Источники муниципального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Источники муниципального права
Источник права можно определить как форму выражения правовой нормы. Источником муниципального права являются акты, содержащие муниципально-правовые нормы.
В соответствии со статьей 4 нового Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации - ''Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты''.

Содержание

Вопрос 1. Источники муниципального права. 3
Вопрос 2. Гарантии местного самоуправления. 15
Вопрос 3. Представительные органы местного самоуправления. 23
Список использованных источников и литературы.. 35

Работа содержит 1 файл

муниципальное право.docx

— 51.26 Кб (Скачать)

Согласно ст. 40 ч. 2 Нового Закона срок полномочий депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом  муниципального образования и не может быть менее двух и более  пяти лет.

Согласно ст. 36 Нового Закона Глава муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных  выборах либо представительным органом  муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных  выборах либо входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет  местную администрацию; в случае избрания представительным органом  муниципального образования является председателем представительного  органа муниципального образования; не может быть одновременно председателем  представительного органа муниципального образования и главой местной  администрации; в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом  1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателем представительного органа муниципального района.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35, Представительный орган  муниципального района: может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов  представительных органов указанных  поселений, избираемых представительными  органами поселений из своего состава  в соответствии с равной независимо от численности населения поселения  нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей  статьей;

Представительный орган  муниципального образования обладает правами юридического лица.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов  и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут  быть внесены на рассмотрение представительного  органа муниципального образования  только по инициативе главы местной  администрации или при наличии  заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и  обнародования. Глава муниципального образования, являющийся главой местной  администрации, имеет право отклонить  нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный  нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования  с мотивированным обоснованием его  отклонения либо с предложениями  о внесении в него изменений и  дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный  правовой акт, он вновь рассматривается  представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного  органа муниципального образования  в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава  муниципального образования, а в  случае, если указанное должностное  лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются  в местном бюджете отдельной  строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств  местного бюджета, направляемых на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного  органа муниципального образования  независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в  случае его роспуска в порядке  и по основаниям, которые предусмотрены  статьей 73 Нового Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут  быть также прекращены:

1) в случае принятия  указанным органом решения о  самороспуске. При этом решение  о самороспуске принимается в  порядке, определенном уставом  муниципального образования;

2) в случае вступления  в силу решения соответственно  верховного суда республики, края, области, города федерального  значения, автономной области, автономного  округа о неправомочности данного  состава депутатов представительного  органа муниципального образования,  в том числе в связи со  сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования  муниципального образования.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение  полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения  полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, не позднее чем  через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном  прекращении полномочий указанного органа проводятся досрочные муниципальные  выборы в представительный орган  муниципального образования.

Стоит отметить, что способы  формирования представительных органов  МС, их связь с населением могут  быть различными. Так, специалисты выделяют ряд моделей роли депутата, его  связи с представительным органом  и избирателями:

  • Депутат представляет в представительном органе свою партию, защищает ее политическую программу, на основе которой был избран, и разъясняет её;
  • Депутат выполняет наказ, полученный от избирателей; он представляет, прежде всего, тех избирателей, которые голосовали за него, за его программу;
  • Депутат представляет в представительном органе и тех избирателей своего округа, которые голосовали против него или воздержались; он защищает общие экономические, социальные, политические интересы своего округа;
  • Депутат в своей деятельности руководствуется только законом и совестью; после избрания связь с избирателями отсутствует.

Поэтому, характеризуя выборный орган местного самоуправления, необходимо рассмотреть вопрос о разновидности  мандата, получаемого депутатом, т.к. роль и место депутата зависит  от того, какой мандат он получит  – свободный или императивный.

Сущность императивного  мандата заключается в том, что  депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат предоставляет  возможность депутату действовать  по своему усмотрению. В современной  трактовке императивного мандата  выделяют три его главных элемента: наказы избирателей, отчеты депутатов  перед избирателями и право избирателей  на досрочный отзыв депутатов, не оправдавших их доверия.

На федеральном уровне в настоящее время депутаты получают свободный мандат и в своих  действиях ничем, кроме совести  и закона, не связаны. Думается, что  на местном уровне целесообразно  введение некоторых элементов императивного  мандата, например новым законом  уже введен институт отзыва. В целом  вводить императивный мандат представляется нецелесообразным, т.к. он обладает рядом  недостатков:

  • Императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат;
  • выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (например, о наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо невыполнимыми;
  • такой мандат сковывает творческую деятельность депутата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпящих отлагательства;
  • воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае, спрашивается, чьи интересы депутат должен представлять?!

Свободный мандат - тоже не идеал. В частности, он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный  период избирательной кампании должны выявить и выбрать самого достойного кандидата в представители своих  интересов.

В настоящее время в  большинстве уставов городских  и сельских муниципальных образований  предусмотрен институт отзыва депутата и/или выборного должностного лица МС. Следует отметить, что механизм отзыва выборного лица местного самоуправления детально разработан в законодательстве далеко не всех субъектов РФ. В уставах  муниципальных образований также  не регламентируется вся процедура  отзыва депутат представительного  органа МС или выборного должностного лица. Обычно в уставах муниципальных  образований лишь закрепляется, что  основанием для отзыва депутата является утрата им доверия населения, выявленная на референдуме.

Несомненно, введение института  отзыва направлено на усиление связи  выборного лица органа МС с населением. За небольшое время избирательной  кампании не всегда бывает просто оценить  деловые качества депутата. Кроме  того, качества, необходимые для избрания, и качества, необходимые для принятия управленческого решения, - разные. Отзыв позволяет достаточно оперативно вносить коррективы в деятельность выборных лиц МС. Такой механизм востребован жизнью, кроме того, по своей природе он является достаточно демократичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

         Список использованных источников и литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 // "Российская газета" – 1993 - № 237 – 25 дек.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления " (Принята в г. Страсбурге 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. 1998. N 11. С. 42 - 55.
  3. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.08.1995) // "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.06.2004) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2010, N 40, ст. 3822
  5. Устав (Основной Закон) Омской области (ред. от 09.07.2001) // "Ведомости Законодательного Собрания Омской области", N 6, 1999, ст. 155.
  6. Решение Омского городского Совета от 19.04.2010 N 261 (ред. от 06.12.2010). Положение о территориальном общественном самоуправлении населения в городе Омске / / "Вечерний Омск", N 81-82, 20.05.2010.
  7. "Комментарий к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова) –М.: Издательство БЕК, 2011 с. 284.
  8. Васильев В.И. "Местное самоуправление: закон четвертый"// "Журнал российского права", N 1, 2012.
  9. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2011.
  10. Муниципальное право: Учебник // Отв.ред. д.ю.н., профессор А.И. Коваленко: М.: Новый Юрист, 2010.
  11. Постовой И.В. Муниципальное право России: Учебник. 2-у издание. – М.» Юриспруденция, 2011.
  12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя: понятие, содержание, отражение в конституции // Государство и право. – 2012. - №10. - с. 3-15.
  13. Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации: Учебное пособие. Тюмень, 2011.
  14. Усанов В.Е, Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник – М.: ПЕР СЭ, 2010.

 


Информация о работе Источники муниципального права