Межнациональные конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Выбор данной темы продиктован, прежде всего, актуальностью предмета изучения. В конце 80-х, начале 90-х годов на территории бывшего СССР произошло резкое обострение межэтнических отношений, которые в ряде регионов приняли характер затяжных кровопролитных конфликтов. Национальные особенности жизни, национальное сознание и самосознание стали играть в жизни современного человека несравненно более важную роль, чем это было 15-20 лет назад.

Работа содержит 1 файл

по дисциплине Конфликтология.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Имея деньги, многие переселенцы не работали, занимались торговлей, зачастую вели праздный образ жизни. Этот вызывало, естественно, негативное к ним отношение, причем независимо от национальности, со стороны коренного населения края. В течение 1992 года органы внутренних дел, во многих случаях вместе с прокуратурой, вынуждены были проводить профилактические мероприятия, применять превентивные меры, чтобы не допустить разрастания конфликтной ситуации на межнациональной основе.

Причины такого положения  носят как объективный, так и  субъективный характер: здесь и существенные отличия политических, экономических, национально-территориальных условий, систем социально-психологических ценностей, стиля культурно-бытового поведения, это и разрыв прежних интегрирующих экономических связей, упадок производства, нарастающая зависимость от развитых зарубежных стран. Тем более что в условиях пошатнувшегося влияния Центра на экономические процессы в субъектах Федерации ослабло его влияние и на общественно-политическую сферу.

Республики, края и  области стали, как уже говорилось, искать выход из кризиса в суверенизации и экономической самостоятельности.

Говоря о причинах, порождающих конфликты на этнической почве, нельзя не упомянуть о сложившемся  в большинстве полиэтничных обществ  разделении труда между этническими  группами. Зависимость трудовых ориентаций от страны происхождения прослеживается у эмигрантов в США даже через 2-3 поколения. Этническое сознание становится основой для подбора кадров, и в некоторых республиках трудовые коллективы формируются на основе этнической, земляческой, клановой солидарности. Целые социальные и профессиональные слои приобретают этническую окраску (например, коммерция, как наиболее выгодное в нынешних условиях занятие), монополизируются целые профессии. Поскольку различные сферы приложения труда дают различные доходы, между ними складывается негласная конкуренция, пристрастное сопоставление трудового вклада и вознаграждения. Когда существует определенная зависимость между сферами труда и этническими общностями, эта конкуренция переносится на сами этнические группы, автоматически придавая любому социальному и политическому противоречию или столкновению экономических интересов взрывоопасность и ожесточенность межэтнического противоборства, в результате чего возникает напряжение в межэтнических отношениях - первый предвестник конфликта.

2.3 Роль и место  религии в этнонациональных  конфликтах

Неизменная теоретическая  модель влияния религии на жизнь  общества - содействие его интеграции, сплочению. Реальный исторический опыт говорит о более сложном воздействии  религии на процессы, происходящие в обществе. Он может способствовать возникновению и обострению социальных и межнациональных конфликтов. Но может привести к сглаживанию противоречий, выступать как сила интегрирующая. Характер этого влияния во многом зависит от исторического опыта взаимодействия вероисповедных сообществ, от особенностей государственной политики по отношению к религии, религиозным объединениям и верующим, от позиции религиозных центров, мирян и национальных элит.

Переход от тоталитаризма  к демократии в полиэтническом и поликонфессиональном обществе - а российское общество является именно таковым - чреват усилением этнонациональных противоречий, ростом национальной и конфессиональной нетерпимости.

Социологический опрос, проведенный Российским независимым институтом социальных и национальных проблем по всероссийской выборке весной 1993 года, показал, что неприязнь, проявляемая по отношению к исламу и иудаизму, к народам мусульманской и буддийской культуры, к «лицам кавказской национальности», а также к евреям, очень высока, а среди так называемой «реформенной» молодежи (16-20-летних) она в 2-2,5 раза выше, чем у представителей старших поколений.

Усилению межконфессиональной  и межнациональной напряженности  способствуют, наряду с экономическим  кризисом и переделом государственной собственности, стремление властных структур и национальных элит использовать религии и их институты в своих политических интересах; нарушение государственными органами и должностными лицами конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и равенства религий перед законом; сильная тенденция к превращению Русской православной церкви в государственную церковь; активизация исламского фундаментализма.

