Контрольная работа по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Нормы муниципального права при всем их своеобразии являются разновидностью правовых норм, которые содержатся в источниках муниципального права. В своей совокупности муниципально-правовые нормы независимо от их первичной "прописки" в нормативном правовом акте той или иной отраслевой принадлежности образуют отрасль муниципального права РФ.

Содержание

Вопрос №2 Муниципально – правовые нормы, их особенности и классификация ------------------------------------------------------------------ 2
Вопрос №37 Собрание (сход) граждан ------------------------------------ 5
Список использованной литературы -------------------------------------- 10

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по муниципальному праву.docx

— 26.85 Кб (Скачать)

План работы:

  1. Вопрос №2 Муниципально – правовые нормы, их особенности и классификация   ------------------------------------------------------------------    2
  2. Вопрос №37 Собрание (сход) граждан   ------------------------------------    5
  3. Список использованной литературы    --------------------------------------  10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №2  Муниципально – правовые нормы, их особенности и  классификация.

    Нормы муниципального права при всем их своеобразии являются разновидностью правовых норм, которые содержатся в источниках муниципального права. В своей совокупности муниципально-правовые нормы независимо от их первичной "прописки" в нормативном правовом акте той  или иной отраслевой принадлежности образуют отрасль муниципального права  РФ. Главная их особенность связана с соотношением в содержании муниципально -правовых норм государственно-властных и негосударственных начал. Муниципально-правовые нормы - это нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Нормам муниципального права свойственны все общие черты, характерные для норм других отраслей права. Вместе с тем нормы муниципального права имеют свои особенности.

    Во-первых, многие муниципально-правовые нормы  одновременно принадлежат к различным  отраслям права. Например, нормы конституционного права, закрепляющие основные организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления, являются также и нормами муниципального права. Нормами административного  права устанавливается статус муниципальных  служащих.

    Во-вторых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой  деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой - из общеобязательных правил поведения, определенных самими органами местного самоуправления, которые  не входят в систему органов местного самоуправления.

    В-третьих, муниципально-правовые нормы охватывают своим регулятивным воздействием широкий  круг общественных отношений во всех сферах местной жизни.

    Как и любые другие правовые нормы, нормы  муниципального права имеют свою внутреннюю структуру. Норма муниципального права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

    Гипотеза - это та часть муниципально-правовой нормы, которая указывает на условия  ее действия. Гипотеза муниципальной  нормы может быть простой, сложной  или альтернативной. Простой является та гипотеза, которая указывает на одно необходимое условие действия нормы. Приведенная выше гипотеза является простой. В случае наличия сложной  гипотезы для начала действия нормы  необходимо сочетание сразу нескольких условий.

    При альтернативной гипотезе норма начинает действовать, если существует хотя бы одно из перечисленных в законе условий.

    Диспозиция - основная часть муниципально-правовой нормы, именно в ней устанавливаются  собственно правила поведения субъектов. Без диспозиции норма бессмысленна. Диспозиция предполагает тесную взаимосвязь  прав и обязанностей, как бы она  ни была сформулирована.

    В зависимости от того, как излагается правило поведения, диспозиция, может быть, простой, сложной и альтернативной.

    Простая диспозиция только указывает один возможный  вариант поведения субъекта, не раскрывая  его. Сложная диспозиция дает несколько  моделей поведения субъекта, причем он может одновременно использовать все. Альтернативная диспозиция указывает несколько вариантов поведения, а субъекты правоотношений могут сами выбрать один из них.

    Санкция - часть правовой нормы, указывающая  на меры воздействия, применяемые к  лицу, которое не исполняет муниципально-правовую норму.

    Существуют  самые различные виды санкций. По отраслевой принадлежности выделяют дисциплинарно-правовые, административные, уголовные, гражданско-правовые, конституционно-правовые и иные санкции, по характеру неблагоприятных последствий - карательные и правовосстановительные. Кроме того, в зависимости от степени определенности выделяют: абсолютно-определенные санкции, относительно-определенные и альтернативные.

    Абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных  последствий точно указан.

    Относительно-определенной санкцией является та, где установлен верхний и низший предел неблагоприятных  последствий.

    Муниципально  – правовые нормы можно классифицировать по различным критериям.

    По  юридической силе они подразделяются на нормы конституционные, имеющие  высшую юридическую силу, и неконституционные, содержащиеся в иных правовых актах.

    По  объекту правового регулирования  выделяют нормы, регулирующие местное  самоуправление как форму народовластия; правовые, территориальные и финансово-экономические  основы местного самоуправления; формы  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления и  участия населения в решении  вопросов местного значения; ответственность  органов и должностных лиц  местного самоуправления.

