Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в системном анализе видов избирательной системы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
произвести правовой анализ избирательной системы и избирательного права.
выяснить какие существуют виды избирательных систем, и дать им характеристику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Избирательное право РФ…………………………………………………….......5

1.1. Понятие и принципы избирательного права……………………….........5

1.2. История избирательного права России………………………………......8

2. Понятия и особенности избирательной системы…………………………......12

2.1. Мажоритарная избирательная система………………………………….12

2.2. Пропорциональная избирательная система……………………………..18

3. Избирательный процесс…………………………………………………….......21

Заключение………………………………………………………………………....25

Список нормативно-правовых актов……………………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПОГИМУ.docx

— 68.70 Кб (Скачать)

    В соответствии с грамотой « Права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» от 21 апреля 1785 года, дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.

    Активным  и пассивным избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».

    Городовые обыватели формировали выборным путем органы городского самоуправления - общую и шестигласную городские  думы. От каждого из городских участков (округов) каждый из шести разрядов городского населения выбирался сроком на три года по одному гласному (т.е. обладавшему правом голоса депутату). Они и составляли общую городскую думу. На данном этапе эволюции избирательное право было сословным правом-привилегией.

    Новый этап - «эпоха великих реформ». В  этот период  изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным.

    Выборы  в земские учреждения проходили  на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих представительных органов. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с положением « о губернских и уездных земских учреждениях», утвержденным 1 января 1864 года. Впоследствии это постановление стало правовой основой организации и деятельности органов земского самоуправления, на избирательных съездах: уездных землевладельцев, городских обществ, сельских обществ.6

    Дальнейшее  развитие избирательного права и  формирование избирательной системы  происходило в момент формирования российской государственности и  конституционализма. Возрастающее революционное движение вынудило российское правительство пойти на расширение политических прав подданных, что повлекло создание системы представительных учреждений, состоявшей из Государственной Думы и Государственного Совета. Данные органы наполовину формировались путем выборов представителей от духовенства, науки, торговли и промышленности, земских собраний и дворянских обществ (всего 98 выборных членов). Выборы в Государственную Думу проводились на основе избирательных законов.

    Избирательное право прочно заняло свою нишу в  общей системе права Российской Федерации и уже имеет свою политическую и юридическую историю  развития и совершенствования.

    В рамках весьма ограниченного периода  исторического времени произошли  структурные изменения всех составных  элементов - институтов и процедур, юридических норм и ценностей, учреждений и гарантий, обеспечивающих реализацию конституционного права граждан  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Реформирование  институтов избирательного права было подчинено определенному алгоритму - в каждом из означенных периодов законодатель вначале устанавливал в базовом  федеральном законе материальные и  процедурные, информационные и финансовые гарантии избирательных прав граждан, а затем раскрывал их технологическое  содержание в специальных избирательных  законах о выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и  Президента Российской Федерации. 7

    На  всех этапах реформирования избирательной  системы Российской Федерации принятие политических и правовых решений  о возможных изменениях в действующем  законодательстве о выборах и  референдумах сопровождалось проведением  широких общественно-политических дискуссий и парламентских слушаний по всему комплексу обсуждаемых  вопросов.

    Таким образом, в течение практически десяти лет за период с 1994-1995 гг. по 2003-2005 гг. весьма скромный по своим юридическим масштабам и политической роли институт, связанный с правом голоса граждан и их электоральной правосубъектностью, постепенно оформился в весьма сложный межотраслевой комплекс норм и институтов, гарантий и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.

    Выборы  из формальной, точнее административной, процедуры голосования превратились в политический институт. Волеизъявление граждан, выраженное в форме электоральных  предпочтений, стало неотъемлемой частью механизма публичного властвования и управления.

   На  современном этапе развития избирательной  системы Российской Федерации, понимаемой в широком смысле как система  норм и институтов, учреждений и  ценностей, избирательное право  по своему содержанию и смыслу представляет юридическую форму и способ взаимодействия гражданского общества и государства.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Понятие и особенности  избирательной системы

        2.1. Мажоритарная избирательная система

             «Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами  Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок использования при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах  в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации»9.

             В научной литературе термин «избирательная  система»  употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком  смысле  избирательная  система  -  это  система  общественных отношений,  связанных  с  выборами  органов  публичной  власти.  Сфера  этих отношений  весьма  широка.  В  нее  входят  вопросы  и   определения   круга избирателей  и избираемых, и инфраструктуры выборов  (создание  избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на  каждой из стадий избирательного процесса вплоть  до  его  завершения.  Регулируется избирательная система  нормами избирательного права, понимаемого  как  система правовых   норм,   представляющая    собой    подотрасль    конституционного (государственного) права. Однако не вся  избирательная  система  регулируется правовыми  нормами.  В  ее  состав  входят  также  отношения,   регулируемые корпоративными нормами (уставами  политических  общественных  объединений  и др.), а также  обычаями и традициями данного общества. Избирательная система в узком смысле - это система непосредственного распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. Избирательная система в узком смысле подразделяется на: мажоритарную,   пропорциональную и смешанные системы. В свою очередь мажоритарная система делится на: мажоритарную систему относительного большинства, мажоритарную систему абсолютного большинства. Пропорциональная система делиться на: пропорциональную и полупропорциональную системы.

