История развития российского чиновничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

В конце 17 века в России сформировалась специальная группа служивых людей приказов, которая являлась основой для возникновения в начале 18 века профессионального чиновничества, т.е. служащих государственных учреждений нового типа. Первоначальное становление государственной службы в России происходило на протяжении столетий. В 16 веке и в первой половине 17 века еще преобладала практика временных служебных поручений

Содержание

Введение.
Табель о рангах.
Общая оценка российского чиновничества.
Сущность и принципы реформирования государственной службы.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая история развития российского чиновничества.docx

— 81.63 Кб (Скачать)

    РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное  управление»

    Курсовая  работа

    По  предмету:

    Государственная служба

    Тема: история развития российского чиновничества  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               
 

  1. Введение.
  2. Табель о  рангах.
  3. Общая оценка российского чиновничества.
  4. Сущность и принципы реформирования государственной службы.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.  

В конце 17 века в России сформировалась специальная группа служивых людей приказов, которая  являлась основой для возникновения  в начале 18 века профессионального  чиновничества, т.е. служащих государственных  учреждений нового типа. Первоначальное становление государственной службы в России происходило на протяжении столетий. В 16 веке и в первой половине 17 века еще преобладала практика временных служебных поручений. Вместе с тем в приказах и других государственных учреждениях середины 17 века стал весьма быстрыми темпами создаваться институт постоянных служебных поручений и должностей. Возникновение в России слоя людей, постоянно находящихся на государственной службе и профессионально занимающихся делами государственного управления. Иными словами чиновник это- государственный служащий.

Пожалуй, не было в  России другой социальной группы, которая  бы постоянно, при

любом правителе, подвергалась столь резкой критике со всех сторон, как чиновни

чество. Более того, сказать о российских чиновниках что-нибудь хорошее считалось

почти неприличным. В  литературе господствовали гоголевские, сухово-кобылинские,

щедринские образы чиновников - казнокрадов, взяточников, бездушных разорителей

народа, чинодралов, равно  ничтожных напыщенных сановников и  столоначальников.

Эти исторические персонажи уже второе столетие служат для россиян олицетворением

наших государственных  служащих. Либералы-западники видели в развращенной, не-

вежественной и корыстолюбивой бюрократии едва ли не главное из зол всего государ-

ственного и общественного порядка. Чиновников поносили и ненавидели низшие слои населения,

видевшие в них  своих главных притеснителей, обманывающих "добрых царей", кото-

рые пекутся о народе, но ничего не могут сделать поверх голов искажающих их наро-

долюбивые намерения и приказы "злых царевых слуг". Покритиковать их не упускала

случая и сама высшая власть, что позволяло ей таким  образом хотя бы частично снять

с себя ответственность  за те или иные непопулярные действия и продемонстрировать

столь несложным способом свою "солидарность с народом". На них беспрестанно жало-

валось и купечество, при этом само развращая их взятками и всевозможными

подношениями. Словом, пороки российского чиновничества  вошли в поговорку.

И следует признать, оно давало немало оснований для  подобного к себе отноше-

ния. Однако серьезный анализ специалистов-историков, подтверждая многие из

инвектив, дает при  этом далеко не столь одномерно негативную картину. К тому же

наше чиновничество  было не вполне однородно по своему положению и ориента-

циям и отнюдь не всегда пребывало в застывшем состоянии, а менялось с течением

времени. Одним из таких изменений и служил табель о рангах.

2. Табель о рангах.

 Как известно, в нашем массовом сознании прочно укоренен стереотип - все благие и

вообще крупные  начинания в российской истории  связывать с именем и царствованием

Петра I. В полном соответствии с этой традицией и начало государственной  службы в

России тоже часто  отсчитывают от Петра, а именно от 24 января 1722 года, когда он

ввел в действие подготавливавшуюся несколько лет  знаменитую "Табель

о рангах всех чинов  воинских, статских и придворных, которые  в каком классе чины".

Табель установила три иерархических, как бы параллельных лестницы чинов для

гражданской, военной  и придворной служб, по 14 ступеней в  каждой.

Московское государство  всегда старалось максимально подчинить  себе "все силы и

средства общества, не оставляя простора частным интересам  отдельных лиц и клас-

сов" Уже в XVI веке Иван Грозный создал для контроля над "государевыми

служивыми людьми" специальное учреждение - Разряд, который  в середине его

царствования вел "личные дела" 22-23 тыс. человек. Из них 2-3 тыс. были внесены в

московские послужные  списки, т.е., говоря современным языком, составляли некое

подобие столичной "номенклатуры", а прочие входили в списки других городов, т.е. в

местные "номенклатуры". Разумеется, основная часть этих служивых людей

привлекалась государством для военных нужд. Но поскольку  тогда не делалось стро-

гого различия между военной и гражданской царевой службой (не случайно даже

управлявшие сугубо внутренними  российскими территориями наместники назывались

воеводами), из списков  черпались "кадры" для любых  царских назначений. Существо-

вали и аналоги  чинов. Правда, тогда их иерархия была иная: судья, думный дьяк,

дьяк, подьячий.

