Вселенная

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:57, реферат

Описание работы

Во все времена люди хотели знать, как возник наш мир. Когда в куль-туре господствовали мифологические представления, происхождение мира объяснялось, как, скажем, в «Ведах», распадом первочеловека Пуруши. То, что это была общая мифологическая схема, подтверждается и русскими апокрифами, например «Голубиной книгой». Победа христианства утвердила представления о сотворении Богом мира из ничего.
С появлением науки в ее современном понимании на смену мифологическим и религиозным приходят научные представления о происхождении Вселенной. Следует разделять три близких термина: бытие, универсум и Вселенная. Первый является философским и обозначает все существующее, бытующее. Второй употребляется и в философии, и в науке, не имеет специфической философской нагрузки (в плане противопоставления бытия и сознания) и обозначает все как таковое.

Содержание

Введение ……………………………………………..…...……………….……. 3
1. Модель расширяющейся Вселенной ………………………………………. 5
2. Эволюция и строение галактик…………………………………………...... 9
3. Астрономия и космонавтика………………………………………………… 11
4. Строение и эволюция звезд …………………………………………………. 13
5. Солнечная система и ее происхождение……………………………………. 17
Вывод…………………………………………………………………………….. 20
Литература ……………

Работа содержит 1 файл

Вселенная.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

    В конце эволюционного цикла, когда  звезда истрачивает все водородное горючее, она сжимается до бесконечной плотности, при этом ее масса остается прежней. Обычная звезда превращается в «белого карлика» — звезду, имеющую относительно высокую поверхностную температуру (от 7 000 до 30 000 °С) и низкую светимость, во много раз меньшую светимости Солнца.

    Предполагается, что одной из стадий эволюции нейтронных звезд является образование новой и сверхновой звезды. На этом этапе звезда уве-личивается в объеме, сбрасывает свою газовую оболочку и в течение нес-кольких суток выделяет энергию, светя, как миллиарды солнц. Затем, исчер-пав ресурсы, она тускнеет, а на месте вспышки остается газовая туманность.

    Если  звезда имела сверхкрупные размеры, то в конце эволюции ее частицы и лучи, едва покинув поверхность, тут же падают обратно из-за сил гравитации, т.е. образуется «черная дыра», переходящая затем в «белую дыру».

    Процесс эволюции звезд представлен на рисунке  1. 
 

           Звездные                            Переменные                          Нестационарные

          ассоциации                            звезды                                    звезды 

                                                                     

                                                                          Обычные         Нейтронные          Красные

                                                                             звезды                 звезды                гиганты 

                                                                  

                                                                      Белый        Новые и сверхновые   «Черная

                                                                            карлик                 звезды                    дыра»

    

                                                                               

                                                                                                        Газовая                «Белая

                                                                                                     туманность               дыра»

    Рис. 1. Процесс эволюции звезд  

    5. Солнечная система и ее происхождение

    Солнце  — плазменный шар плотностью 1,4 г/см3, с температурой поверхности 6 000 °С. В его атмосфере (короне) происходят вспышки — протуберанцы. Излучение Солнца — солнечная активность — имеет цикл 11 лет.

    Источником  солнечной энергии являются термоядерные реакции превращения водорода в гелий, о чем свидетельствует наличие этих элементов в солнечной хромосфере. Первым теоретические расчеты необходимой для ядерной реакции температуры произвел А. Эллингтон. Немецкий физик Г. Бете, получивший в 1967 г. Нобелевскую премию, рассчитал реакции термоядерного синтеза гелия из водорода, происходящие на Солнце, но прямых подтверждений этому пока нет, так как отсутствуют данные о внутреннем строении Солнца.

    Скорость  движения Солнца вокруг оси галактики  составляет 250 км/с. Солнечная система совершает один полный оборот вокруг галактического центра за 180 млн лет. Ближайшие к Солнцу звезды — a -Центавра и Сириус.

    Возраст Солнечной системы, зафиксированный по древнейшим метео-ритам, — около 5 млрд лет. Общепринята гипотеза, по которой Земля и все планеты сконденсировались из космического облака, расположенного в окрестностях Солнца. Предполагается, что его частицы состояли из железа с примесью никеля, либо из силикатов, в состав которых входит кремний. В облаке присутствовали и газы. Они конденсировались, образуя органические соединения, в состав которых входит углерод. Затем образовались углеводороды и соединения азота.

    Из  гипотез происхождения солнечной системы наиболее известна электромагнитная гипотеза шведского астрофизика Х.Альвена, усовершенствованная Ф.Хойлом. Х.Альвен исходил из предположения, что некогда Солнце обладало очень сильным электромагнитным полем. Туманность, окружавшая светило, состояла из нейтральных атомов. Под действием излучений и столкновений атомы ионизировались. Ионы попадали в «ловушки» из магнитных силовых линий и увлекались вслед за вращающимся светилом. Постепенно Солнце потеряло свой вращательный момент, передав его газовому облаку.

