Экономическая основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории.

Содержание

1. Понятие муниципальной собственности……...….…………………….стр. 4-7
2. Виды объектов муниципальной собственности……………….……...стр. 7-10
3. Муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения…………………………...………………………………..стр. 10-12
4. Способы приватизации муниципального имущества……………….стр. 12-15
5. Понятие и структура местного бюджета…………………………….стр. 15-17

Работа содержит 1 файл

Экономическая основа местного самоуправления.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, в составе этой группы объектов нужно назвать имущество муниципальных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также муниципальных предприятий, обеспечивающих их работу (оптовой торговли, заготовительных, ремонтно-строительных, переработки и хранения и др.).

     В-третьих, имущество муниципальных учреждений здравоохранения (кроме областных  больниц и диспансеров), народного  образования (кроме спецшкол для  детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

     Право муниципальной собственности предполагает включение объекта в перечень (реестр) муниципальной собственности. Это было предусмотрено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 114-рп, утвердившим Положение об определении подобъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядка оформления прав собственности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 г. органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, исходя из интересов местного населения. Решения органов местного самоуправления о включении объектов (имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены в судебном порядке.

     Основанием  для включения (исключения из реестра) выступают также акты органов  государственной власти и управления Российской Федерации и субъекта Федерации, решения судов.

     Право собственности на муниципальное  недвижимое имущество, а также ограничения и обременения этого права (ипотека, аренда, арест) подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 

Муниципальные унитарные предприятия  и муниципальные  учреждения

     Основу  муниципальной собственности составляют материальные объекты, а также местные финансы и др. денежно-финансовые эквиваленты. К числу наиболее важных относятся: имущество муниципальных унитарных предприятий, учреждений и органов местного самоуправления;

      Хозяйственно-экономические предприятия и учреждения муниципальных образований субъектов Федерации являются в составе объектов муниципальной собственности основными формами организации малого, среднего и даже крупного бизнеса в городских, сельских и иных поселениях. ГК закрепляет важнейшее правовое положение для предпринимательской экономики: равенство прав всех видов собственников ( п.2 ст.212 ГК). Вместе с тем, учитывая реалии отечественной экономики и традиции общественного сознания, приученного к существованию хозяйственника-несобственника, ГК сохранил названную конструкцию только для предприятий государственного сектора экономики и для объектов муниципальной собственности (абз.3 п.1 ст. 113 ГК).

     Такого  рода организации названы унитарными, что подразумевает неделимость их имущества ни на вклады, ни на паи или доли, в том числе его работников, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю.

Унитарные предприятия бывают двух видов:

     - основанные на праве оперативного управления;

     - казенные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Муниципальные предприятия основанные на праве оперативного управления.

            Основанием для передачи имущества  в оперативное управление может  быть: постановление (распоряжение) главы муниципального образования об учреждении такого предприятия или муниципального учреждения, обращение муниципальных учреждений или отраслевых органов администрации города(района), др. вида поселения или комитета по управлению имуществом. Этот комитет закрепляет имущество в оперативное управление предприятием. Решение комитета согласовывается с отраслевым органом администрации поселения. Поскольку юридическая природа государственных и муниципальных предприятий аналогична, то ст. 115 и 296 ГК применима и в отношении унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления: на собственника-учредителя возлагается вся гражданско-правовая ответственность.

     Помимо  сведений о размере и источниках формирования его деятельности, устав  является единственным учредительным  документом такого юридического лица (абз.2 п.1 ст.113 ГК).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

            К имуществу этого предприятия  предъявляются повышенные требования, поскольку учредитель его освобожден  от большинства видов гражданско-правовой  ответственности. Весь уставной  капитал этого предприятия представляет собой минимальную гарантию удовлетворения имущественных претензий его кредитора, поэтому не может быть менее минимума, установленного специальным законом, а в его отсутствие – действующим законодательством. При этом к моменту государственной регистрации предприятия весь уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником-учредителем, и никаких рассрочек в этом отношении закон не допускает (п.3 и 4 ст.114 ГК).

