Учебно-методические материалы по КСЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 23:25, методичка

Описание работы

Научный метод. Основные этапы развития естествознания и их характеристика Лекция 4
2 Первая научная революция и механистическая картина мира Лекция 2
3 Строение Солнечной системы и механистическая картина мира Семинар 4/2
4 Термодинамика. Порядок и беспорядок в природе. Синергетика. Лекция 2
5 Вторая универсальная революция в естествознании. Принципы теории относительности. Лекция 2
6
Основы квантовой механики
Лекция 2

Синергетика: принципы самоорганизации сложных систем.
Семинар 4/2

Работа содержит 1 файл

Концепции современного естествознания.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

              Вселенной до Аристотеля.

  1. Вклад Аристотеля в естествознание.
  2. Гелиоцентризм и механистическая картина мира.
  3. Солнечно-Земные связи.
  4. Научная революция на рубеже 19-20 веков.
  5. Специальная теория относительности.
  6. Тяготение и свойства пространства-времени.
  7. Парадоксы теории относительности.
  8. Системы отсчета и принципы симметрии при описании движения.
  9. Энтропия, вероятность, информация.
  10. Свойство времени - его направленность.
  11. Второе начало термодинамики и вероятность.
  12. Биология в современном естествознании.
  13. Синтетическая теория эволюции.
  14. История эволюционного учения.
  15. Вероятностный характер законов биологии.
  16. Самоорганизация  как общая закономерность развития мира.
  17. Структурные уровни организации материи.
  18. Корпускулярно-волновой дуализм.
  19. Принципы симметрии и законы сохранения.
  20. Корпускулярная и континуальная концепции в описании природы.
  21. Порядок и беспорядок в природе.
  22. Динамические и статистические закономерности в природе.
  23. Химия и ее роль в развитии естественно-научных знаний.
  24. Химические системы.
  25. Взаимосвязь между физическими, химическими  и  биологическими

              процессами.

  1. Особенности биологического уровня организации материи.
  2. Молекулярно-генетический подход к изучению эволюции.
  3. Человек и биосфера.
  4. Биосфера и экология.
  5. Физиологические основы психики.
  6. Основные характеристики и свойства биосферы.
  7. Биотический цикл – основа существования биосферы.
  8. Порог устойчивости биосферы.
  9. Фундаментальность вероятностных законов  развития  микро-  и макро- систем.
  10. Современные модели развития Вселенной.
  11. Прошлое и будущее Вселенной.
  12. «Большой взрыв».
  13. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.
  14. Принципы строения вещества.
  15. Типы взаимодействия элементарных частиц.
  16. Вещество и поле - две формы существования материи.
  17. О соотношении детерминистического и вероятностного в живой и неживой природе.
  18. Вселенная, жизнь, разум.
  19. Синергетика – теория самоорганизации.
  20. Системный метод и современное научное мировоззрение.

  

ЛИТЕРАТУРА 

        Алесковский В.Б.  Курс  химии   надмолекулярных  соединений.  K., Из-во KГУ, 1990.

        Больцман Л. Избранные труды.  М., 1984.

        Будыко М.И. Глобальная экология. М., Мысль, 1977.

        Вайскопф В. Физика в 20-м  столетии. М., 1977.

        Василенко В.А. Экология и экономика:  проблемы и поиски путей устойчивого  развития. Новосибирск, 1995.

        Вернадский В.И. Пространство  и время в живой и неживой  природе. М., Академиздат, 1975.

        Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М., 1965.

        Волькенштейн М.В. Энтропия и  информация.  М., Наука, 1986.

        Гейзенберг В. Физика и философия.  Часть и целое. М., 1989.

        Горшков В.Г. Физические и биологические  основы устойчивости жизни. М., 1995

        Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера  Земли. K., Гидрометеоиздат,1990.

        Евсюков В.В. Мифы о Вселенной.  Новосибирск, Наука, 1988.

        Еремеева А.И. Астрономическая  картина мира и ее творцы. М., Наука, 1984.

        Еремеева А.И., Цицин Ф.А. История астрономии: основные этапы развития астрономической картины мира. М., Просвещение, 1989.

        Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее  развитии. М., Просвещение, 1988.

        Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. М., Наука, 1985.

        Иорданский Н.Н. Основы теории  эволюции. М., Просвещение, 1979.

        Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.

        Концепция самоорганизации в  исторической ретроспективе. /ред. А.А.Печенкин/ М., Наука, 1994.

        Кудрявцев П.С. Курс истории  физики. М., 1992.

        Миклин А.М. Эволюционная теория: Век ХХ. Концепции современного  естествознания. СПб., Лань, 1999.  

        Мозг и разум. М.,Наука 1994.

        Моисеев Н.Н. Время в нас и вне нас. Лениздат, 1994.

        Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Молодая гвардия, 1990.

        Некрасов Б.В. Курс общей химии.  М., Госхимиздат, 1952.

        Николаев K.А. Основы физической  химии биологических процессов.  М., ВШ, 1976.

        Новиков И.Д. Эволюция Вселенной.  М., Наука, 1983.

        Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок  из хаоса. М.,Прогресс, 1986.

        Пригожин И.H. От существующего  к возникающему. М., Наука, 1985.

        Проблемы теории молекулярной  эволюции /Ратнер В.А., Жарких А.А., Колчанов Н.А. и др./ Новосибирск, Наука, 1985.

        Прошлое и будущее Вселенной.  М, Знание, 1986.