    Слабость  предложенной гипотезы заключалась  в том, что атомы наиболее легких элементов должны были ионизироваться ближе к Солнцу, а атомы тяжелых элементов — дальше от него. Значит, ближайшие к Солнцу планеты должны были бы состоять из наилегчайших элементов — водорода и гелия, а более отдаленные — из железа и никеля. Наблюдения же свидетельствуют об обратном.

    В связи с этим английский астроном Ф.Хойл предложил новый вариант гипотезы, согласно которой Солнце зародилось в недрах туманности. Оно быстро вращалось, и туманность становилась все более плоской, превращаясь в диск. Постепенно диск тоже начал разгоняться, а Солнце затормозилось. Момент количества движения переходил к диску, в котором затем образовались планеты. Если предположить, что первоначальная туманность уже обладала магнитным полем, то вполне могло произойти перераспределение углового момента.

    Известна  также гипотеза образования планет Солнечной системы из холодного газопылевого облака, окружающего Солнце, предложенная советским ученым О.Ю.Шмидтом.

    Солнечная система состоит из 9 планет: Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона. Все  планеты движутся в одном направлении, в единой плоскости (за исключением  Плутона) по почти круговым орбитам. От центра до окраины Солнечной системы (до Плутона) — 5,5 световых часов. Расстояние от Солнца до Земли — 149 млн км, что составляет 107 его диаметров.

    Малые планеты, как и большинство спутников  планет, не имеют атмосферы, так как сила тяготения на их поверхности недостаточна для удержания газов. В атмосфере Венеры преобладает углекислый газ, а в атмосфере Юпитера — аммиак. На Луне и Марсе имеются кратеры вулканического происхождения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод

    Многочисленные астрономические факты нуждаются в теоретическом объяснении. Именно в этой связи происходит становление специфической науки — космологии.

    Становление космологии стимулируется  экспериментально обнаружива-емыми фактами, такими, например, как расширение Вселенной, регистрация реликтового излучения, установления крупномасштабной однородности космоса.

  В развитии космологического знания наблюдаются переломные, революционные эпохи. Главные научно-теоретические революции в области космологии, суть, следующие:

  Первая революция. Построение космологических моделей на основе механики Ньютона (XVIII—XIX вв.). Согласно гипотезе Ньютона—Канта—Лапласа, Земля образовалась из газовопылевого облака. Энергети-ка звезд остается неизвестной.

  Вторая  революция. Развитие космологических моделей на основе общей теории относительности Эйнштейна без привлечения теорий о негравитационных типах взаимодействий (1917—1940). Рассматриваются модели стационарной (А.Эйнштейн) и нестационарной (А.А.Фридман) Вселенной.

  Третья  революция. Построение модели горячей Вселенной на основе квантово-полевых идей (1948—1979).

  Четвертая революция. Развитие идей раздувающейся Вселенной на основе теории Великого объединения (1980-2000).

      Наряду с научно-теоретическими  имеют место и научно-экс-перимен-тальные  революции:

  Первая  революция. Сбор сведений о Вселенной по преимуществу на основании электромагнитных волн, видимых человеческим глазом (XVII—середина XX в.).

  Вторая  революция. Доступность наблюдению всего диапазона электромагнитного излучения (середина—конец XX в.).

  Третья  революция. Развитие экспериментальной базы астрономии на основе нейтринных телескопов и приемников гравитационных волн.

     Современное космологическое знание широко использует эволюцион-ный метод, оно представляет космические явления в их развитии. Чем более развита теория, тем  большее число явлений она  позволяет объяснить.

      Развитая теория позволяет понять  природу самых необычных объектов (белых карликов, нейтронных звезд, черных дыр и т.д.). Все части Вселенной подчиняются одним и тем же закономерностям.

      Космологическое знание строится в соответствии с критерием подтвер-ждаемости. В области космологии подмена критерия подтверждаемости критерием долженствования приводит к мистификации научного знания в неадекватных, по сути дела, формулировках антропного и теистического принципов.

     В космологическом знании нет альтернативы науке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

1.  Е.Ф. Солопов. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 232с.

2. Л.С.  Мотылева, В.А. Скоробогатов, А.М.  Судариков. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Под ред. д-ра филос. наук, проф. В.А. Скоробогатова. – СПб.: Издательство «Союз», 2002.- 320с.

3. В.А.  Канке. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ Изд. 2-е, испр. – М.: Логос, 2004.-368с.: ил.

4. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ А.А. Горелов. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 496с.

Информация о работе Вселенная