Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления: общая характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать существующие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика форм непосредственного участия населения в местном самоуправлении 4
2. Участие населения в осуществлении местного самоуправления 5
2.1. Местный референдум как высшая форма народовластия 5
2.2. Муниципальные выборы 8
2.3. Голосование по отзыву выборного должностного лица местного самоуправления 10
2.4. Сходы граждан 11
2.5. Территориальное общественное самоуправление 12
2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 14
2.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне 16
Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

работа 21.docx

— 55.59 Кб (Скачать)

     Порядок организации и осуществления  территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения  необходимых средств из местного бюджета определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования12.

     Специфика деятельности территориального общественного  самоуправления состоит в том, что  на этом уровне осуществления местного самоуправления не требуются механизмы  публично-властного воздействия  и наличие правотворческих полномочий. Для территориального общественного  самоуправления достаточно механизмов самоорганизации населения. 
 

     2.6. Обращения граждан в органы местного самоуправления 

     Одним из наиболее важных способов воздействия  граждан на сферу муниципального управления является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

     Право на обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления регулируется Федеральным Законом  «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

     Так, например, согласно ст. 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Термин «обращение» имеет собирательный характер. Федеральный Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» включает в него предложение, заявление и жалобу.

     Предложение — обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав и направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, а также на решение других вопросов.

     Заявление — обращение гражданина в органы местного самоуправления по поводу реализации принадлежащего ему права или законного интереса, не связанного с его нарушением. Заявления обычно содержат просьбы об удовлетворении нужд и потребностей людей (об улучшении жилищных условий, предоставлении налоговых льгот и т.д.).

     Жалоба — обращение гражданина в органы местного caмоуправления по поводу восстановления его прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических или физических лиц.

     При рассмотрении обращения государственным  органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

     Право на обращение имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные  граждане, лица без гражданства, общественные организации, например учреждения, организации, предприятия и их должностные  лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов  своих членов.

     Граждане  имеют право направлять коллективные обращения. Такие обращения уместны  в тех случаях, когда затрагиваются  права и законные интересы группы людей.

Существуют  две формы обращения: устные и  письменные. Устные обращения обычно используются в случаях, когда излагаемые факты очевидны, не требуют дополнительной проверки и по существу обращения должностным лицом может быть дан оперативный ответ, нередко также в устной форме. В иных случаях более правильным является использование письменных обращений.

     Обращения подаются гражданами в те органы местного самоуправления или тем должностным  лицам, к непосредственному ведению  которых относится разрешение данного  вопроса. Если поставленные в обращении  гражданина вопросы не относятся  к ведению получившего их органа или должностного лица, то последние  не позднее чем в семидневный  срок направляют их по принадлежности, письменно извещая об этом автора обращения. При этом обращения граждан  не могут направляться на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

     Письменное  обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

     Федеральный Закон «О местном самоуправлении» устанавливает, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения13.

     Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним даны исчерпывающие  ответы и приняты необходимые  меры, соответствующие действующему законодательству. 
 

     2.7. Иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне 

     Федеральный Закон «О местном самоуправлении», а также другие федеральные законы выделяют и иные формы прямого волеизъявления населения на местном уровне.

     Правотворческая инициатива граждан — разновидность обращения граждан в органы местного самоуправления посредством внесения ими проекта правового акта по вопросам местного значения, отмены или изменения ранее принятых нормативных правовых актов для последующего вынесения соответствующей инициативы на местный референдум, принятия уполномоченным органом или должностным лицом местного самоуправления.

     С правотворческой инициативой может  выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в  порядке, установленном нормативным  правовым актом представительного  органа муниципального образования. Минимальная  численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 % от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

     Проект  муниципального правового акта, внесенный  в порядке реализации правотворческой  инициативы граждан, подлежит обязательному  рассмотрению органом местного управления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых  относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта. В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

     Публичные слушания могут проводиться для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования. Инициатива их проведения может принадлежать населению, представительному органу муниципального образования или главе муниципального образования.

     Публичные слушания, проводимые по инициативе населения  или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования — главой муниципального образования.

     На  публичные слушания в обязательном порядке должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • проекты планов и программ развития муниципального образования;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования.

     Порядок организации и проведения публичных  слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать  заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) их результатов.

     Собрания  граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования и т.п. Собрание граждан имеет несомненное сходство с таким институтом непосредственной демократии как сход граждан. Наиболее важное отличие между ними заключается в том, что решения, принятые на собрании граждан, в отличие от принятых на сходе, не носят обязательного характера14.

     Собрание  граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного  органа муниципального образования  или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования  или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования  в порядке, установленном уставом  муниципального образования. Порядок  назначения и проведения собрания граждан  в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного  самоуправления.

     Собрание  граждан, проводимое по вопросам, связанным  с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает  решения по вопросам, отнесенным к  его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

     Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

     Конференции граждан имеют много общего с собраниями граждан, но если в собрании могут участвовать все жители территории, то в конференциях принимают участие делегаты от отдельных групп жителей.

     Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:

  • представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
  • органов государственной власти субъектов РФ для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

     Порядок назначения и проведения опроса граждан  определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми  актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В его нормативном правовом акте о назначении опроса граждан устанавливаются:

  • дата и сроки проведения опроса;
  • формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
  • методика проведения опроса;
  • форма опросного листа;
  • минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Информация о работе Формы прямого участия населения в осуществлении местного самоуправления: общая характеристика