    По  территории действия нормы муниципального права могут быть международными (т.е. действующими на территории государств - членов Совета Европы, федеральными (субъектов  Российской Федерации), а также местными (действующими на территории муниципального образования).

    По  характеру содержащихся в них  предписаний нормы делятся на управомочивающие, обязывающие и  запрещающие.

    Нормы муниципального права, регулирующие однородные, взаимосвязанные и относительно обособленные отношения, образуют правовые институты. К муниципально-правовым институтам относятся: институт муниципальной службы, институт главы администрации, институт наделения отдельными государственными полномочиями и т.д.

Вопрос  №37 Собрание (сход) граждан

 Сход  граждан является наиболее традиционной  формой непосредственной демократии, посредством которой граждане  по месту их жительства решают  вопросы местного значения, исходя  из интересов населения, его  исторических и иных местных  традиций. Сельские сходы, сельские  старосты издревле существовали  на Руси.  В современных условиях  данный институт обеспечивает  возможность сочетания коллективного  обсуждения вопросов и принятия  решений с личной активностью  граждан, дает возможность гражданам  непосредственно высказывать, выражать  свою волю по вопросам развития  муниципального образования, служит  формой проявления общественно-политической  активности граждан.

    Правовую  основу схода граждан в настоящее  время составляют следующие нормативно-правовые акты:

    1) Конституция Российской Федерации  (ст. 130 закрепляет возможность осуществления  местного самоуправления путем  других форм прямого волеизъявления  граждан);

    2) Федеральный закон от 6 октября  2003 г. "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (ст. 25);

    3) конституции, уставы субъектов  Российской Федерации;

    4) законы субъектов Российской  Федерации о сходах граждан 

    5) законы  субъектов Российской Федерации  о местном самоуправлении      (6) местные нормативные акты (уставы  муниципальных образований, постановления  глав муниципальных образований  и решения представительных органов  местного самоуправления о порядке  проведения схода граждан).

Целью схода является решение вопросов местного значения. Статья 2 Федерального Закона 2003 г. определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Закон 2003 г. в статьях 14, 15, 16 содержит перечень вопросов местного значения городского и сельского поселения, муниципального района и городского округа. Данный перечень вопросов местного значения не является исчерпывающим и может быть за счет вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований и органов государственной власти, расширен органами местной власти. Закон 2003 г. закрепляет, что подобное расширение компетенции органов местного самоуправления возможно только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

    Федеральный Закон закрепляет два основных условия  правомочности сходов:

    1) сход должен проводиться в  поселении с численностью жителей,  обладающих избирательным правом, не более 100 человек. В соответствии  со статьей 11 Закона 2003 г. границы  поселений устанавливаются с  учетом численности населения:  как правило, 1000 человек, для территорий  с высокой плотностью населения  - 3000 человек, для территорий с  низкой плотностью - 100 человек. Таким  образом, сходы будут правомочны  только в поселениях с низкой  плотностью населения, например  на территориях Крайнего Севера. В сельских поселениях Центральной  части России с населением  более 100 человек сходы граждан  становятся неправомочны, в то  время как в настоящее время  на них решаются многие вопросы  местного значения, в том числе  и вопросы самообложения граждан. 

    2) в них должны участвовать более  половины жителей муниципального  образования, обладающих избирательным  правом. В соответствии с действующим  законодательством здесь имеются  в виду дееспособные граждане  Российской Федерации, достигшие  18-летнего возраста и постоянно  или преимущественно проживающие  на территории муниципального  образования.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления, в том числе и отнесенные к его исключительной компетенции. Часть 10 статьи 35 Закона 2003 г. расширяет исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и относит к ней следующие вопросы:

    1) принятие устава муниципального  образования и внесение в него  изменений и дополнений;

    2) утверждение местного бюджета  и отчета о его исполнении;

    3) установление, изменение и отмена  местных налогов и сборов в  соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах;

    4) принятие планов и программ  развития муниципального образования,  утверждение отчетов об их  исполнении;

    5) определение порядка управления  и распоряжения имуществом, находящимся  в муниципальной собственности;

    6) определение порядка принятия  решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении  тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

    7) определение порядка участия  муниципального образования в  организациях межмуниципального  сотрудничества;

    8) определение порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

    9) контроль за исполнением органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов  местного значения.

    3. С инициативой созыва схода  граждан могут выступать следующие  субъекты: 1) глава муниципального  образования; 2) группа жителей поселения  численностью не менее 10 человек.

Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"