Контрольная работа по "Избирательному праву и процессу"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:40, контрольная работа

Описание работы

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Работа содержит 1 файл

Задания по избирательному праву.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Контрольные вопросы по избирательному праву и процессу: 

  1. Данные  понятия соотносятся  следующим образом:

  Понятие «выборы» является наиболее широким  по значению и включает в себя понятие  избирательный процесс.

   Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

  Выборы  проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т.д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

  А под избирательным процессом следует понимать урегулированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Он включает в себя деятельность индивидов, органов, организаций по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

  1) назначение  выборов; 

  2) регистрация  избирателей и составление списков  избирателей;

  3) образование  избирательных округов и избирательных  участков;

  4) образование  избирательных комиссий;

  5) выдвижение  и регистрация кандидатов;

  6) предвыборная  агитация;

  7) голосование,  подсчет голосов и установление  итогов голосования; 

  8) возможный второй тур голосования или новые выборы;

  9) определение  итогов выборов. 

  Понятие же избирательная компания входит в  понятие избирательного процесса, но и в свою очередь включает в  себя понятие голосования.

  Избирательная кампания — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

  В предвыборной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Основными формами (способами) агитации в ходе кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение предвыборной кампании (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и др.).

  Большую роль в избирательных кампаниях  играют, так называемые, политические консультанты, которые оказывают участникам предвыборной гонки целый ряд профессиональных услуг: от анализа предвыборной ситуации до написания предвыборных речей кандидатов.

  Голосование - одна из стадий избирательного процесса. Голосование проходит в один или два тура. Осуществляется путем подачи бюллетеня или путем использования специальной машины для голосования.

  Таким образом, в данном соотношении понятий, понятие «голосование» является самым узким по значению. 

    7. Закон - федеральный  конституционный  закон, федеральный  закон, закон субъекта Российской Федерации

    В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ, в силу специфики  его предмета и рамочного (гарантийного) характера регулирования, содержится значительное число норм, указывающих на возможность или обязательность регулирования ряда правоотношений, связанных с проведением выборов и референдумов, соответствующим законом. Эти нормы носят отсылочный характер (например, в п. 1 и 9 ст. 33; п. 10 ст. 51; п. 8 ст. 52 данного Федерального закона), и из их содержания, как правило, следует необходимость осуществить соответствующее регулирование в конкретном законе о выборах или референдуме. Вместе с тем, данный Федеральный закон отличается наличием особой категории отсылочных норм, представляющих собой дозволение для законодателя (как правило - законодателя субъекта Российской Федерации) осуществить дополнительное правовое регулирование (например, п. 4 ст. 4 данного Федерального закона), при этом зачастую нормы носят «рамочный» характер, т.е. законодатель может реализовать в законодательном акте тот или иной вариант правового регулирования.

    Отсылочные  нормы данного Федерального закона можно рассматривать как нормы, изданные в рамках совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с п.п. «б» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, субъект Российской Федерации при реализации данных норм Федерального закона будет осуществлять конкретное правовое регулирование в соответствии с федеральным законом. Сказанное не исключает, с одной стороны, прямое действие иных норм рассматриваемого Федерального закона, изданных в соответствии с п.п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации и обеспечивающих регулирование и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан, с другой стороны - необходимость непосредственного и полноценного регулирования в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации общественных отношений, возникающих при подготовке и проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и референдумов субъектов Российской Федерации и местных референдумов.

    Содержащиеся  в термине «закон» понятия  следует трактовать исходя из соответствующих  положений ст. 76 Конституции Российской Федерации, т.е. как виды нормативных  правовых актов. Таким образом, если в рассматриваемом Федеральном  законе указывается, что порядок осуществления того или иного действия устанавливается законом, это означает, что применительно к уровню выборов, референдума соответствующие общественные отношения регулируются только в форме закона, а не иным нормативно-правовым актом. Такое указание, гарантируя избирательные права граждан, исключает принятие по данному вопросу решений исполнительных органов государственной власти, глав муниципальных образований, глав местных администраций. 

