Государственное управление в сфере экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:56, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день эффективное управление экономикой является одной из приоритетных задач исследователей связанных с экономикой, и политикой. Государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство обозначило конкретные границы полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов.

Содержание

# еоретическое обоснование понятия управления экономикой 3
# Виды управления в сфере экономики 9
1. управление промышленностью 10
2. управление в энергетическом комплексе 10
3. управление антимонопольной политикой и поддержка предпринимательства 11
4. управление агропромышленным комплексом 12
5. управление строительством 14
6. управление транспортным комплексом 15
7. управление сетями связи и экологией 18
8. управление финансовой политикой 20

Работа содержит 1 файл

реферат по ГУ.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Государственный контроль и надзор в области связи  возложен на Департамент российской транспортной инспекции. Он действует в составе Министерства транспорта РФ, но занимается и вопросами связи, в субъектах действуют его отделения. Должностные лица инспекции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях (они являются основанием) для административной ответственности (в соответствии с КоАП РФ). Надзорные функции осуществляются также федеральными службами по регулированию естественных монополий на транспорте и связи.

Управление в  сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты РФ. Исключительная сфера ведения Федерации — установление основ федеральной политики и федеральных программ экологического развития России. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Оно занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, издает инструкции, правила, нормативно-технические документы в отношении природопользования, может ограничивать и запрещать использование определенных участков недр и вод. Руководящие должностные лица его органов и некоторые другие должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и передавать дело в суд или иные органы, обладающие правом налагать административные взыскания. Министерство имеет свои территориальные органы. Вместе с тем оно не является единственным органом, осуществляющим государственное управление природопользованием. Действует Федеральная служба земельного кадастра, отдельно выделены вопросы лесного хозяйства. Геодезический надзор возложен на Федеральную службу геодезии и картографии, есть специальная служба лесной охраны.

Специфическими  приемами экологического контроля являются государственная экологическая экспертиза и мониторинг. Экспертизе подлежат планы застройки городов, комплексные схемы использования природных ресурсов. Отрицательное заключение влечет доработку документов, повторную экспертизу. Мониторинг — наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. Его осуществляют различные органы, ведающие вопросами природопользования. Создан и специальный орган, занимающийся мониторингом загрязнения атмосферы, вод, почвы, — Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

2.8.Управление  финансовой политикой.

Экономическая сфера жизни общества неразрывно связана с финансами и кредитом. Единую финансовую политику во всех странах определяет парламент, проводит ее правительство, а регулированием конкретных отношений занимаются различные государственные органы — министерство финансов, государственный банк (он имеет и другие названия), налоговые службы, казначейства, счетные палаты (суды счетов) при парламенте, таможенные и многие другие органы. Хотя в этой системе действуют субъекты различных форм собственности (например, частные банки), управление финансами всегда централизованно.

В России к исключительному  ведению Федерации относятся  финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 71 и 72 Конституции РФ). Проведение единой финансовой и кредитной политики обеспечивает Правительство РФ, а основной объем управленческих функций в этой сфере выполняет Министерство финансов. В субъектах Федерации существуют министерства финансов (в республиках) или финансовые управления Министерства финансов РФ (в других субъектах РФ).

Министерство  финансов является по существу межотраслевым, координирующим органом государственного управления, через него проходят финансовые потоки. Правовая основа его деятельности — Бюджетный кодекс РФ. Министерство разрабатывает проект федерального бюджета, координирует деятельность федеральных исполнительных органов по обеспечению платежей в бюджет, осуществляет государственный финансовый контроль, участвует в формировании единой политики цен. Оно регистрирует выпуск ценных бумаг, выдает лицензии страховым компаниям, контролирует сделки с драгоценными материалами и камнями, устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ (Банка России) организует изготовление денежных знаков, орденов и медалей, а также выполняет некоторые другие функции, связанные с денежным обращением. Нормативные правовые акты Министерства финансов, зарегистрированные в Министерстве юстиции, обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

В составе Министерства финансов действует Федеральное  казначейство. Его территориальные  органы в субъектах Федерации,  городах, районах составляют централизованную систему.

Казначейство призвано направлять бюджетные финансовые потоки государству, предотвращая их длительную задержку в частных банках.

