Местное самоуправлние – проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:48, реферат

Описание работы

Одной из основ конституционного строя Республики Казахстан, определяющей организацию управления на местном уровне наряду с местным государственным управлением, осуществляемым местными представительными и исполнительными органами, является закрепленное в статье 89 Конституции Республики Казахстан признание местного самоуправления, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Ситуация вокруг законодательного обеспечения местного самоуправления достаточно сложная.

Работа содержит 1 файл

Реферат - Местное самоуправление в Республике Казахстан.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Особенностью органов  местного самоуправления является и  то, что они существенно отличаются от общественных объединений. Органы местного самоуправления формируются по императивному  предписанию государства и функционируют  в конкретных территориальных пределах. В компетенцию общественных объединений не входит решение государственных дел, органы местного самоуправления решают и вопросы, имеющие государственную значимость. Отличие между ними проявляются и в характере из формирования [9, с.639].

4. Местное самоуправление РК: современное состояние и проблемы

 

 

В Конституции Республики Казахстан закреплена норма о  возможности участия народа в  управлении делами государства путем  создания органов местного самоуправления. Вопрос о реализации данного конституционного положения разрешался довольно длительное время. Сегодня мы уже можем «похвастаться» наличием законодательного закрепления норм о местном самоуправлении.

Закон Республики Казахстан «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от 23.01.2001 г. № 148 с изменениями и дополнениями, внесенными законом РК от 09.02.2009 г. № 126 (далее - закон) дает следующие понятия местного государственного управления и местного самоуправления. Местное государственное управление - деятельность, осуществляемая местными представительными и исполнительными органами в целях проведения государственной политики на соответствующей территории, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории. Местное самоуправление – деятельность, осуществляемая населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления, направленная на самостоятельное решение вопросов местного значения под свою ответственность, в порядке, определяемом настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами.

Исходя из определений  вытекает, что законодатель разграничивает  понятия местного государственного управления и местного самоуправления, но смешивает их функции.

Анализ изменений и дополнений, внесенных в Закон позволяет  сформулировать ряд замечаний.

В частности, на конституционном  уровне был провозглашен отказ от институционального смешения государственно-аппаратных и общественно-самодеятельных структур. В противном случае может произойти фактическое огосударствление (в смысле обюрокрачивания) структур, создаваемых населением по месту жительства. Однако пунктами 1, 4, 5 статьи 1 закона предусмотрено наделение акимов, местных исполнительных органов и исполнительных органов функциями самоуправления, что противоречит пункту 2 статьи 89 Конституции, устанавливающего, что местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления местных сообществах, охватывающих территории на которых компактно проживают группы населения.  

Тогда, как функции и полномочия местных органов государственного управления и самоуправления должны быть законодательно четко определены и разграничены.

Кроме того, в целях  избежания дублирования функций  различных органов в законодательстве о местном государственном управлении и самоуправлении должны быть обозначены границы разделения компетенции между различными (в том числе маслихата) органами местного самоуправления, которые могут быть достаточно подвижными.

В статье 2-1 Закона определены основы организации местного самоуправления: «1. Местное самоуправление осуществляется отдельно в пределах области, района, города, района в городе, аульного (сельского) округа, поселка и аула (села), не входящего в состав аульного (сельского) округа. 2. Местное самоуправление осуществляется членами местного сообщества непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления». По нашему мнению данная норма недостаточна продумана, поскольку маслихаты, как известно, образуются в: областях, городах Астаны и Алматы, городах и районах, соответственно возникает вопрос, как будет осуществляться местное самоуправление в административно-территориальных единицах, в которых образование маслихатов не предусмотрено. Не означает ли это, что маслихат приравнивается к органам местного самоуправления.     

На наш взгляд, вопрос о финансовой и экономической основе деятельности местного самоуправления не решен однозначно, поскольку статья 3 Закона не предусматривает разграничение этих основ между государственным местным управлением и местным самоуправлением. Отсюда вытекает вопрос, будет ли иметь местное самоуправление в своем введении имущество, денежные средства, которым могут распоряжаться органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения,  иначе их деятельность будет носить чисто формальный характер.

Пункт 2 статьи 39-5 закона, предусматривает, что государство гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в пределах полномочий. Не противоречат ли данному положению: пункт 1 этой же статьи, устанавливающий, что государственные органы создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития местного самоуправления, оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление; и статья 39-3 предусматривающая, что местное сообщество для обсуждения вопросов местного значения может проводить собрания, однако порядок проведения собрания и принятия решений определяется областными (города республиканского значения и столицы) маслихатами.  

В связи с этим можно ли говорить о самостоятельности органов  местного самоуправления, когда органы местного самоуправления зависимы  не только в организационном, но и финансовом плане.

Таким образом, считаем, что внесенные  изменения и дополнения в Закон  не соответствуют признанной, международным  сообществом, концепции местного самоуправления и требуют дальнейшего совершенствования.   

 

 

 

Список использованных источников:

 

1 Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия //Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.Политология. – 2003. – №4.–С. 14.

2 Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. – М.: ИГП РАН,1999.– 329с.

3 Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. – М., Л., 1928. – С.245.

4 Европейская хартия местного самоуправления. Принята Советом Европы 15 октября 1985г.//Народный депутат, – 1993. – №11. – С.3–6.

5 Снирнягин Л.В. Политические  традиции согласования  национальных и местных интересов: практика «порк–баррела» в США. Из книги «География, политика и культура». – М .,1990. – С.95.

6 Жанузакова Л.Т. Конституционно–правовые основы местного самоуправления и проблемы его формирования в Республике Казахстан //Научные труды «Әділет». – 2003. – №2 (14). – С.85.

7 Сапаргалиев Г.С. Конституционное право Республики Казахстан: Академический курс. – Алматы: Жеті Жарғы, 2002. – 528с.

8 Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «Об административно–территориальном устройстве Республики Казахстан» //Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан.–1993.–№23-24.–  Ст.507.

9 Ащеулов А.Т. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник. –  Алматы: КазГЮУ, 2001. – 656с.

 


Информация о работе Местное самоуправлние – проблемы и перспективы