Формы и методы социального планирования в управлении

Автор: Майорова Татьяна, 11 Июня 2010 в 17:46, курсовая работа

Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность социального планирования…………………...6
1.2. Формы и методы социального планирования………………………11
1.3. Ресурсы и резервы социального планирования…………………….16
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
2.1. Социальное планирование на общегосударственном уровне……..20
2.2. Социальное планирование на региональном уровне…………….…21
2.3. Социальное планирование на предприятиях…………………….….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

курсовая по социальному проектированию в системе управления.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

     Планирование  и инициирование социальных программ в регионах предусматривает и  определение содержания изменений. К ключевым элементам этого процесса относят: создание инициативного комитета по планированию, избрание местного координатора или организатора; выбор организационной структуры, которая может обеспечить участие населения: совещательный комитет или надзирательный совет, рабочая группа или коалиция, ведущее учреждение или организация, неформальная сеть и т.п. А также поиск, отбор и привлечения членов для организационной структуры, которые будет внедрять программы в регионе; определение цели и задач программы, распределение ролей и обязанностей, обеспечение обучения.

     Социальное  планирование на региональном уровне заключается в том, что территориальные органы получают возможность самостоятельно выбрать метод определения социальной проблемы, над чем должна на работать местная власть. Для этого могут быть использованы разные методы привлечения общественности к обсуждению планов развития населенного пункта, а именно:

     - углубленное интервьюирование ключевых  лиц для определения конкретных  вопросов, над которыми нужно  работать, и построения основания  для дальнейшего консенсуса, создание  организационного комитета;

     - выборочные и/или сплошные опрашивания об отношении к определенной проблеме, что дает возможность выделить основные проблемы и возможные пути их решения;

     Следующий этап социального планирования заключается  в разработке планов (местных социальных программ, которые учитывают как нужды и ресурсы региона, общее видение членов муниципалитета тех или других социальных проблем, видение местных чиновников). Часто местные программы являются региональной организацией федеральных социальных программ, разработанных в процессе общегосударственного социального планирования.

     Социальное планирование на местном уровне классифицируют по тем изменениям, которые оно вносит у жизнь населения региона при внедрении социальных программ:

     - пассивное планирование (разрабатываемые  социальные программы направлены на сохранение статус-кво, предотвращение возможных или предполагаемых изменений);

     - реактивное планирование (разрабатываемые  социальные программы должны  удовлетворить выявленные социальные  нужды в регионе);

     - проактивное, опережающее планирование (социальные программы направлены на предотвращение социальных трудностей в будущем);

     - деятельное планирование (цель программ - достижение в будущем социальной  справедливости, направленность на  существенное изменение системы). 8

     Вместе  с тем эти планы должны отражать определенные принципы предоставления социальных услуг на местном уровне, подчинятся местной законодательной базе, что регулирует социальные стандарты.

     Среди важных принципов можно отметить:

  1. Отказ от биологического и соблюдение холистического подхода, т.е. такого подхода, который предусматривает отношение к пользователям социальных услуг не как к патологическим субъектам, а прежде всего как к личностям. Согласно такому отношению предоставления услуг должны происходить с наиболее полным учетом всех нужд личности.

     2. Непрерывность опеки. Этот принцип  заключается в обеспечении

     поддержки пользователей услуг на всех этапах их жизни, т.е. организации схем и  программ согласно нуждам людей каждой возрастной группы. Куратор одной  социальной службы передает клиента на определенном этапе куратору другой организации.

  1. Деинстетуализация – сужение сферы влияния социальных институтов.
  2. Нормализация («социальная вапоризация») и интеграция в общество. Основывается на мнении, что пребывание в учреждениях закрытого типа нежелательное для людей с любым типом патологии; почти все лица, даже со стойкими недостатками, могут и должны иметь по возможности нормальной и полноценной жизни в обществе.9

     Социальное  планирование на местном уровне позволяет  реализовать экономические функции органов власти. Так как предусматривает возможность для членов муниципалитета получать услуги в разных организациях (диверсификацию социального обслуживания), т.е. привлечение к выполнению местных социальных программ разных представителей социальных услуг, экономя при этом средства бюджета.

