Благотворительные организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:52, реферат

Описание работы

Согласно статье 50 ГК РФ, Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 97 - 2003.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Предусмотренные в уставе цели деятельности благотворительной организации должны соответствовать ст. 2 Закона. Вместе с тем они могут формулироваться в различных видах. Так они могут в точности повторять одну или несколько целей, предусмотренных п. 1 ст. 2 Закона, а могут носить и более частный характер.

Наряду с понятием "цели деятельности некоммерческой организации" или "цели деятельности некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами" в законодательстве используется понятие "цели, ради которых некоммерческая организация создана". Представляется, что указанные понятия используются как идентичные, поскольку законодательство не дает оснований полагать иное. Вместе с тем, дабы избежать недоразумений с контролирующими органами, прежде всего при осуществлении благотворительной организацией предпринимательской деятельности, следует рекомендовать использовать в ее уставе словосочетания "цели, ради которых благотворительная организация создана", или "цели создания и деятельности благотворительной организации". Соответствующая запись в уставе благотворительной организации может выглядеть, например, так: "Организация создана в целях: ...", или так: "Целями создания и деятельности организации являются: ...".

В соответствии со сложившейся практикой определения целей деятельности в государственных нормативных актах и в уставах юридических лиц цели деятельности обычно определяются как "цели-состояния" и (или) "цели-направления".

Первые характеризуют желаемое состояние, которое должно быть достигнуто благодаря деятельности создаваемой организации, (напр. содействие воссозданию определенного памятника культуры). Очевидно, что с завершением работ по полному восстановлению данного памятника указанная цель деятельности благотворительной организации будет достигнута.

Вторые ("цели-направления") характеризуют общую направленность деятельности организации. В качестве примера можно привести такую формулировку цели, как содействие развитию театрального искусства в российской провинции.

Положение предусматривает также, что устав некоммерческой организации должен содержать еще ряд сведений:

сведения о порядке распределения прибыли и образования фондов организации;

указание видов деятельности, осуществляемых организацией;

сведения о размерах уставного фонда, который не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц.

Представляется, что эти требования к уставу некоммерческой организации не должны применяться, так как они не соответствуют ГК РФ и Закону "О некоммерческих организациях".

Положение - подзаконный акт и его нормы в соответствии со ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" от 30.11.94 № 52-ФЗ применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат части первой ГК РФ. А указанные требования вступают в противоречие с ГК РФ. Так, запрет на распределение прибыли есть основополагающий родовой признак, отличающий некоммерческую организацию от коммерческой, закрепленный ГК РФ. Следовательно, требование определить в уставе порядок распределения прибыли есть не что иное, как нарушение ГК РФ.

Что касается указания видов деятельности, осуществляемых организацией, то ГК РФ и Закон "О некоммерческих организациях" не предусматривают такого требования. В соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться предмет и цели ее деятельности. Указанный закон допускает, что организация может осуществлять разные виды деятельности при условии их соответствия целям деятельности, которые предусмотрены ее учредительными документами. Таким образом, требование подзаконного акта перечислить виды деятельности, осуществляемые некоммерческой организацией, не соответствует ГК РФ и указанному закону.

ГК РФ уставный фонд ни для одной формы некоммерческой организации не предусмотрен. Следовательно, требование подзаконного акта об указании размера уставного фонда некоммерческой организации, который в таких организациях просто не должен быть, противоречит ГК РФ и не должно применяться.

В уставе благотворительной организации могут содержаться и другие не противоречащие законодательству положения. Но согласно п. 4 Положения, предъявление регистрирующими и другими государственными органами иных требований к заявителям и учредительным документам, представляемым ими для регистрации, кроме предусмотренных Положением, не допускается.

На практике органы, осуществляющие государственную регистрацию благотворительных организаций, нередко требуют, чтобы в уставе был указан юридический адрес организации, который был бы обязательно нежилым помещением. Это противоречит ГК РФ, который не предусматривает такого понятия как "юридический адрес" и устанавливает, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). В качестве своеобразной реакции на подобную практику можно рассматривать п. 2 ст. 9 Закона, содержащий положение о недопустимости отказа в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданином по месту его жительства.

В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ, отказ в государственной регистрации юридического лица организации возможен в случае нарушения установленного законом порядка ее образования или несоответствия учредительных документов закону. Не допускается отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица.

 

Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

 

1. Высшим органом управления благотворительной организацией является ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом благотворительной организации.

 

 

2. К компетенции высшего органа управления благотворительной организацией относятся:

 

·изменение устава благотворительной организации;

 

•образование исполнительных органов благотворительной организации, ее контрольно-ревизионных органов и досрочное прекращение их полномочий;

 

•утверждение благотворительных программ;

 

•утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

 

•принятие решений о создании коммерческих и некоммерческих организаций, об участии в таких организациях, открытии филиалов и представительств;

 

•принятие решений о реорганизации и ликвидации благотворительной организации (за исключением благотворительного фонда).

 

3. Члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев. В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

 

4. Члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

 

 

Статья 11. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации

 

1. Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляются в установленном законом порядке.

 

2. Благотворительная организация не может быть реорганизована в хозяйственное товарищество или общество.