Лозунги превращения  русского православия в государственную  религию, а России - в «православную державу» находят однозначный отклик в среде народов мусульманской и буддийской культур, способствуя усилению антирусских, националистических настроений, фактически помогая укрепить позиции сепаратистов.

Российская общественность выражает серьезную озабоченность в связи с ухудшением межконфессиональных и межэтнических отношений. В заявлении группы священнослужителей и мирян русской православной церкви, опубликованном в «Независимой газете», говорится о том, что «дух ненависти» к «инородцам» и христианам других конфессий проник в ограду Церкви». Авторы заявления призывают православных граждан России: «Изгоните из своих сердец межнациональную и межконфессиональную вражду, как и всякую вражду, не имеющую ничего общего с христианством». Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что осуществить этот призыв будет нелегко.

Анализ результатов  опроса 85 экспертов - ведущих религиоведов России, видных религиозных деятелей различных конфессий и активистов религиозно-политических партий и движений - показывают, что в ближайшие годы в России ослабления напряженности в отношениях между вероисповеданиями не предвидится. Более того, ожидается ее усиление.

В свете рассматриваемой  проблемы особый интерес представляют данные, касающиеся межконфессиональных противоречий между христианами и мусульманами, православными и католиками, так как эти противоречия способствуют заметному осложнению межнациональных отношений. Почти 100% экспертов уверены, что названные противоречия сохранятся на прежнем уровне.

Принадлежность противостоящих сторон в этноконфликтной ситуации к различным конфессиональным культурам  создает много шансов для ее развития в полномасштабный, затяжной, а нередко  и насильственный конфликт.

Во-первых, в этом случае возникают условия, позволяющие использовать религию в целях этнополитической мобилизации, для подготовки этнонациональной общности к противоборству с подлинным или мнимым противником, дегуманизации и демонизации его образа. В священных текстах и исторических фактах отыскивается аргументация, способствующая поддержанию накала страстей на высоком уровне. При этом подчас используются сюжеты прошлых веков, касающиеся соответствующих деноминаций, которые не имеют никакого отношения к этносам, участвующим в конфликте. Таким образом, межнациональный конфликт существенно отягощается, приобретая черты межконфессионального противоборства, еще более сокращая возможности рационализации поведения противодействующих сторон.

Во-вторых, увеличению продолжительности конфликта и  усилению его ожесточенности могут способствовать и способствуют часто на деле солидарность с конфликтующими сторонами единоверцев из других стран, их моральная и материальная поддержка (в том числе поставками оружия и направлением боевиков).

В-третьих, принадлежность противоборствующих сторон в этнополитическом конфликте к различным конфессиям резко уменьшает пространство для использования возможностей религий и их институтов в целях урегулирования конфликта или хотя бы минимизации насилия в нем.

По похожей схеме  развивались кровопролитные арабо-израильский, хорвато-мусульманский, сербскохорватский, армяно-азербайджанский и многие другие конфликты.

Опасность использования  религий в политической борьбе особенно велика и сегодня, когда главной  угрозой гражданскому миру, межнациональному согласию, целостности российского государства является радикализм. Поддержка религиозными организациями той или иной политической группировки может способствовать усилению конфронтации. Одновременно такие действия могут вести и ведут к противопоставлению различных конфессий (а в условиях России этноконфессиональных общностей) друг к другу, к резкому обострению противоречий внутри вероисповеданий.

2.4 Средства массовой  информации как  фактор межнациональной  дестабилизации

Общеизвестна значимость средств массовой информации в формировании общественного сознания. При помощи СМИ интеллигенция, а точнее, интеллектуальная элита, может влиять на умы, стимулируя рост национального самосознания.

«В политической жизни  общества пресса, - пишет политолог А.А.Чичановский, - играет бинарную роль: она и отображает политику (репродуктивная функция), и творит ее (продуктивная) …национальную политику в том числе и таким образом творят и средства массовой информации, и властные структуры, и все прочие внутренние и внешние исторические и текущие обстоятельства» (Чичановский А.А. Средства массовой информации как фактор этнополитической ситуации. Этнополитический вестник.1995.№2.С.137).