     Эти унитарные предприятия могут  создавать др. унитарные предприятия путем выделения (дочерние предприятия) (п.7 ст.114), которые не являются особой разновидностью коммерческих предприятий. Основная его особенность состоит в том, что оно имеет своим учредителем предприятие-несобственника. Передача имущества дочернему предприятию осуществляется на основе распорядительного акта собственника-учредителя унитарного предприятия(п.2 ст.295 ГК).

     Основы  управленческих отношений между  органами муниципального образования - учредителя этого вида унитарных  предприятий закреплены в ст.294,295 ГК и ст.29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

Иные  формы приобретения объектов муниципальной  собственности.

     Источниками формирования имущества муниципальной собственности, кроме того, могут быть: приобретение право собственности на имущество юридического лица при его реорганизации и ликвидации ( п.7 ст.63 и абз.3 п.2 ст. 218 ГК), обращение взыскания на имущество собственника по его обязательствам (подп.1 п.2 ст.235 и ст.238 ГК), конфискация(ст.243 ГК). 

Способы приватизации муниципального имущества

      Приватизация  муниципальной собственности является одним из наиболее важных элементов, обеспечивающих укрепление экономической  основы местного самоуправления в условиях рыночной экономики и формирования муниципальной собственности. Пункт 4 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах…» гласит, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами муниципального образования. Доходы от приватизации муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.      

      Вместе  с тем, в литературе существует мнение, что приватизация помешала становлению полнокровной муниципальной собственности. В настоящее время – это одна из ключевых задач развития местного самоуправления.    

      Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» определяет основные способы приватизации муниципального имущества:     

      -продажа  муниципального имущества на  аукционе, в том числе акций  созданных в процессе  приватизации  открытых акционерных обществ  на специализированном аукционе;     

      -продажа  муниципального имущества на  коммерческом конкурсе  с инвестиционными и (или) социальными условиями;     

      -продажа  акций, созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ их работниками;     

      -выкуп  арендованного муниципального имущества;     

      -преобразование  муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;     

      - внесение муниципального имущества  в качестве вклада в уставные  капиталы хозяйственных обществ;     

      - отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций созданных в процессе  приватизации открытых акционерных обществ владельцами муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.      

      Какие цели преследует государство, передавая  свою собственность юридическим и физическим лицам? Основной целью, безусловно, является повышение эффективности использования всех видов имущества, ресурсов и богатств страны. Однако существуют и другие общественно значимые цели приватизационных процессов.      

      В федеральной Концепции управления государственным имуществом содержится следующий обширный перечень конкретных целей (задач) приватизации:      

      ·  создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;      

      ·  вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах;      

      ·  уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;      

      ·  привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;      

      ·  создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;      

      ·  существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий, а также заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;      

      ·  формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;      

      ·  восстановление активного функционирования фондового рынка;     

      ·  рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на Бюджет развития Российской Федерации.   

      Можно заключить, что возможности для  создания и укрепления собственной экономической основы у местного самоуправления имеются. Органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления средств от покупателей объектов приватизации, обеспечить учет поступающих средств по каждому проданному объекту, предоставлять налоговому органу по месту расположения сведения о поступлении средств в местный бюджет, то есть они должны организовать процесс приватизации имущества.     

      В пределах установленной компетенции  органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления принимают решения о составе муниципальной собственности, порядке ее приобретения и отчуждения; о ведении реестров муниципальной собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, учреждений; об осуществлении контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.     

      Установление  порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.    

Понятие и структура местного бюджета

     В советский период развития нашего государства  все действующие на территории Российской Федерации бюджеты, включая и местные бюджеты, объединялись в рамках единого государственного бюджета. В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы Российской Федерации, существуют как самостоятельные денежные фонды, предназначенные для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления. Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ, а с разделением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и городские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой.

Информация о работе Экономическая основа местного самоуправления