Бюджетный процесс в муниципальном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования работы заключается в необходимости решения проблем формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, через муниципальную составляющую законодательства в этой области, дать обоснования расходам и доходам местного бюджета.

Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 5
1. Понятие бюджетного процесса и его особенности на муниципальном уровне. 7
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса. 7
1.2. Особенности бюджетного процесса на муниципальном уровне в Российской Федерации. 9
1.3. Экономический характеристики бюджетного процесса. 20
2. Проблемы бюджетного процесса на муниципальном уровне и пути их решения. 26
2.1. Общая характеристика проблем бюджетного процесса муниципальных образований. 26
2.2. Перспективы решения проблем бюджетного процесса на муниципальном уровне. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 33

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по муниципальному праву.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Развитие  нашей страны характеризуется радикальными изменениями в системе отношений собственности, резким усилением роли финансовой деятельности, особенно в сфере государственных денежных фондов. В любом государстве бюджет – это наиболее точная форма выражения существа государственной власти.

     Местные бюджеты осуществляют важную роль в  процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая проблемы формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых, – с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.

     Принятые  за годы реформ законы не создали механизма  гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашаются. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого, финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации.

     Именно  местные бюджеты, на которые ложится  бремя финансирования основного набора жизненно важных потребностей, представляют собой фундамент всей бюджетной пирамиды.

     Актуальность  темы исследования работы заключается  в необходимости решения проблем  формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, через муниципальную составляющую законодательства в этой области, дать обоснования расходам и доходам местного бюджета.

     Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа  и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Понятие бюджетного процесса

и его особенностей на муниципальном уровне

1.1 Бюджетный процесс  в Российской Федерации: правовые и организационные основы бюджетного процесса

     Бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

     Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     В бюджетную систему Российской Федерации  входят:

    • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    • местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

     Бюджетный процесс – регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением, осуществлением бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст. 6 БК РФ). Особенности бюджетного процесса определяются формами правления и государственного устройства страны.

     Правовой  основой бюджетного процесса в Российской Федерации выступают положения Конституции Российской Федерации, а также принятые в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, и в частности такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализированность) бюджетных показателей. Однако Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 098-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» [www.1minfin.ru] был принят бюджет Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы. Соответственно, такие же действия были предприняты органами законодательной власти субъектов федерации и муниципальных образований. Теперь ежегодно разрабатывается бюджет на год и плановый период.

     До  принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации  основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс  России, являлся Закон РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и  бюджетного процесса РСФСР» от 10.10.1991г. № 1734-1. В настоящее время нормы, касающиеся осуществления бюджетного процесса, помимо Бюджетного кодекса Российской Федерации содержатся в ряде других законов Российской Федерации, законов субъектов Федерации, нормативно-правовых актах, издаваемых органами исполнительной власти.

     Бюджетный процесс включает в себя четыре стадии бюджетной деятельности:

     1) составление проектов бюджетов;

     2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

     3) исполнение бюджетов по доходам и расходам;

     4) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности. [1]

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение  финансовых ресурсов между бюджетами  разного уровня.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, Бюджетный кодекс Российской Федерации включает: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

     Участниками бюджетного процесса являются:

     1) Президент Российской Федерации;

     2) органы законодательной власти;

     3) органы исполнительной власти;

     4) органы денежно-кредитного регулирования;

     5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;

     6) государственные внебюджетные фонды;

     7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

     8) иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

     9) бюджетные учреждения, государственные  муниципальные унитарные предприятия,  другие получатели бюджетных  средств, а также кредитные  организации, осуществляющие операции  со средствами бюджетов.

     Основными задачами бюджетного процесса являются:

     1) выявление материальных и финансовых  резервов государства;

     2) максимально приближенный к реальности  расчет доходов бюджета;

     3) максимально точный расчет расходов  бюджета;

     4) обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

     5) согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

     6) осуществление бюджетного регулирования  в целях перераспределенья источников  доходов между бюджетами разного  уровня, отраслями хозяйства, экономическими  регионами и др.

     Базовыми  макроэкономическими показателями для формирования параметров бюджета  являются объем ВВП и темпы  его роста в очередном финансовом году, предполагаемый уровень инфляции и др.

     Первый  этап бюджетного процесса – составление  проектов бюджетов основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики страны и соответствующей территории на очередной финансовый год.. Ему предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативных финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.

     Президент Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором им определяется бюджетная политика на очередной финансовый год. Непосредственную работу по формированию бюджета организует орган исполнительной власти или местного самоуправления. В течение всего периода формирования проекта федерального бюджета осуществляется согласование бюджетных заявок министерств, ведомств, других структур, а также территорий с возможностями федерального бюджета, изыскиваются возможности увеличения его доходов.

     Порядок рассмотрения закона (решения) и его  утверждения определяется для:

  • федерального бюджета – Бюджетным кодексом;
  • бюджета субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации;
  • местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Одновременно  с проектом закона о бюджете на очередной финансовый год рассматриваются  и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов.

     Рассмотрение  и принятие проекта закона о федеральном  бюджете регулируется главой 22 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно статьи 196 указанного Кодекса, проект закона о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой в четырех чтениях [1].

     Принятый  Государственной Думой в четвертом чтении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней передается на рассмотрение и одобрение Советом Федерации (ст.207 БК РФ), а затем Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ст.208 БК РФ). Закон вступает в силу после подписания Президентом Российской Федерации со дня его официального опубликования. Аналогичная процедура составления, рассмотрения и утверждения бюджета проходит на территориальном и местном уровнях.

     Исполнение  бюджета имеет своей целью  обеспечить поступление доходов  и финансирование расходов в пределах утвержденных бюджетов: федерального, субъектов РФ, местных. Оперативный  документ, на основании которого осуществляется исполнение бюджета - бюджетная роспись. Исполнение бюджета по доходам означает мобилизацию установленных в законе о бюджете сумм налогов, сборов и других платежей и их распределение по уровням бюджетной системы. Исполнение бюджета по расходам означает осуществление финансирования расходов, предусмотренных в бюджете в соответствии с бюджетной росписью.

Информация о работе Бюджетный процесс в муниципальном образовании