Государственная селективная поддержка регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть понятие «Государственная селективная поддержка регионов».
Задачи курсовой работы:
• Раскрыть теоретические основы государственной селективной поддержки регионов;
• Дать характеристику государственной поддержки Удмуртской Республики;
• Дать предложения по оптимизации государственной поддержки Удмуртской Республики.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы государственной селективной поддержки регионов 5
1.1 Цели и принципы государственной селективной поддержки регионов 5
1.2 Селективная региональная политика как самостоятельный тип 6
региональной политики государства 6
1.3 Финансовая помощь регионам 14
Глава 2 Государственная поддержка Удмуртской Республики 20
2.1 Формы государственной селективной поддержки территорий 20
2.2 Виды финансовой помощи регионам 24
2.3 Финансовая поддержка Удмуртской Республики 25
Глава 3 Предложения по оптимизации государственной поддержки Удмуртской Республики 29
3.1 Повышение налогового потенциала 29
3.2 Повышение уровня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 30
3.3 Повышение эффективности бюджетных расходов 31
Заключение 33
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 431.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло  на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый  путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имела такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень  важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были провозглашены  еще на советском этапе истории  страны, в 1918 г., - что отразилось в  названии РСФСР, - но они так и  остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

Прошедшее время показало, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства. Одним из механизмов региональной политики является государственная селективная поддержка регионов, являющейся темой данной курсовой работы. Селективная поддержка регионов обусловлена многообразием России и разным уровнем развития регионов (например, налоговый потенциал территорий может отличаться в 10-ки раз).

Актуальность темы обусловлена  невозможностью управления Россией  без наличия данного рычага федеральной  власти.

Цель курсовой работы – раскрыть понятие «Государственная селективная поддержка регионов».

Задачи курсовой работы:

  • Раскрыть теоретические основы государственной селективной поддержки регионов;
  • Дать характеристику государственной поддержки Удмуртской Республики;
  • Дать предложения по оптимизации государственной поддержки Удмуртской Республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы государственной селективной поддержки регионов

 

    1. Цели и принципы государственной селективной поддержки регионов

Чаще всего на федеральном  уровне регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Под поддержкой понимаются специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, имеющие своей целью:

• стимулировать (в том  числе ресурсно) развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

• активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность  населения отдельных регионов (направленная миграция);

• создавать условия  для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных «точек роста»;

• обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций;

• сформировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;

• оперативно реагировать  на образование зон бедствий.

Поскольку речь идет именно о селективной поддержке отдельных регионов, то возникает сложнейшая задача объективного отбора только тех наиболее нуждающихся в этой поддержке регионов, на которые можно ощутимо и оправданно потратить скудные государственные ресурсы.

В настоящее время  конструирование разумной модели государственного регулирования территориального развития, основанного на логичных и непротиворечивых принципах, не связано с непреодолимыми методическими и организационно-правовыми трудностями. Оно может быть вполне успешно произведено по трем реальным основаниям:

• согласно общепринятой логике разработки и реализации любого крупномасштабного действия в рамках государственно осуществляемой политики;

• исходя из имеющейся  правовой базы;

• исходя из анализа сути и причин общего недовольства существующей системой государственного регулирования территориального развития.1

 

    1. Селективная региональная политика как самостоятельный тип

региональной  политики государства

 

Вопросы выбора приоритетов  регионального развития, инструментов реализации региональной экономической  политики на разных этапах развития национальных экономик являются предметом дискуссий, как на теоретическом, так и на практическом уровне в большинстве стран мира. Многообразие национальных особенностей наслаивается на одну из ключевых проблем современной региональной экономической науки - отсутствие общепризнанной теории региональной экономической политики центрального правительства.

Одной из нерешённых проблем  социально-экономического развития в  эпоху глобализации является возрастающая межрегиональная экономическая  дифференциация. Неоднородность экономического пространства оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований, социально-экономическую политику любого государства. Неизбежным следствием углубления неоднородности регионального пространства является возникновение проблемных территорий. Согласно мировой практике с целью сглаживания межрегиональных различий государство оказывает селективную (избирательную) поддержку отстающим в развитии регионам. Однако общепринятого толкования термина «селективная поддержка» до сих пор не существует, также в региональной науке не ясно, какова её роль в региональной экономической политике. Проблема усложняется тем, что в мировой практике реализации региональной экономической политики объектами избирательного воздействия выступают не только отстающие в развитии регионы, но и перенаселённые ареалы, и развитые регионы, являющиеся локомотивами роста. Таким образом, возникает вопрос о необходимости, целенаправленности, характере использования селективного воздействия государства на региональное развитие.

Можно выделить два основных подхода к пониманию роли и места селективной региональной политики в региональной экономической политике государства. Селективная региональная политика или отождествляется с региональной экономической политикой государства или рассматривается как её составная часть.

