Контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 4
2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 6
2.1. Государственный контроль 6
2.2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 9
2.3. Прокурорский надзор 12
2.4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований 16
2.5. Судебный контроль 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Работа содержит 1 файл

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Федерации (либо федеральным законом) назначаются новые выборы.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо указом Президента РФ.

Если глава муниципального образования избирался представительным органом местного самоуправления, этот орган должен принять решение об избрании нового главы.

Необходимо отметить, что предложение об отрешении Президентом РФ главы муниципального образования от должности могут быть внесены законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.

Роспуск представительного органа местного самоуправления, досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования путем отрешения его от должности может нарушить права и законные интересы граждан. Если это произошло, есть возможность подать жалобу в суд на уровне субъекта Федерации (краевой, областной и т.д.) либо в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления). Суды должны рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований могут быть признаны противоречащими законодательству до вступления в силу Федерального закона от 4 августа 2000 г., т.е. до 8 августа 2000 г. Данные акты должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством в течение шести месяцев со дня официального опубликования указанного Федерального закона - 8 августа 2000 г. Если этого не произойдет, представительный орган местного самоуправления и главы муниципального образования несут ответственность согласно Федеральному закону от 4 августа 2000 г.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Вопросы организации контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления приобретают особую значимость в настоящий период, когда идет становление новой системы местного самоуправления.

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за соблюдением органами, должностными лицами местного самоуправления федерального, регионального законодательства, уставов муниципальных образований, в том числе в части осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Анализ показывает, что в основе мотивации принимаемых незаконных решений в сфере местного самоуправления можно выделить две группы факторов: субъективного и объективного порядка. К первой относится недостаточная юридическая осведомленность субъектов правотворческой деятельности муниципального уровня. Ко второй группе относятся факторы, связанные с противоречиями и проблемами правовой базы Российской Федерации, что неизбежно подпитывает негативные тенденции, объективно подталкивает муниципальные образования к созданию "собственной" муниципальной системы законодательства, порой противоречащей Конституции РФ и федеральным законам. К объективным причинам допускаемых нарушений закона следует отнести и тот факт, что реальная жизнь муниципальных образований, отсутствие необходимой финансово-экономической базы заставляет руководителей и депутатов местного самоуправления изыскивать, порой любыми способами, дополнительные средства для решения задач и удовлетворения нужд населения.

Тем не менее вышеназванные обстоятельства не снимают ответственность с органов и должностных лиц местного самоуправления за соблюдение законодательства. Федеральный законодатель установил, что органы прокуратуры и другие уполномоченные законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

На мой взгляд, прокурорский надзор, как одна из форм государственного контроля, в наибольшей степени способен гарантировать соблюдение конституционных принципов самостоятельности и законной деятельности местного самоуправления, защиту его от необоснованного ущемления.

Для усиления контроля за деятельностью глав муниципальных образований и повышения их ответственности за правильное решение вопросов местного значения целесообразно предусмотреть дисциплинарную ответственность выборных должностных лиц, возможность их отрешения от должности за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, установить особенности регулирования труда этой категории должностных лиц.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета – 1993. – № 237.

2.       Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (в ред. от 16 октября 2006 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

3.       Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» //Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 35. - ст. 3506.

4.       Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" // Российская газета. 2005. 26 июля.

5.       Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) "О прокуратуре Российской Федерации". М., 2006.

6.       Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

7.       "Европейская Хартия местного самоуправления" (совершено в Страсбурге 15.10.1985). Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ.

8.       Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. 12 мая.

9.       Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 19 апреля 2002 г. // Российская газета. N 71. 2002

 

10.   Беркович Е., Абрамов Д.Б.,  Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления. Комментарий судебной практики // Законность. 2002. N 8.

11.   Гриценко Е.В., Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в Российской Федерации // Муниципальное право. 1999. N 4.

12.   Гусенбеков И.И., Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 6.

13.   Демин В., Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // Российская юстиция, № 6, 2001.

14.   Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2005.

15.   Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.

16.   Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005.

17.   Контарев М.С., Об обеспечении единства правового пространства России и задачах территориальных органов Министерства юстиции в 2005 году // Вопросы местного самоуправления. 2005. N 4.

18.   Сизов В.А., Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 2006. N 6.

19.   Ушаков А.В., Юридические гарантии права на публичные мероприятия // Академический юридический журнал. 2006. N 2.

20.   Шугрина Е.С., Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 6.

21.   Шугрина Е.С. , Муниципальное право РФ. М., 2007.

 

 



[1] Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2005. С. 72.

[2] Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (в ред. от 16 октября 2006 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

[3] Гриценко Е.В. Координация и контроль в системе взаимоотношений органов регионального и муниципального управления в Российской Федерации // Муниципальное право. 1999. N 4. С. 31.

[4] Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 6.

[5] Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005. С. 463.

[6] Ушаков А.В. Юридические гарантии права на публичные мероприятия // Академический юридический журнал. 2006. N 2. С. 8.

[7] Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (в ред. от 14 декабря 1995 г.) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" // Российская газета. 1993. 12 мая.

[8] Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ. М., 2007. С. 645.

[9] Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

[10] Шугрина Е.С  Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право, 2007, № 6. С. 28.

[11] Демин В. Судебный контроль за законностью актов органов местного самоуправления // Российская юстиция, № 6, 2001. С. 34.

[12] Куденеев С.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина на муниципальном уровне // Закон: Интернет-журнал юристов Приморья. По материалам сайта: www.nadzor.pk.ru.

[13] Сизов В. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления // Законность. 2006. N 6.

[14] Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 (ред. от 04.11.2005) "О прокуратуре Российской Федерации". М., 2006.

[15] Контарев М. Об обеспечении единства правового пространства России и задачах территориальных органов Министерства юстиции в 2005 году // Вопросы местного самоуправления. 2005. N 4. С. 62.

[16] Беркович Е., Абрамов Д. Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления. Комментарий судебной практики // Законность. 2002. N 8.

[17] Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2005. С. 72.

[18] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" // Российская газета. 2005. 26 июля.


Информация о работе Контроль за деятельностью органов местного самоуправления