Возникновение и развитие труда и социальных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:48, реферат

Описание работы

Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального развития его хозяйственной и общественной деятельности, составляет предмет первобытной истории. Согласно современным представлениям период формирования и становления человеческого общества - от появления на земле человека до возникновения классового общества - продолжался не менее полутора миллионов лет и завершился не ранее 4-го тысячелетия до н.э.

Содержание

Введение 3
1. Труд 3
1.1. Определение труда 3
1.2. Сущность трудовой теории 3
1.3. Возникновение труда. Движущие силы процесса очеловечивания обезьян 4
1.4. Труд и культура личности. 9
2. Социальные отношения 11
2.1. Определение социальных отношений 11
2.2. Сущность социальных отношений 11
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Реферат КСЕ.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

Правительство Москвы

Московский комитет образования

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

 

 

РЕФЕРАТ

ТЕМА: Возникновение и  развитие труда 

и социальных отношений

 

 

 

Выполнила: Окользина Юлия Викторовна

2 курс, группа 25-ю

 

Преподаватель: Погибельская Н. Б.

 

Оценка: ____________________

____________________

(Подпись научного  руководителя)

 

 

МОСКВА

2010

 

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

1. Труд 3

1.1. Определение труда 3

1.2. Сущность трудовой теории 3

1.3. Возникновение труда.  Движущие силы процесса очеловечивания обезьян 4

1.4. Труд и культура личности. 9

2. Социальные отношения 11

2.1. Определение социальных отношений 11

2.2. Сущность социальных отношений 11

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

Введение

Изучение происхождения человека, зарождения и первоначального развития его хозяйственной и общественной деятельности, составляет предмет первобытной  истории. Согласно современным представлениям период формирования и становления  человеческого общества - от появления  на земле человека до возникновения  классового общества - продолжался  не менее полутора миллионов лет  и завершился не ранее 4-го тысячелетия  до н.э.

В выделении человека из мира животных и возникновении  человеческого общества ведущую  роль сыграл труд.

  1. Труд

    1. Определение труда

Труд является в современном обществе категорией социальной, экономической, а также политической. Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность человека, которая в то же время развивает и преобразует самого человека. Все великие открытия, весь научно-технический прогресс общества, его цивилизация — это результат большого труда многих поколений людей. Труд определяет богатство общества и его развитие.

Труд — целенаправленная деятельность человека, реализующего его физические и умственные способности для получения определенных материальных или духовных благ, именуемых на производстве' продуктом труда, продуктом производства.

    1. Сущность трудовой теории

Трудовая теория является синтезом социальных и биологических закономерностей  в происхождении человека, где  социально сведено к одному важнейшему революционизирующему фактору. Ни одно животное не изготовляет орудий труда  с заранее намеченной целью, хотя может использовать их для охоты  и добычи плодов. Такое целеполагающее изготовление орудий труда является процессом, который определяет созидательный  характер труда. Человеческое общество возникло не сразу с появлением первых орудий труда. Этому предшествовал длительный период эволюции, в течение которого одновременно и параллельно проходило формирование человека как вида ( антропогенез ) и становление человеческого общества ( социогенез ). Некоторые специалисты по первобытной истории считают, что правильнее говорить о наличии единого процесса формирования человека и становления человеческого общества. Период антропосоциогенеза характеризуется не только совершенствованием орудийной деятельности, но и преодолением, обузданием « зоологического индивидуализма». Последнее имело едва ли не решающее значение для коллективов, формирующихся людей, было одним из ведущих механизмов социогенеза, обеспечивавших коллективный труд и распределение, т.е. основные условия, при которых первобытный коллектив мог выжить.1

    1. Возникновение труда.  
      Движущие силы процесса очеловечивания обезьян

«Много сотен тысячелетий назад, в еще не поддающийся точному  определению промежуток времени того периода в развитии Земли, который геологи называют третичным, предположительно к концу этого периода, жила где-то в жарком поясе, - по всей вероятности, на обширном материке, ныне погруженном на дно Индийского океана, - необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян», - Дарвин дал нам приблизительное описание наших предков. Они были сплошь покрыты волосами, имели бороды и остроконечные уши и жили стадами на деревьях.2

Морфологически, по физическому строению, ископаемые люди отличались от своих предков, ископаемых человекообразных обезьян, по трем основным показателям («гонимидная триада»3): прямохождение; приспособленная к тонкому манипулированию кисть руки с противопоставляющимся большим пальцем; высокоразвитый, относительно развитый мозг. Но было бы грубой ошибкой сводить отличия человека от обезьян к этим морфологическим показателям.  Главное отличие человека – труд, изготовление орудий труда. И названные морфологические особенности, отделяющие людей от обезьян, непосредственно связаны с трудом, возникли у древнейших людей в процессе общественного труда.

