Источники муниципального права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:40, доклад

Описание работы

Во-первых, исходя из конституционного принципа о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и заключенных РФ международных договоров над внутренним правом, к важнейшим источникам муниципального права РФ относится Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Источники МП.docx

— 32.31 Кб (Скачать)

• изменение границ территорий, в которых  осуществляется местное  самоуправление, допускается  с учетом мнения населения  соответствующих  территории.

 

В Конституции Российской Федерации содержатся и другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных  традиций. Раскрывая  содержание самостоятельности. Конституция указывает  на основные предметы ведения органов  местного самоуправления:

• управление муниципальной  собственностью; формирование, утверждение н исполнение местного бюджета;

• установление местных  налогов и сборов;

• осуществление охраны общественного порядка;

• иные вопросы местного значения.

Конституцией  Российской Федерации  закреплены следующие  гарантии местного самоуправления:

• право на судебную защиту;

• право на компенсацию  дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами государственной  власти;

• запрет на ограничение  прав местного самоуправления.

 

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов  государственной  власти, Конституция  Российской Федерации  в то же время допускает  возможность наделения  этих органов отдельными государственными полномочиями. В таких случаях  им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий - контролироваться государством.

 

4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Ст. 72 Конституции Российской Федерации относит  установление общих  принципов организации  местного самоуправления к совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

 

Основополагающие  начала организации  и деятельности  местного самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в  Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон «в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении  народовластия, правовые, экономические и  финансовые основы местного самоуправления и  государственные  гарантии его осуществления, устанавливает общие  принципы организации  местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» ему не могут противоречить  другие федеральные  законы, законы субъектов  Российской Федерации, устанавливающие  нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в этих законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться  положения Конституции  Российской Федерации  и названного закона. Это в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную   область,   автономные   округа.   Данный   закон   устанавливает  территориальные, финансово-экономические  основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность  органов местного самоуправления и  должностных лиц  местного самоуправления, контроль за их деятельностью, определяет органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

 

Особенная роль Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» в развитии правовой основы местного самоуправления определяется также  и тем, что он разграничивает полномочия федеральных  органов государственной  власти и органов  государственной  власти субъектов  Российской Федерации  в области местного самоуправления. Так, полномочия органов  государственной  власти Российской Федерации  устанавливает ст. 4, согласно которой  на федеральном уровне осуществляется законодательное  регулирование общих  принципов организации  и деятельности местного самоуправления, контроль за соблюдением федеральных законов. Речь в данном случае идет не только о Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и о других федеральных   законах,   регулирующих   отдельные   вопросы   построения   и функционирования местного самоуправления, в частности, вопросы ответственности органов местного самоуправления за нарушение законов; организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях; основ муниципальной службы и т. д. Федеральные органы государственной власти обязаны обеспечивать соответствие законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации закон относит установление и обеспечение федеральных гарантий местного самоуправления: государственных минимальных социальных стандартов; федеральных программ развития местного самоуправления; федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; порядка судебной защиты прав местного самоуправления;

 

порядка судебной защиты прав местного самоуправления; федеральных гарантий финансовой самостоятельности; регулирование основ  муниципальной службы и т. д. Органы местного самоуправления могут  наделяться федеральным  законом отдельными полномочиями Российской Федерации. При этом им передаются материальные и финансовые средства, необходимые для  осуществления указанных  полномочий и осуществляется контроль за их реализацией. К ведению Российской Федерации в области местного самоуправления в лице соответствующих органов относится также осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

 

Целям обеспечения федеральных  гарантий избирательных  прав граждан при  выборах органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления служит Федеральный  закон от 26.11.96 №138-ФЗ (ред. от 22.06.98) «Об обеспечении  конституционных  прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который  «устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных  прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях нарушения указанных прав». Данный закон применяется в случаях, если:

представительным  органом субъекта Российской Федерации  не принят закон, устанавливающий  порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом  местного самоуправления или на местном  референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном  образовании отсутствует  выборный представительный орган местного самоуправления и т.п., но только в  части, не урегулированной  законами субъектов  Российской Федерации  и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

 

Для установления и обеспечения  федеральных гарантий финансовой самостоятельности  местного самоуправления был принят Федеральный  закон от 25.09.97 №126-ФЗ «О финансовых основах  местного самоуправления в Российской Федерации», который «определяет  основные принципы организации  местных финансов, устанавливает источники  формирования и направления  использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления».

 

«Общие  принципы организации  муниципальной службы и основы правового  положения муниципальных  служащих в Российской Федерации» установлены  Федеральным законом  от 08.01.98 №8-ФЗ «Об  основах муниципальной  службы в Российской Федерации». Данный закон определяет понятия муниципальной  должности,   муниципальной   службы,   разряды,   ограничения,   поощрения, ответственность,  гарантии  муниципальных  служащих  и  другие  вопросы муниципальной  службы.

 

Крайне  важную роль на этапе  формирования правовой основы местного самоуправления сыграли Указы  Президента Российской Федерации и Постановления  Правительства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления, т.к. «для того, чтобы  закон заработал необходим пусковой механизм его реализации». Некоторые из этих актов продолжают составлять правовую основу местного самоуправления: Указ Президента РФ от 11.06.97 №568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 22.10.98 №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»;

 

Постановление Правительства РФ от 19.01.98 №65 «О федеральном  реестре муниципальных  образований в  Российской Федерации» и др.

.

4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Российская  Федерация состоит  из равноправных субъектов  Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации - устав. Конституции  и уставы субъектов  Российской Федерации  должны соответствовать  Конституции Российской Федерации и федеральным  законам, которые  имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и  уставах субъектов  Российской Федерации  положения о местном  самоуправлении (например, ст.108-116 Устава Красноярского  края от 29.02.96 №8-252) не должны противоречить  основополагающим началам  и принципам организации  местного самоуправления, закрепляемым  Конституцией  Российской  Федерации  и  ранее  указанными федеральными законами. Как уже упоминалось  установление общих  принципов организации  местного самоуправления относится к предметам  совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

Федеральный закон от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих  принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Согласно ст.5 данного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют правовое регулирование местного самоуправления. Они принимают и изменяют законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении (например, Закон Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»), о муниципальных выборах (например, Закон Красноярского края от 20.06.95 №6-126 (в ред. от 24.04.97) «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае»), о местном референдуме (например, Закон Красноярского края от 28.06.96 №10-298 «О местном референдуме»), о муниципальной службе (например, Закон Красноярского края от 21.10.97 №15-580 «О муниципальной службе в Красноярском крае»). Закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов о передаче собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (например, ст.30-41 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных образований (например, ст.13-14 Закона Красноярского края от 10.01.96 №8-209 (ред. от 26.03.98) «О местном самоуправлении в Красноярском крае»). Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе регулировать законами особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты Российской   Федерации   могут   принимать   законы   об   административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления (например. Закон Красноярского края от 24.06.97 №14-506 «Об установлении административной ответственности по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления»). Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской Федерации в создании и функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

Информация о работе Источники муниципального права России