     Во  многих европейских странах действует  так называемая «контрактная» система  отношений между государством и  негосударственными организациями. Это  означает, что из тех организаций, которым выданы лицензии в местном органе управления, могут быть поручены отдельные категории населения на социальное обслуживание. В России расходы на социальные программы за последние годы увеличились, что подтверждает наличие государственного хозяйствования в стране. Если в США государственное хозяйствование – это постоянно модифицируемая функция государства, опирающаяся на федеральный бюджет, федеральная контрактная система (ФКС) и федеральная налоговая система, то в России государственное хозяйствование также должно основываться на подобных механизмах.10

     2.3. Социальное планирование  на предприятиях

     Планирование  социального развития трудовых коллективов  составляет третий уровень социального  планирования. Различные виды производственных коллективов предполагают при планировании их развития различные методики. Опыт социального планирования говорит о том, что на уровне предприятия эффективнее всего применение планов, что основываются на принципах:

     Принцип 1. Способности и возможности каждого  работника, влияющие на развитие производства и самосовершенствования должны учитываться в первую очередь.

     Принцип 2. Эффективность социального планирования напрямую зависит от условий, созданных  на предприятии или в организации  для работников, отдельных преимущественных сторон, которые они могут получить при распределение материальных и нематериальных благ. Следует объединить все ресурсы и усилия, предпринимаемые государством для улучшения уровня жизни работников и ресурсов, которыми обладает отдельный регион. Не менее важным фактором реализации этого принципа является совершенствование материального и морального стимулирования. В последние годы высказано много предложений и проведен ряд экспериментов по усилению заинтересованности людей в конечных результатах труда.

     Принцип 3. Процессы взаимодействия человека с производственной организацией, городом или районом (а следовательно, и со всем обществом) не должны протекать спонтанно, случайно, стихийно, а должны быть выражением сознательной деятельности.11

     Выработке данных принципов и проведению социального планирования на предприятии помогает система трудового права Российской Федерации. Формирование трудового законодательства также принадлежит к первостепенным функциям законодательных органов власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Главной задачей социального планирования является оптимизация процессов социального развития. Объектом социального планирования являются социальные отношения на всех уровнях, включая:

     1. Социальную дифференциацию, социальную структуру;

     2. Качество и уровень жизни персонала, в т.ч. уровень реальных доходов в целом

     3. Качество и уровень потребления; обеспеченность жильем, его комфортность;

     4. Обеспеченность важнейшими видами благ и услуг;

     5. Развитие образования, здравоохранения, культуры;

     6. Определение объема данных услуг, предоставляемых работникам на платной и бесплатной основе, и др.12

Как форма  регулирования социальных процессов, социальное планирование принадлежит  к составляющим государственного управления. Последнее, в свою очередь, является главной функцией государства.

     Полномочия государства положены на органы власти. Они реализуют всю полноту его функций, в том числе осуществляют социальное планирование. Таким образом, они влияют на работу многих учреждений социальной сферы, реализуя внутренние хозяйственно-организационные функции власти.

     Социальное  планирование – неотъемлемая компетенция  органов власти, так как затрагивает  основы жизнедеятельности общества и не может решаться кем-либо другим.

     Система социального планирования состоит  из общегосударственного планирования, регионального планирования и социального планирования в коллективах предприятий. Законодательные органы власти обеспечивают нормативно-правовую базу для социального планирования. А исполнительные в ходе планирования разрабатывают и контролируют внедрение социальных программ.

     Федеральные социальные программы реализуются  и на региональном уровне, где муниципалитет, осуществляя социальное планирование, перерабатывает их под местные нужды  и потребности населения в  регионах.

     Предоставление  социальных услуг населению может производиться и не государственными организациями, но социальное планирование прерогатива государства. Хотя к нему на региональном уровне широко привлекается общественность для выяснения актуальных социальных проблем и путей их преодоления.13

Итак, поставленные задачи в данной работе я считаю выполненными. Изучив теоретические основы планирования и показав степень важности социального планирования в управлении, я осознала всю важность эффективного социального планирования в организации в современном обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афонин Ю.А., Жабин А.П. Социальный менеджмент.- М., 2004.-320 с.

2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии. – М.: Инфра-М, 2008. – 416 с.

3. Граждан В.Д. Социология управления, Учебник. – М.: КноРус, 2008. – 512 с.

4. Катаева В. Креативный менеджер: стратегия успеха. – М.: Русаки, 2003. – 280 с.

5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие.- Ростов на Дону, 2001 – 416 с.

6. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2008. – 648 с.

7. Решетников А.В. Процессное управление в социальной сфере. – М.: Медицина, 2001. – 503 с.

8. Семыгина Т.В. Работа в общине: практика и политика. – К.: Академия, 2004. – 350 с.

9. Щекин Г.В. Теория социального управления.- Киев, 1996-213с.

10. Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. – М. Проспект, 2001. –  624 с.

11. http://www.pravo.vuzlib.net/

12. http://www.glossary.ru 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формы и методы социального планирования в управлении