Обычно при назначениях  принимались в расчет три фактора: родословная ("порода')

кандидата, его чиновность (служебный титул) и разрядность (предыдущие должности).

Так что уже задолго  до Петра существовали и предтечи чиновничества (служивый

класс), и предтечи номенклатуры (разрядные списки). Равно  и другое приписываемое

Петру изменение (отмена безоговорочного приоритета породы перед службой) в основе

своей было сделано  до него. Еще в 1682 году по представлению  Комиссии под

председательством В. Голицына было отменено "богоненавистное и враждотворное

местничество". С  этого момента, как отмечает В. Ключевский, "совершенно

изменилось отношение  сословного положения служивого  лица к служебному чину.

Прежде этот чин  определялся принадлежностью лица к известному генеалогическому

слою служивого  класса; теперь, наоборот, приобретение известного служивого чина

вводило в состав высшего  служивого класса, какого бы оно  ни было происхождения'. Эта мера разрушила  прежнее, родовое, основание лестницы чинов. А Петр

своей Табелью лишь завершил дело, к тому же внеся в  него, как и во многих других

случаях, свое тоталитаристское стремление максимально поставить подданных под

контроль полицейского государства

Более того, именно Петр проявил беспокойство, что гражданская  служба может

стать слишком легким путем для перехода людей из "подлых" классов в дворянское

сословие, и своим  Указом от 31 января 1724 года предписал "в  секретари не из

шляхетства (дворянства) не определять, дабы потом не могли  в асессоры, советники и

выше происходить". Впрочем, "лазейку" в виде производства особо отличившихся

из "подьяческого чина" с предоставлением им шляхетства он оставил. Его наследники

усовершенствовали механизм регулирования ограниченного доступа  представителей

низших классов  в дворянство через государеву службу: так, Екатерина II своим

Указом 1790 года "О  правилах производства в статские чины" установила, что право

на потомственное  дворянство дает лишь 8-й класс Табели, для перевода в который

недворянам надо было прослужить в чине предыдущего класса не менее 12 лет.

Упомянутый Указ вместе с Указом Павла I от 1797 года "О наблюдении, при

избрании чиновников к должностям, старшинства мест и  чинов" и изданием уже при

Александре, в 1801 году так называемых чинопроизводственных правил, в определен-

ной мере подытожили продолжавшуюся в течение всего XVIII столетия шлифовку

Табели, правил поступления  на службу и прохождения по ее ступеням. Основным

путем продвижения  являлась выслуга лет, досрочный  же перевод в высший класс был

исключением из правила, как бы наградой за особые заслуги, присуждавшейся по лич-

ному решению монарха. Впрочем, верхней ступенькой для  продвижения по принципу

выслуги был 5-й класс; пожалование в более высокие  чины производилось лишь по

усмотрению императора.

К началу XIX века Табель приобрела следующий вид:

Класс Чин

1 Канцлер: действительный  тайный советник

2 Действительный тайный  советник

3 Тайный советник

4 Действительный статский  советник

5 Статский советник

6 Коллежский советник; военный советник

7 Надворный советник

8 Коллежский асессор

9 Титулярный советник 10 Коллежский секретарь

11 Корабельный секретарь

12 Губернский секретарь

13 Провинциальный  секретарь

14 Коллежский регистратор.

При этом первый класс  был исключительным: за всю историю  он был пожалован

лишь 11 чиновникам. Чины 11-й и 13-й существовали лишь номинально, а в 1811 и

1834 годах были и  формально упразднены. Так что  реально лестница состояла из

11 классов. Дополнительно  к Табели о рангах существовали  еще и высшие почетные

звания: статс-секретарь, член Государственного совета, сенатор, а также так называе-

мое внетабельное чиновничество - низшие канцелярские служащие (копиисты

и пр.). В своем стремлении к "оказениванию" всего общества, включая даже те

профессии, которые, казалось бы, по самому смыслу своей деятельности должны

иметь независимый  статус, правительство и на них  распространяло чиновничье-

мундирные "привилегии". Так, Павел I ввел почетные звания мануфактур-советника и

коммерции советника  для лиц, успешно занимавшихся промышленностью  и торговлей;

они были приравнены к 8-му классу гражданской службы. Ученые ценились дешевле:

"профессорам при  Академии" и "докторам всяких  факультетов" давался чин 9-го

класса, т.е. титулярного  советника. Сам М. Ломоносов, высказывавший  обиду за

отнесение российских ученых к столь низкому рангу, был в конце своей жизни

пожалован либеральной  Екатериной II в статские советники, т.е. "аж" в 5-й класс.

Информация о работе История развития российского чиновничества