      8. Источники избирательного  права - это формы  его внешнего выражения.

  Часть 4 статьи 15 Конституции Российской указывает, что: 
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
 

  Отнесение общепризнанных принципов и норм международного права и международных  договоров Российской Федерации  к источникам национальной системы  права напрямую вытекает из текста Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что эти акты являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

  Признание приоритета норм международного права  и международных договоров над  нормами внутреннего права имело  огромное значение для правовой системы  Российской Федерации, в особенности в отношении законодательства о правах и свободах человека и гражданина. При этом приоритет международного права, в том числе в вопросах регулирования избирательных прав, не умаляет роли и значения внутригосударственного права. Как справедливо отмечает американский исследователь прав человека Л. Хенкин, «международное право прав человека направляет и дополняет внутригосударственное право, способствуя исправлению недостатков конституций и законов отдельных государств, но оно не заменяет, и в действительности не может заменить, соответствующее национальное законодательство».

  Роль  источника избирательного права  России выполняет и Конвенция  Содружества Независимых Государств о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г. Статья 29 этой Конвенции  гласит, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством имеет право и возможность в государстве, гражданином которого он является:

  а) принимать  участие в управлении и ведении  государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

  б) голосовать и быть избранным на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного  избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное  волеизъявление избирателей;

  в) допускается  в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

  К источникам этого ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной  ассамблеей ООН в 1948 году; Международный  пакт о гражданских и политических правах 1996 года; Европейскую конвенцию  о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с протоколами к ней; Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года; Европейскую хартию местного самоуправления от 15 ноября 1985 г.; Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г. и др.

  Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейская конвенция  о защите прав человека и фундаментальных  свобод от 1950 года ратифицированы российским парламентом.

  Статья 21 Всеобщей декларации прав человека провозглашает:

  «1. Каждый человек имеет право принимать  участие в управлении своей страной  непосредственно или через свободно избранных представителей.

  2. Каждый  человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

  3. Воля  народа должна быть основой  власти правительства; эта воля  должна находить себе выражение  в периодических и нефальсифицированных  выборах, которые должны проводиться  при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

  Международное право в большей степени, чем  национальное, отражает идеи гуманизма, справедливости. Процесс имплементации  гуманистических норм и принципов международного права в правовую систему России осуществляется по-разному, в зависимости от уровня развития конституционного законодательства, темпов его модернизации, реформирования институтов власти, состояния правовой культуры народа.

  В Международном  пакте о гражданских и политических правах человека провозглашается, что  полномочия на власть должны основываться на волеизъявлении народа, выраженном на регулярных и подлинных выборах.

  Нормы документа Копенгагенского совещания  Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года не только углубили содержание избирательных прав и свобод, закрепленных ранее в различных международных соглашениях, но и определили параметры общества, в котором действительно возможна полная реализация прав человека, признанных на международном уровне. Среди них: необходимость проведения периодических выборов, обеспечивающих на практике свободное выражение мнения избирателей; разумность временных промежутков между выборами; наличие представительной по своему характеру формы правления; обязанность государственных властей действовать способами, совместимыми с соблюдением конституции и законов; четкое разделение между государством и политическими партиями и т.д.

  Международные договоры в качестве источников российского избирательного права закрепляют обязательства Российской Федерации не только предоставлять лицам, находящимся под ее юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы на участие в проведении подлинных, справедливых и свободных выборов, но и не посягать на такие права и свободы и принимать соответствующие меры к их осуществлению. Их роль трудно переоценить, поскольку свой регулятивный потенциал они осуществляют как, преломляясь через предписания избирательного законодательства, так и действуя напрямую, если законодательство о выборах расходится с принятыми Российской Федерацией международными обязательствами.

Информация о работе Контрольная работа по "Избирательному праву и процессу"