Фокусируя внимание в  освещении межнациональных отношений  лишь на фактах из конфликтных регионов, средства массовой информации фактически невольно разжигают межнациональные страсти. Если к этому добавить не всегда достаточную компетентность и объективность, возможные личные симпатии и приверженности, то вполне реальными становятся искажение, деформация, дезинформация, вызывающая новые витки, в том числе и вооруженного противостояния. Продолжаются, например, попытки в СМИ определенной направленности мобилизовать общественное мнение России на борьбу с «исламским фундаментализмом». Возможно, такая постановка вопроса и отвечает интересам стран, находящихся в конфликте с арабскими и мусульманскими странами, но для Российской Федерации, в частности для Кавказа, такой подход мало приемлем и разрушителен, тем более что критерии различий между исламом как таковым и «исламским фундаментализмом» не определяют (преднамеренно) даже сами авторы подобных публикаций.

Явно негативную роль играют не всегда компетентные, а подчас и подстрекательские, оскорбительные публикации и передачи в СМИ, возбуждающие национал-экстремизм, за которые журналисты не несут никакой ответственности.

Особенно удручает отсутствие реальной правовой возможности  воздействовать на СМИ, которые в  погоне за подписчиком и зрителем в изданиях и программах телевидения  обнародуют лишь сенсационную информацию о безнаказанных преступлениях, тяжелых случаях и последствиях межнациональных столкновений, террористических актов. Нередко подобная информация о совершенных преступлениях без указания на последующее наказание является косвенной пропагандой преступности как способа жизнеобеспечения в условиях безработицы. Жестокая, сплошь негативная информация кодирует поведение, поражает людские души злобой и ненавистью. Гражданский и профессиональный долг журналистов - способствовать межнациональному умиротворению, духовному и нравственному возрождению, укреплению правовых демократических основ государств.

3. Болевые точки  межнациональных  отношений

Сохраняющиеся тенденции  усиления регионального сепаратизма  расширения межэтнических конфликтов, стремление национальных элит к переделу территорий, к большему суверенитету, борьба за власть представляют собой угрозу для территориальной целостности страны и российской государственности вообще. Непосредственными источниками реальных угроз в сфере межнациональных отношений являются: попытки формирования на территории Российской Федерации анклавов по этническому принципу: углубление социально-экономического неравенства различных народов, этнических групп; рост этнических перемещений, миграция беженцев вынужденных переселенцев; массовые нарушения гражданских прав и свобод в отдельных регионах . Регионы острых кризисных ситуаций Наиболее взрывоопасной остается ситуация в зоне Северной Осетии и Ингушетии. При положительной оценке официальными лицами этих республик результатов достигнутого согласия, вместе с тем, выражается опасение, экстремистские силы воспользуются ситуацией и подтолкнут ингушей на стихийное переселение в указанные населенные пункты, негативные последствия которого непредсказуемы. В Северной Осетии состоялись организованные оппозицией митинги экстремистской направленности.

Сессия Верховного Совета Северной Осетии отказалась отменить свое прежнее решение о невозможности  совместного проживания ингушей  и осетин. Распространяемая экстремистами  информация о силовом обеспечении переселения ингушей в места прежнего проживания вновь усиливает взаимную неприязнь. Другой точкой, олицетворяющей острую кризисную ситуацию, до сих пор является Чечня, потенциальные острые кризисные ситуации. К ним, прежде всего, надо отнести напряженную этнополитическую ситуацию, складывающуюся в республике Тыва (Тува). Начиная с 1990 года сепаратистский курс Народного фронта Тувы спровоцировал массовый отъезд русскоязычного населения. Напряженность усиливается действиями организаций бывших заключенных, в частности, массовым захватом освободившихся квартир беженцев. На волне усиления национализма, роста преступности, спада производства Верховный Совет Тувы в ноябре 1993 года принял новую Конституцию, первая статья которой называет Республику суверенным государством в составе России, имеющим право на полное caмooпpeдeлeние путем всенародного референдума. Одновременно (29 ноября) Верховный совет Тувы принял постановление о проведении референдума о пребывании Тувы в Российской Федерации. Учитывая, что Тува была включена в состав СССР только в 1944 году и тувинцы составляют в республике подавляющее большинство (около 65 %) вероятность ее обособления от России в ближайшие годы очень велика Население Тувы является ламаистами монгольского толка и культурно ориентировано на своего прежнего сюзерена - Монгольское государство. Безработица и высокий накал криминогенности способствует росту антирусских выступлений, не получающих отпора со стороны официальных властей. Второй потенциально острой конфликтной зоной является ставший многонациональным Краснодарский край.

Информация о работе Межнациональные конфликты