезд.
34. Эволюция звезд.
35. Расширяющаяся Вселенная.
36. Большой взрыв.
37. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.
38. Антропный принцип.
6.
ПРИЛОЖЕНИЯ
П1.
Общие рекомендации
к изучению курса
Дисциплина “Концепции современного естествознания” в соответствии с требованиями Государственного стандарта является одной из наиболее важных мировоззренческих дисциплин, изучение которой признано необходимым при получении высшего гуманитарного образования. Для понимания этих концепций требуется наличие твердых знаний фактического и исторического материала, связанного с естественнонаучными проблемами (астрономия, физика, химия, биология, психология), и владение понятийным аппаратом. Поэтому обсуждение концепций современного естествознания требует предварительного ознакомления с конкретными явлениями природы и их законами. При этом необходимо ответить на вопросы о том, что эти законы означают и почему именно эти законы считаются справедливыми. Наиболее простой и логичный способ освоения данного предмета основан на последовательном изучении материала в исторической ретроспективе и на основе научного метода – основной методологии естественно-научного исследования. Любой закон природы или принцип рассматривается как следствие наблюдений. Анализ этих законов и принципов приводит к формулировке различных концепций и предсказанию новых, ранее не наблюдавшихся явлений. Экспериментальная проверка этих предсказаний подтверждает справедливость предлагаемых концепций. При таком подходе можно существенно ограничить понятийный аппарат, необходимый для изучения данного предмета, а сформировавшаяся у учащихся общая картина позволяет на более высоком уровне обсуждать всю глубину и значение современных представлений об окружающем мире.
Другой
существенный методологический прием
в освоении данной дисциплины основан
на использовании антропного принципа,
позволяющего объединить проблемы естествознания
и гуманитарные науки.