Важнейшими кредитными учреждениями во всех странах являются банки. Они обладают исключительным правом на привлечение вкладов, открытие счетов юридических и физических лиц, аккумуляцию средств и размещение их в различных сферах общества. Главное кредитное учреждение в России — Банк России — находится в федеральной собственности. Он регулирует денежное обращение: выпуск, эмиссию денежных знаков, изъятие их из обращения, покупку и продажу иностранной валюты, государственных ценных бумаг, установление курса рубля. Банк выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных учреждений, устанавливает документацию банков, осуществляет контроль за ними, при невыполнении его предписаний об устранении нарушений вправе требовать реорганизации коммерческих банков, замены их руководителей. Банк России возглавляет его председатель, назначаемый по представлению Президента РФ Государственной Думой. Председатель руководит коллегиальным органом — Советом директоров.

Важнейшей частью финансовых потоков являются налоги. Это основной источник доходной части  бюджета. Поступление налогов, других обязательных платежей в бюджет государства обеспечивает Министерство РФ по налогам и сборам. Министерство и его территориальные органы ведут учет налогоплательщиков (предприниматели обязаны подавать ежегодные декларации о своих доходах, на основе которых исчисляются налоги). Органы Министерства по налогам и сборам вправе проверять денежные документы в организациях, учреждениях, предприятиях независимо от их формы собственности, давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений. До 2003 г. существовала Федеральная служба налоговой полиции. В 2003 г. она была упразднена, ее функции переданы МВД.

Финансовый контроль осуществляется также Счетной палатой, образуемой Федеральным Собранием  РФ (контроль за своевременным исполнением федерального бюджета). Применяется, кроме того, независимый вневедомственный аудиторский контроль. Для аудиторской проверки иногда привлекают зарубежные специализированные фирмы. Подобная практика имеет место и в других странах. 
 
 
 
 

Заключение

При написании  данной работы, мною было изучено понятие государственное управление в сфере экономики. Отдельные отрасли имеют свои особенности, они определяются положениями о соответствующих министерствах (ведомствах). Существуют различные виды управления в сфере экономики: Управление промышленностью призвано проводить единую государственную политику в сфере промышленных отраслей, представлять интересы России в ряде международных организаций, а также выполнять некоторые функции в области внешней торговли. Основной задачей в управлении  энергетическим комплексом является координация деятельности предприятий электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, торфяной промышленности, снабжение газом, обеспечение  деятельности магистральных продуктопроводов энергетического сырья, потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии. Осуществление государственного управления по использованию ядерной энергией. Управление антимонопольной политикой и поддержка предпринимательства является контрольным и надзорным органом, который беспрепятственно проводит проверки поднадзорных предприятий, дает предписания об устранении выявленных нарушений, вправе приостановить работы, ведущиеся с нарушением техники безопасности. Основной задачей агропромышленного комплекса является производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовка, переработка и хранение. Так как в России в настоящее время нет единого органа в управлении строительством, государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу выполняет координационные задачи в этой сфере, осуществляет надзор за качеством строительства, выпуском строительных материалов, он также отвечает за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве. Транспорт, дороги, связь обеспечивают коммуникативную деятельность в обществе. Управление железнодорожным транспортом имеет централизованный характер. Органом, который обеспечивает проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, является Министерство путей сообщения РФ. Управление авиационным транспортом возложено на специальные органы Федерации (Авиационно-космическое агентство и др.) Авиационные службы регистрируют воздушные суда, аэропорты, организуют аэронавигационное и штурманское обеспечение полетов, осуществляют надзор за безопасностью полетов. Пассажирский городской и междугородный автомобильный транспорт, электротранспорт (трамвай, троллейбус) находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. К экономической сфере также примыкают сети связи и вопросы экологии. Центральным органом государственного управления связью является Министерство РФ по связи и информатизации. Министерство выдает лицензии, проводит сертификацию средств связи, издает и распространяет государственные знаки почтовой оплаты, координирует работу по приему и выдаче посылок, распространению печатных изданий, развитию компьютерной сети и т.д. Управление в сфере экологии рассредоточено, многие функции в этой области берут на себя субъекты РФ. На федеральном уровне управленческие функции в области использования природных ресурсов (добыча, переработка и др.) осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Оно занимается охраной природной среды, осуществляет контроль за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий. Управлением финансовой политикой занимается Министерство финансов, оно является по существу межотраслевым, координирующим органом государственного управления. Через него проходят финансовые потоки, регистрация выпуска ценных бумаг, выдача лицензии страховым компаниям,  порядок ведения бухгалтерского учета, по заявкам Центрального банка РФ (Банка России) организует изготовление денежных знаков.

    Используемая  литература и источники

    1. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. - М. - 1999.
    2. Глазунова Н.И. Государственное управление. - М. – 2004.
    3. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юристъ - 2003.
    4. ugolok-studenta.ru

Информация о работе Государственное управление в сфере экономики