«Наверно протекли сотни тысяч  лет – в истории Земли имеющие небольшое значение, чем секунда в жизни человека», - прежде  чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество.4

И опять мы находим характерный  признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян  в труде.

Стадо обезьян довольствовалось тем, что дочиста поедало пищу, имевшуюся  в его районе, размеры которого определялись географическими условиями  или степенью сопротивления соседних стад. Как только все области, способные доставлять корм, были заняты, увеличение обезьяннего населения стало невозможным; в лучшем случае это население численно могло оставаться на одном уровне. Но все животные в высшей степени расточительны в отношении предметов питания и притом часто уничтожают в зародыше их естественный прирост.

У той породы обезьян, которая далеко превосходила все остальные смышленостью и приспособляемостью, это хищническое  хозяйство должно было привести к  тому, что в пищу стали употреблять все больше и больше новых растений, следствием чего было проникновение в организм все более разнообразных веществ, создававших химические условия для превращения этих обезьян в людей. Но все это еще не было трудом в собственном смысле слова.

Труд начинается с изготовления орудий. Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями. За такими орудиями- закрепляются постоянные операции: колоть, резать, рубить. Именно в связи с этим возникает качественное отличие среды человека от среды животного, которое живет в мире случайных вещей, человек же создает себе мир постоянных предметов. Созданные людьми орудия являются материальными носителями операций, действий и деятельности предшествующих поколений. Через орудия одно поколение передает свой опыт другому в виде операций, действий, деятельности.

В трудовой деятельности внимание человека устремлено на создаваемое орудие, а следовательно, и на собственную деятельность. Деятельность отдельного человека включена в деятельность всего общества, поэтому деятельность человека направляется на удовлетворение общественных потребностей, а не индивидуальных. В создавшихся условиях проявляется необходимость в критическом отношении человека к своей деятельности. Деятельность человека становится сознательной деятельностью.

На ранних этапах общественного  развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще  низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень  отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель - добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое но уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Например, под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности. Трудовая деятельность привела к тому, что активно движущаяся рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Осязание - специфически человеческое свойство познания мира. Кисть руки есть тонкий орган осязания и сидит этот орган на руке, как на стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным образом каждое такое перемещение. Рука является органом осязания не только потому, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладонь и кончики пальцев гораздо больше, чем на других участках тела (например, на спине, плече, голени), но и потому, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы, рука способна к активному осязанию. Поэтому-то рука дает нам ценные знания о существенных свойствах предметов материального мира.

Таким образом, человеческая рука приобрела  способность к разнообразнейшим функциям, совершенно не свойственным конечностям предка человека. Именно поэтому Ф. Энгельс говорил о  руке не только как об органе труда, но и как о продукте труда5

Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также  и в обществе, люди приобрели способность  выполнять все более сложные операции, ставить себе все более и более высокие цели и достигать их. Сам труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство. На ряду с торговлей и ремеслами появились, наконец, искусство и наука; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове – религия.

Возникновение и развитие труда  привело к несравненно более  успешному удовлетворению потребностей человека в пище, в крове и пр. Однако общественные отношения людей  качественно изменили биологические  потребности и породили новые, собственно человеческие, потребности. Развитие предметов  труда породило потребность в  предметах труда.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развития человеческого сознания, не только отражающего, но и преобразующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность.

Вместе с трудом в процессе труда  развивались высшие формы общения - посредством человеческого языка.

Вместе с развитием сознания и присущих ему форм отражения  действительности изменяется и сам  человек как личность.

    1. Труд и культура личности.

Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно  состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают  как главные условия развития психики человека?

Возможности для этого  развития содержаться уже в самих  орудиях, предметах и результатах  труда. В орудиях труда, кроме  назначения, воплощены познанные  человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны  человеком. Предмет, орудие и условия  труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении  человека.

Для успешного осуществления  трудовой деятельности требуется участие  всей личности индивидуума: его психических  процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется  в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие  требования к человеку предъявляют  социальные условия труда. В различных трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением индивида в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение в коллективный труд способствует усвоению названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.

Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким  образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда  являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.

Вторым условием развития психики человека под влиянием труда  является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет  труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя.

Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может.

В социальной психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде.6

Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым.

Велика роль труда в  развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.7

В процессе труда  и общения с другими членами  трудового коллектива происходит развитие чувств.

Работа в коллективе развивает социализацию личности человека Развитие способностей, чувств и мышления делает личность более гармоничной. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности человека.

  1. Социальные отношения

    1.  Определение социальных отношений

Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в  условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и выражаются в его деятельности как его  личное отношение к окружающей действительности.

Информация о работе Возникновение и развитие труда и социальных отношений