Основное содержание региональной политики государства заключается в согласованной реализации двух её самостоятельных типов: общесистемной и селективной (рис. 1.1).

Общесистемная региональная политика государства направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и должны равномерно влиять на все регионы страны, формируя экономическую, организационную и правовую среду их самостоятельной активности.

Под селективной региональной политикой авторы понимают сознательную деятельность органов государственного управления, состоящую в избирательном воздействии на определённые территории, с целью достижения эффективного и/или равномерного распределения экономической активности по территории страны.

 

Рисунок 1.1. Типология региональной экономической политики государства



 

Выбор объектов селективной  региональной политики зависит от целей  региональной экономической политики государства, которые, как известно, формируют две модели региональной политики («эффективность»/»равенство») и в зависимости от целевых ориентиров, могут избирательно воздействовать либо на проблемные регионы (модель «равенство»), либо на более развитые регионы - «полюса роста» (модель «эффективность»).

Исходя из содержания моделей региональной политики, селективная  политика может быть подразделена на поляризованную и выравнивающую (табл. 1.1). Поляризованная селективная региональная политика базируется на принципах нодальной системы и на предпосылке о наличии в регионах «полюсов», генерирующих их поступательное движение с целью максимизации национального дохода. Опираясь на основное содержание модели «эффективности» региональной политики, можно сформулировать основные задачи поляризованной селективной политики, а именно: рациональное распределение производства в пространстве; использование производственного потенциала каждого региона в целях роста общенационального благосостояния; стимулирование эффективной пространственной организации страны.

Выравнивающая селективная политика направлена на сглаживание межрегиональных различий, путём избирательного воздействия на проблемные регионы. Выбор регионов, которые должны стать объектами выравнивающей селективной региональной политики является сложной задачей, которая решается каждой страной самостоятельно. Когда объектами выравнивающей политики выступают отстающие в развитии регионы, можно говорить о её стимулирующем характере, если же объектами селективной политики являются перенаселённые городские ареалы - мегаполисы, то выравнивающая политика носит сдерживающий характер.

Авторы считают, что  и стимулирующая и сдерживающая политика базируются на общем принципе социальной справедливости, то есть таком  пространственном распределении экономической  активности, при котором жители всех регионов имеют равные возможности достижения желаемого благосостояния. Данный принцип отражает содержание модели «равенства» региональной экономической политики. Однако цели достижения заявленного принципа у стимулирующей и сдерживающей селективной политики разные.

Целью стимулирующей  селективной политики является выравнивание уровня экономического и социального  развития страны за счёт решения проблем  депрессивных и отсталых регионов. В случае реализации сдерживающей селективной  политики достижение принципа «социальной справедливости» обеспечивается сдерживанием (ограничением) роста экономического потенциала городских агломераций.

 

 

 

Таблица 1.1 - Сравнительная характеристика видов государственной селективной региональной политики


Стимулирующая селективная политика проблемных регионов или существующая в настоящее время формулировка «селективная поддержка развития проблемных регионов» направлена на реализацию только таких целей, которые не могут быть достигнуты автоматически в результате действия рыночных механизмов. По нашему мнению, селективная поддержка проблемных территорий отличается от других мер государственного регулирования территориального развития (например, от абсолютно обезличенных трансфертов) обязательной адресной и целевой направленностью.

Исходя из предложенного  концептуального подхода к формированию селективной политики, авторы предлагают классификацию инструментов избирательного воздействия государства на региональное развитие. По характеру воздействия  на объект селективной региональной политики, могут быть выделены две группы инструментов: ограничивающие экономическое развитие или стимулирующие развитие региона (табл. 1.2).

В мировой практике сложилось  два типа развития регионов: экзогенное и эндогенное. Экзогенное развитие регионов (объектов селективной региональной политики) подразумевает сильное внешнее вмешательство со стороны государственных органов власти. Ориентация на эндогенное экономическое развитие, т.е. преимущественно на внутренние факторы развития, происходит при косвенном государственном вмешательстве.

Таблица 1.2 - Классификация инструментов государственной селективной региональной политики


Стимулирующие инструменты  регионального развития могут применяться  и в случае проведения поляризованной, и при реализации выравнивающей селективной политики. Разница состоит лишь в объектах селективной региональной политики: поляризованная политика направлена на стимулирование развития регионов «полюсов роста»; при применении выравнивающей политики объектом стимулирования выступают проблемные регионы.

Стимулирование экзогенного  развития территорий осуществляется следующими инструментами: государственное инвестиционное финансирование; государственные субсидии; государственный заказ. Государственные  инвестиции направляются на развитие производственной, социальной и экологической инфраструктуры в регионах, являющихся объектами селективной региональной политики.

Применение государственного субсидирования в качестве стимулирующего инструмента  в рамках селективной региональной политики сводится к выплате предпринимателям, создающим или расширяющим производство в регионе, части стоимости промышленных зданий, оборудования, а в некоторых случаях и земли.

Информация о работе Государственная селективная поддержка регионов