Характеристика правовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:23, реферат

Описание работы

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного государства.

Работа содержит 1 файл

Общая характеристика правовой системы.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     Правовые  отношения — это поведение субъектов на основе норм права. Правоотношение — динамика права, форма его жизни. Именно в рамках правоотношений может проявлять себя право, поскольку только здесь возникают и реализуются права и обязанности человека, удовлетворяются его интересы, наступает юридическая ответственность.

     Право без правоотношений — вещь в себе. Возникающие и существующие многообразные правовые отношения вовлекают в работу и проявляют все иные элементы правовой системы, являются своеобразным каналом связи между ними. Так, о направленности правовой политики, об уровне правовой культуры, о состоянии юридической практики и юридической техники можно судить лишь по правоотношениям, на основе их анализа.

     Юридическая практика — важный элемент правовой системы, ибо связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика — это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности. Каков этот результат, такова и степень надежности и эффективности правовой системы. Правовая система создается для нормального человеческого общежития, и юридическая практика как завершающий ее элемент наглядно показывает, что представляют юридические нормы в реальности и как они применяются.

     Юридическая практика в свою очередь влияет на другие элементы правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная деятельность.

     Юридическая техника — совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

     Юридическая техника делится на законодательную (нормотворческую) и технику правоприменения.

     Законодательная техника включает в себя разнообразные  способы и приемы: а) построения нормативного акта, т.е. его структуру (преамбула, основная часть, заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, параграфы, пункты), официальные атрибуты (наименование акта и органа, его издавшего, подпись соответствующего лица); б) формулирования и изложения нормативного акта (язык, стиль, строгая терминология); в) опубликования нормативных актов (срок, порядок и источник опубликования, техника и порядок перевода с одного языка на другой).

     Правоприменительная техника не менее разнообразна и  включает в себя способы и приемы толкования юридических норм, квалификации деяния, построения правоприменительного акта и др.

     Особенности Российской правовой системы

 

     Становление и развитие российской правовой системы  происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой правовой системы, хотя в этих процессах были и свои особенности.

     Российская  правовая система тяготеет к романо-германской правовой семье, в то же время находится  в переходном состоянии. Преодоление  последнего связано с интеграцией  в мировое сообщество, в связи, с чем в правовой системе различные ее блоки реформируются по следующим направлениям:

  1. Продолжается реформирование государственных институтов, введение их в конституционный и правовой режим, достижение эффективности их работы, достижение состояния юридической системности в целом.
  2. Идет процесс реформирования законодательства – наращивания законодательного массива, повышения качества принимаемых законов, приведение в соответствие с законами массива подзаконных актов, возрастания значения и эффективности нормоконтроля.
  3. Наращиваются усилия по реформированию власти на уровне институциональном (кадровом, качества и эффективности работы, полномочий), процессуально-законодательном, образовательном. В конечном счете, реформирование судебной власти нацелено на повышение качества работы всех государственных институтов и государственных служащих.
  4. Предпринимаются усилия по развертыванию административной реформы – ревизии функций и полномочий, сокращения избыточных структур и предметов ведения, проведении эффективной антикоррупционной работы, оздоровления нравственной атмосферы государственной деятельности.
  5. Государство, наконец, нуждается в коренных переменах отношения граждан к праву, закону, определению своего места в системе ценностей современного общества. Речь о формировании правосознания, ценностей правовой культуры, юридического мировоззрения, на основе самоидентификации, преодоления состояния правового нигилизма, негативизма, романтизма.

     Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

     1) построение такого государственно-правового  механизма, который был бы действительно  направлен на реальное обеспечение  провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

     2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные и долговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальность рассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российской правовой системы. В настоящее время это — лишь идеал, цель нашего политико-правового развития.

     Правовая  система современной России в  соответствии с потребностями развития общества требует существенной переработки и обновления.

     Это и происходит в настоящее время  по следующим направлениям:

     - осмысление юридической наукой  происходящих процессов и их  прогнозирование;

     - существенное обновление и переработка  действующего законодательства, создание нормативно-правовой базы рынка;

     - развитие и углубление демократических,  гуманистических и нравственных начал в жизни общества;

     - защита личности и собственности;

     - максимальная увязка правовой  системы с экономической, политической, социальной и другими системами, что позволит эффективнее использовать потенциальные возможности юридических средств.

