Москововедение

Автор: Кирилл Агеев, 09 Июня 2010 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

В результате глубоких институциональных реформ Россия, встав в начале 1990-х на путь формирования цивилизованной экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики. Такая система, как известно, состоит из бюджетного финансирования, системы банковского кредитования и прямых инвестиций через механизмы рынка капиталов. При этом, системе прямого инвестирования следует уделить наибольшее внимание, так как первые две составляющие ограничены. Ресурсы государственного бюджета предельны исходя из самой сущности его формирования; бюджетное финансирование не должно и не может служить основным источником средств для развития экономики. Банковская система в этом смысле и более мобильна, и обладает большим потенциалом, однако, несмотря на огромные аккумулированные банками средства, даже их недостаточно для полноценного финансирования всего рыночного механизма. И только механизмы прямого и косвенного инвестирования с их поистине бескрайнем потенциалом могут выступить в качестве силы, двигающей развитие различных структур, действующих на рынке, а следовательно и всей российской экономики. Но механизмы такого инвестирования могут заработать в полной мере только при условии хорошо организованной и защищенной от нерыночных рисков инфраструктуры фондового рынка, являющегося той самой системой, которая позволяет перекачивать средства заинтересованных инвесторов из одних областей экономики в другие, тем самым, развивая экономику страны.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие и цели регулирования. 5
2. Принципы регулирования рынка. 7
ценных бумаг. 7
3. Государственное регулирование. 8
российского рынка ценных бумаг. 8
4. Саморегулируемые организации. 11
рынка ценных бумаг. 11
Заключение. 12
Список используемой литературы.. 13

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

эмитента при выпуске  государственных ценных бумаг; 
 

инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий. 

профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; 
 

регулятора при  написании законодательства и подзаконных  актов; 

верховного арбитра  в спорах между участниками рынка  через систему судебных органов. 
 

Государственное регулирование  р.ц.б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. 

Система государственного регулирования рынка включает: 

государственные и  иные нормативные акты; 
 

государственные органы регулирования и контроля.

Прямое или 

административное управление 

Косвенное или экономическое  управление 
 
 
 

Формы государственного управления рынка 
 

Прямое или административное, управление р.ц.б. со стороны государства  осуществляется путём: 

установления обязательны  требований ко всем участника р.ц.б.; 
 

регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых  ими; 

лицензирования профессиональной деятельности на р.ц.б.; 
 

обеспечения гласности  и равной информированности всех участников рынка; 

поддержания правопорядка на рынке. 
 

Косвенное, или экономическое, управление р.ц.б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: 

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые  от них); 
 

денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); 

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); 
 

государственную собственность  и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли). 

Структура органов  государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась. 

На начало 1996 г. её составляли: 

Высшие органы государственной  власти: 

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б. 

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р.ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы; 

Правительство – выпускает  постановления, обычно в развитие указов президента. 

Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского  уровня: 

Федеральная комиссия по р.ц.б. (ФКЦБ); 

Министерство финансов РФ (Минфин); 

Центральный банк РФ (ЦБ); 

Государственный комитет  по антимонопольной политике; 

Госстрахнадзор. 

ФКЦБ имеет много  полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей  и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р.ц.б. 

Минфин РФ – министерство в составе Правительства –  регистрирует выпуски ц.б. корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов  федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц.б., осуществляет выпуск государственных ц.б. и регулирует их обращение. 

ЦБ РФ – федеральный  орган, действующий на основании  закона, регистрирует выпуски ц.б. кредитных  организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р.ц.б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р.ц.б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц.б. (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала. 

Государственный комитет  по антимонопольной политике устанавливает  антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением. 

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р.ц.б. страховых компаний. 

Основные законодательные  акты, которыми регулируется российский р.ц.б.: 

Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.); 
 

Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.); 

Закон "О Центральном  банке Российской Федерации" (1995 г.); 
 

Закон "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РСФСР" (1991 г.);  

Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.) 
 

Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"             (1992 г.); 

Закон "О государственном  внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.); 
 

Закон об акционерных  обществах (1996 г.); 

Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.); 
 

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг; 

постановления Правительства  Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг  во всех их разновидностях. 

4. Саморегулируемые  организации

рынка ценных бумаг 

Саморегулируемые  организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые  профессиональными участниками  р.ц.б. на добровольной основе, с целью  регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. 

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.  

Права саморегулируемой организации: 

разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке; 
 

осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке; 

контроль за соблюдением  участниками рынка установленных  правил и нормативов; 
 

информационная деятельность на рынке; 

обеспечение связи  и представительства (защиты) интересов участников. 
 

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая  основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения  участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России. 

Заключение 

Регулирование р.ц.б. – упорядочение деятельности на нём  всех его участников и операций между  ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. 

Регулирование охватывает всех участников рынка. бывает внутренним и внешним.  Имеет 6 основных целей. 

Также есть 8 принципов  регулирования российского рынка  ценных бумаг, которые отражают  проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. 

Возможно государственное  регулирование российского рынка  ценных бумаг. Но структура органов  государственного регулирования рынка  ценных бумаг в настоящее время  ещё не сложилась. 

Ещё существуют законодательные  акты, которыми и регулируется российский рынок ценных бумаг: 

Гражданский кодекс РФ; 
 

8 законов; 

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; 
 

Постановления Правительства  РФ.

Список используемой литературы 

1. Рынок ценных  бумаг: Учебник / Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил. 

2. Закон РФ "О  рынке ценных бумаг", ст.2. 

3. Миркин Я.М. "Ценные  бумаги и фондовый рынок". Москва, “Перспектива”, 1995г. 

4. Серебрякова Л.А. "Мировой опыт регулирования  рынка ценных бумаг", Финансы. - 1996, N1.

Информация о работе Москововедение