Избирательная система регулируется нормами избирательного права. «Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное  право тесно связаны между  собой, хотя отождествлять их нельзя»10. А что же такое непосредственно избирательное право? Оно также как и избирательная система употребляется в двух смыслах: в широком (объективном) и узком (субъективном) смыслах. В широком смысле избирательное право- это система правовых норм регулирующих порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления. В узком смысле избирательное право- это гарантированная государством гражданину возможность участвовать в выборах органов государства и местного самоуправления. Данное субъективное право граждан подразделяют на активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право- это право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. Пассивное избирательное право - право избираться в выборные органы государства и местного самоуправления.

Понятия « избирательная система» и «избирательное право»  по сути, носят собирательный  характер. Данные понятия включают в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной  власти:

а) порядок  избрания Президента РФ,

б) порядок  избрания депутатов Государственной  Думы,

в) порядок  избрания глав администраций субъектов  РФ,

г)  порядок  избрания депутатов законодательных  органов субъектов РФ,

д)  порядок  избрания органов местного самоуправления.

Каждая  подсистема регулируется отдельными правовыми  актами. Они также имеют общие  для всех источники права. «Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов»11. К числу таких источников относятся:

      1) Конституция РФ, конституции республик  в составе РФ; уставы краев,  областей, городов федерального  значения, автономной области, автономных  округов;12

      2) Федеральный закон от 19 сентября 1997г. « Об основных гарантиях  избирательных прав и право  на участие  в референдуме  граждан Российской Федерации»13; др. федеральные законы, а также, законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

      3) указы и распоряжения Президента  РФ, акты глав администраций и  других руководителей исполнительных  органов субъектов РФ по вопросам  организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной  Думы и Центральной избирательной  комиссии.

Особенностью  является то, что в Конституции  нет  специального раздела об избирательном  праве (избирательной системе), в  котором были бы закреплены общие  принципы избирательного права.

     Наиболее  распространена  на  выборах система  большинства,  которая именуется  мажоритарной.  При  этой   системе   избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное  большинство голосов. Эта система - единственно возможная  при выборах  одного должностного лица (президента, губернатора и др.).  Когда  же она применяется для выборов  коллегиального органа власти,  например,  палаты парламента, обычно создаются  одномандатные избирательные округа, то  есть  в каждом из них должен быть избран один депутат.

     В странах, имеющих длительные  демократические  традиции,  политическая жизнь давно  монополизирована политическими партиями, представители  которых в основном только и баллотируются на выборах  и затем образуют  в  парламенте или  ином  представительном  органе   соответствующие   партийные   фракции, действующие организованно. В тех  же  странах,  где  партийная  система  еще находится в стадии становления, а возникающие политические  партии  большого авторитета в обществе не  имеют,  выборы  по  мажоритарной  системе  создают слабо организованную палату. Мажоритарная система имеет несколько разновидностей,   обусловленных   различными   требованиями    к    величине необходимого для избрания большинства голосов.

     Мажоритарная  система относительного большинства - это самая простая система. «По  этой системе победителю достаточно собрать больше голосов, чем любому другому претенденту, но не обязательно  больше половины»14. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такая система применяется,  например,  на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично  в Германии  и частично, как известно,  в России.  Очень часто она применяется при местных выборах.                Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся, как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Как правило, округа при этой системе одномандатные. Многомандатные встречаются редко (например, при выборах коллегии президентских выборщиков в США, где многомандатными избирательными округами являются штаты и федеральный округ, в которых соперничают списки выборщиков).

     Практически чем больше  кандидатов  баллотируются  на  одно место, тем меньше голосов  требуется  для  избрания.  Если  кандидатов  более двух десятков, могут оказаться избранными кандидаты,  за  которых  подано  10 процентов  голосов или даже меньше. К тому же в законодательстве ряда  стран, где применяется данная система, не предусмотрены ни  обязательность  участия избирателей в голосовании, ни минимальная доля их участия,  необходимая  для признания выборов  действительными. При этой системе  обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей  в голосовании: если проголосовал хотя бы один, выборы действительны. Если же выдвинут один кандидат на место, он считается  избранным без голосования, ибо достаточно, чтобы хотя бы один избиратель проголосовал за него (даже если таким единственным избирателем окажется он сам).

Информация о работе Избирательный процесс