 

 

 

3. При ликвидации благотворительной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом, или по решению ликвидационной комиссии, если порядок использования имущества благотворительной организации не предусмотрен в ее уставе или если иное не установлено федеральным законом.

 

Реорганизация и ликвидация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном ГК РФ (ст.ст. 57-64, 119) и Законом "О некоммерческих организациях" (ст.ст. 16-23). Вместе с тем Закон вводит дополнительные ограничения для реорганизации благотворительной организации и для использования ее имущества при ликвидации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона запрещается реорганизация благотворительной организации в хозяйственное общество или товарищество. Закон предусматривает три формы, в которых могут создаваться благотворительные организации: общественная организация (объединение), фонд, учреждение (ст. 7 Закона).

Закон "Об общественных объединениях" допускает реорганизацию общественного объединения, но не в юридическое лицо (юридические лица) иной формы. В ст. 25 указанного закона содержится норма о порядке государственной регистрации вновь образованного в результате реорганизации общественного объединения. Из нее можно сделать вывод, что реорганизация общественного объединения допускается только в общественное объединение или в общественные объединения.

ГК РФ и Закон "О некоммерческих организациях" не предусматривают возможность преобразования фонда.

Что же касается учреждения, то Закон "О некоммерческих организациях" допускает возможность его преобразования в фонд, автономную некоммерческую организацию и хозяйственное общество (п. 2 ст. 17 указанного закона). Пункт 2 ст. 11 Закона исключает из этого перечня хозяйственное общество.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона имущество ликвидируемой благотворительной организации, оставшееся после удовлетворения требований ее кредиторов, должно быть использовано исключительно на благотворительные цели. Порядок такого использования имущества может быть предусмотрен в уставе. Если устав не содержит соответствующих положений, то ликвидационная комиссия должна решить, как именно использовать на благотворительные цели оставшееся имущество ликвидируемой организации.

Смысл введения указанных ограничений состоит в том, чтобы исключить возможность использования благотворительных организаций для формирования имущества, которое затем становятся источником доходов ее учредителей (участников). Если бы вышеуказанных ограничений не было, то недобросовестные учредители (участники) могли бы создать благотворительную организацию с фактической целью накопления имущества за счет налоговых льгот, которые предоставляются благотворительным организациям. А затем принять решение о ее реорганизации в коммерческую организацию, участниками которой они являются. Или принять решение о ликвидации благотворительной организации и о передаче ее имущества потребительскому кооперативу или коммерческой организации, контролируемой учредителями, либо непосредственно собственнику, если речь идет о ликвидации благотворительного учреждения. Установленные в пп. 2, 3 ст. 11 Закона ограничения перекрывают эти возможности.

 

 

Раздел III. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Статья 12. Деятельность благотворительной организации

 

1. Благотворительная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность, направленную на достижение целей, ради которых она создана, а также благотворительную деятельность, направленную на достижение предусмотренных настоящим Федеральным законом целей.

 

 

 

2. Благотворительная организация вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций.

 

 

3. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

 

 

4. Для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация вправе учреждать хозяйственные общества. Не допускается участие благотворительной организации в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

 

5. Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.

 

 

Требования к деятельности благотворительной организации должны базироваться на ст. 49 ГК РФ и ст. 24 Закона "О некоммерческих организациях". В Законе не воспроизводятся соответствующие нормы указанных федеральных законов. Однако положения ст. 12 Закона следует рассматривать как развитие этих норм применительно к благотворительным организациям.

 

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 49 ГК РФ и п. 1 ст. 24 Закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация вправе осуществлять такие виды деятельности, которые соответствуют целям деятельности этой организации, предусмотренным ее учредительными документами.

 

Указанные федеральные законы не устанавливают критериев, по которым можно судить о соответствии или несоответствии конкретных видов деятельности целям деятельности некоммерческой организации. Очевидно, что соответствующей целям деятельности некоммерческой организации является, прежде всего, деятельность, непосредственно реализующая эти цели. Такую деятельность некоммерческой организации правомерно называть основной ее деятельностью. Для благотворительной организации основной деятельностью может, например, являться бесплатная доставка продуктов питания, медикаментов малообеспеченным инвалидам, бесплатная доставка этих инвалидов в медицинские учреждения; предоставление грантов деятелям искусства и т. п.

 

Следует иметь в виду, что основная деятельность некоммерческой организации может включать в себя несколько различных видов деятельности, которые соответствуют разным, не сводимым друг к другу целям.

 

В качестве соответствующей целям создания некоммерческой организации должна быть признана также деятельность, которая непосредственно не реализует такие цели, но находится в функциональной зависимости с основной деятельностью организации, образует с ней единую систему деятельности. Такую деятельность можно называть связанной деятельностью.

 

Функциональные зависимости основной и связанной деятельности могут быть следующими:

 

А) Связанная деятельность и основная деятельность технологически сопряжены: используют общую технологию или образуют единую технологическую цепочку, причем в последнем случае связанная деятельность специфична именно для основной деятельности организации. Специфичность означает, что результаты (продукты) связанной деятельности используются либо только в основной деятельности данной некоммерческой организации, либо могут быть использованы и используются также другими лицами, но в деятельности, которая аналогична основной деятельности данной некоммерческой организации.

Информация о работе Благотворительные организации