     В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права  и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 2, 17). Это — юридическое закрепление положения о том, что человек есть основание и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты — организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органы государства суть лишь производные образования, следствие активной деятельности человека, самоопределяющегося в любой из названных форм.

     Вся деятельность государства, его органов  и должностных лиц направлена на утверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина — основная функция государства. В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность — российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, в основания правовой системы вырастает государственность в целом.

     Сказанное вполне логично для правового  государства, где право выступает  первичным, фундаментальным фактором во взаимоотношении «право — государственность». Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое передает государству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, или условно) общественный договор для того, чтобы государство обеспечивало безопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировало реальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органы государственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическую волю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудия через институт присяжных заседателей.

 

     Заключение

 

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Правовая система" можно сделать ряд выводов:

     1. Правовая система общества –  это конкретно-исторически сложившийся способ взаимосвязи и взаимодействия организационных и нормативно-юридических систем, обеспечивающих в определенной правокультурной среде регулирующее воздействие на важнейший слой социальных связей.

     2. По сходству, единству элементов  правовые системы различных государств принято объединять в группы - “правовые семьи”. В качестве объединяющего признака при таких группировках принято принимать во внимание источники права, частное или публичное право, другие юридические качества. Кроме того, существует способ объединения правовых систем в группы на основе анализа того типа общества, к воплощению которого стремится то или иное государство на основе действующей в нем правовой системы.

     3. В современном мире в целом наблюдается процесс сближения правовых систем различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Приоритетными среди норм права цивилизованных стран становятся, прежде всего, нормы, направленные на защиту прав и свобод человека.

     4. Социальное значение конкретной  правовой системы зависит прежде  всего от того, как разрешается  ее главное противоречие между  естественно-правовыми и государственно-правовыми  началами. То общество, которое смогло  создать благоприятные (демократические) условия для последовательного и успешного разрешения этого противоречия, испытывает благотворное влияние правовой системы в деле утверждения общечеловеческих ценностей и идеалов. А с учетом того, что право выступает и средством разрешения общественных противоречий, есть основание утверждать: правовые явления в своей совокупности выступают в качестве если не источника, то своеобразного мощного катализатора формирования гражданского общества.

     5. Благодаря своим системным и  государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. Причем если при административно-командных, авторитарных режимах государство, используя право как орудие принуждения и идеологическое прикрытие, пытается проникнуть во все поры общественной жизни и подчинить ее своему влиянию, обеспечивая таким образом целостность общества, то развитая демократическая правовая система способна связать само государство, установить пределы государственной власти и создать правовые условия для единения общественного организма на добровольных, гуманистических началах.

     6. Правовая система аккумулирует  в себе и закрепляет для всего общества нравственные начала правды, справедливости. В ней отражаются многие этические, религиозные, традиционные, позитивные устои, сформировавшиеся за многовековую историю развития человечества. Природа всего правового в том и состоит, чтобы нормативно обобщить и гарантировать доминирующие начала человеческой цивилизации — свободу человека, упорядоченность и справедливость социальных отношений, стабильность общества.

     7. Правовая система, благодаря своим  внутренним общегуманистическим качествам, четкой структурированности, идеологической и психологической ауре, активно воздействует на формирование субъективных установок у людей, способствует установлению нормальных взаимоотношений в обществе.

     8. Весьма важное общественное значение  имеют правовые явления в культурологическом плане. С одной стороны, правовая система вбирает в себя исторический опыт культурного развития, сохраняет его, выступая в роли консерванта. С другой — в силу своей специфики она вырабатывает собственные культурные ценности (логически выверенные правовые конструкции, четкую терминологию, емкий и лаконичный язык и др.), которые становятся достоянием всего общества.

 

     Библиографический список литературы

 
  1. Бабаев  В.К. Основы государства и права. - М.: Юристъ, 2000.
  2. Давид Р. Основные правовые системы современности - М.: Юридическая литература, 1998.
  3. Загрядский Г.В. Правовые системы современности. - М., 1995.
  4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М., 2000.
  5. Основы государства и права. /Под ред. О.Е. Кутафина. -М.: Юристъ, 1999.
  6. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М., 1993.
  7. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия (Всероссийская научно-практическая конференция в Нижнем Новгороде) // Государство и право. - 1996. - № 3-4.
  8. Теория государства и права. - Саратов: 1995.1998.
  9. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система//Журнал российского права. – 1998-N 4-5.

Информация о работе Характеристика правовой системы