        Редже Т. Этюды о Вселенной,  М.,Мир, 1985.

        Реймерс Н.Ф. Природопользование /словарь-справочник/. М., 1990.

        Садовникова K.А. Химическая систематика. М., Знание, 1990.

        Симионеску К., Денеш Ф. Происхождение  жизни, химические теории. М., Мир, 1986.

        Система.Симметрия.Гармония. /под ред.  В.С.Тюфтина и Ю.А.Урманцева/ М., Мысль, 1988.

        Смородинский Я.И. Частицы, волны, кванты. Знание, 1973.

        Спиридонов О.П. Свет: физика, информация, жизнь. М., Просвещение, 1993.

        Стадницкий Г.В., Родионов А.И.  Экология. СПб., Химия, 1996.

        Тарасов Л.В. Мир, построенный  на вероятности. М.,Просвещение, 1984.

        Тыщенко В.П. Введение в теорию  эволюции. СПб., С.-Пб ун-т, 1992.

        Удумян Н.К. Концепция самоорганизации  и проблемы молекулярной эволюции. М., Наука, 1994.

        Указ Президента РФ: Концепция  перехода РФ к устойчивому  развитию. Российская газета, 09.04.1996.

        Фейнман Р. Характер физических  законов. М., Мир, 1984.

        Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М.  Фейнмановские лекции по физике, М.,Мир., 1977.

        Физика микромира. Маленькая энциклопедия. М., Сов. энциклопедия, 1980.

        Философия, естествознание, современность. /под ред. И.Т.Фролова/ М., Мысль,1981.

        Философский словарь /под ред.  И.Т.Фролова/ М, Политиздат, 1991.

        Форрестер Дж. Мировая динамика. М., 1978.

        Чижевский А.K. Земное эхо солнечных бурь. М., Мысль, 1976.

        Чудинов В.М. Атомистические концепции  в современном естествознании. М., 1986.

        Шкловский И.С. Вселенная, жизнь,  разум. М., Наука, 1980.

        Эткинс П. Порядок и беспорядок  в природе. М., Мир, 1987.

        Эшби У.Р. Конструкция мозга. М., 1964

 

     

5. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 

        1. Основные этапы развития естествознания.

        2. Первая универсальная физико-космологическая  картина мира

        (Аристотель).

        3. Научный метод. Уровни и формы научного познания.

        4. Гелиоцентризм и механистическая  картина мира.

        5. Движение, основные характеристики.

        6. Динамические законы Ньютона.

        7. Закон Всемирного тяготения.  Понятие гравитационного поля.

        8. Численное решение уравнений. Детерминизм.

        9. Строение Солнечной системы.  Солнечно-Земные связи.

        10. Принцип относительности Галилея.

        11. Принцип относительности Эйнштейна.

        12. Четырехмерное пространство-время.

        13. Принцип причинности.

        14. Динамические законы в релятивистской теории.

        Связь массы и энергии.

        15. Принцип эквивалентности и  общая теория относительности.

        16. Тяготение и свойства пространства-времени.

        17. Определение вероятности. Основные  законы.

        18. Атомная гипотеза (молекулярно-кинетическая  теория).

        19. Первое и второе начала термодинамики.

        20. Энтропия и вероятность.

        21. Энтропия и информация.

        22. Вероятностный характер законов  биологии.

        23. Самоорганизация  сложных систем.

        24. Принципы теории эволюции.

        25. Порядок и беспорядок в природе.

        26. Самоорганизация как общая  закономерность развития мира.

        27. Понятие живого.

        28. Генная теория.

        29. Биосфера.

        30. Ноосфера.

        31. Корпускулярно-волновой дуализм.

        32. Принцип неопределенности.

        33. Строение звезд.

        34. Эволюция звезд.

        35. Расширяющаяся Вселенная.

        36. Большой взрыв.

        37. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.

        38. Антропный принцип. 

 

6. ПРИЛОЖЕНИЯ 

П1. Общие рекомендации к изучению курса 

   Дисциплина  “Концепции современного естествознания” в соответствии с требованиями Государственного стандарта является одной из наиболее важных мировоззренческих дисциплин, изучение которой признано необходимым при получении высшего гуманитарного образования. Для понимания этих концепций требуется наличие твердых знаний фактического и исторического материала, связанного с естественнонаучными проблемами (астрономия, физика, химия, биология, психология), и владение понятийным аппаратом. Поэтому обсуждение концепций современного естествознания требует предварительного ознакомления с конкретными явлениями природы и их законами. При этом необходимо ответить на вопросы о том, что эти законы означают и почему именно эти законы считаются справедливыми. Наиболее простой и логичный способ освоения данного предмета основан на последовательном изучении материала в исторической ретроспективе и на основе научного метода – основной методологии естественно-научного исследования. Любой закон природы или принцип рассматривается как следствие наблюдений. Анализ этих законов и принципов приводит к формулировке различных концепций и предсказанию новых, ранее не наблюдавшихся явлений. Экспериментальная проверка этих предсказаний подтверждает справедливость предлагаемых концепций. При таком подходе можно существенно ограничить понятийный аппарат, необходимый для  изучения данного предмета, а сформировавшаяся у учащихся общая картина позволяет на более высоком уровне обсуждать всю глубину и значение современных представлений об окружающем мире. 

   Другой  существенный методологический прием  в освоении данной дисциплины основан  на использовании антропного принципа, позволяющего объединить проблемы естествознания и гуманитарные науки.  

Информация о работе Учебно-методические материалы по КСЕ