Муниципальная служба и её связь с государственной службой

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

цель данного исследования определяется как следующая: изучить на основе современного российского законодательства особенности трудовой деятельности муниципальных служащих. Во исполнение данной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:

- рассмотреть правовые основы деятельности муниципальных служащих;

- проанализировать понятие «муниципальная служба» и «муниципальный служащий»

- исследовать взаимосвязь муниципальной и государственной службы;

- рассмотреть особенности труда муниципальных служащих с точки зрения трудового законодательства РФ.
Данная работа построена таким образом, чтобы изложить основы деятельности муниципальной службы и ее взаимосвязь с государственной службой.

При написании работы проанализирован ряд статей в специализированных периодических изданиях, практические комментарии к законодательству.

Нормативно – правовую базу работы составили федеральный закон и статьи из конституции РФ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 51.76 Кб (Скачать)

1.3 Задачи муниципальной службы. 

        Основными задачами муниципальной службы являются:

·  обеспечение наряду с государственной службой прав и свобод человека и

  гражданина  на территории муниципального  образования; 

  · обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного 

  значения;

  ·  подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах 

  полномочий   органов местного самоуправления;

  · защита прав и законных интересов муниципального образования.

С точки  зрения задач, эта служба представлена:

  • в социальном аспекте - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;
  • в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижении целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
  • в правовом - юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

        Муниципальная служба является  сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой  систему правовых норм, регламентирующих  права и обязанности, ограничения,  запреты, стимулирование, ответственность  служащих, порядок возникновения  и прекращения служебных отношений.  В нравственном аспекте – рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует, все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов. 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Взаимосвязь муниципальной  и государственной  службы.

     Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

     Местное самоуправление является одной из форм народовластия  через которое осуществляется выражение власти народа.

       Население осуществляет свое  право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Таким образом, есть все основания говорить о самостоятельной разновидности власти народа, осуществляемой на местном уровне, т.е. о местной или муниципальной власти, которая, будучи публичной, не является государственной властью. Поэтому справедливо определить муниципальную и государственную власти как самостоятельные формы публичной власти.

Государственная власть осуществляется на федеральном  и региональном уровнях, а муниципальная  власть — в городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований

     В ст. 12 Конституции РФ: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Структура этих органов, в соответствии со ст. 131 Конституции РФ, определяется населением самостоятельно. Свое правовое закрепление структура местной власти получает в уставе муниципального образования.

Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления заключаются: народовластие; законность; гласность; выборность представленных органов, их самостоятельность и независимость друг от друга и от общественных объединений; разграничение предметов ведения и полномочий; учет общественного мнения.

 Обратимся  к закону Статья 5. «Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации». Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством:

1) единства  основных квалификационных требований  к должностям муниципальной службы  и должностям государственной  гражданской службы;

2) единства  ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства  требований к подготовке, переподготовке  и повышению квалификации муниципальных  служащих и государственных гражданских  служащих;

4) учета  стажа муниципальной службы при  исчислении стажа государственной  гражданской службы и учета  стажа государственной гражданской  службы при исчислении стажа  муниципальной службы;

5) соотносительности  основных условий оплаты труда  и социальных гарантий муниципальных  служащих и государственных гражданских  служащих;

6) соотносительности  основных условий государственного  пенсионного обеспечения граждан,  проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную  гражданскую службу, а также членов  их семей в случае потери  кормильца.

Таким образом, если смотреть на проблему широко, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. 

 

Глава 3. Принципы муниципальной  службы.

        Принципы муниципальной  службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций органов местного самоуправления, полномочий муниципальных служащих, действующие в системе публичной власти, и в частности, в системе муниципальной службы.

        Принципы муниципальной службы  должны объективно отражать сущность  муниципальной службы, ее наиболее  важные черты, они раскрывают  общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и  другой административной деятельности  муниципальных служащих, закрепляют  их в нормах, входящих в правовой  институт муниципальной службы. Принципы муниципальной службы  устанавливают важнейшие закономерности  в системе организации и функционирования  муниципальной службы. Они обуславливают  значимость, законность, социальную  ценность отношений, возникающих  в системе муниципальной службы. Отсутствие правовых принципов  может повлечь за собой произвол, бюрократизм в худшем смысле  этого слова, неорганизованность, беззаконие, несправедливость.

        Принципы муниципальной службы  – это субъективное понятие.  Они формируются человеком (законодателем), исходя из конкретного правового  опыта и правовой культуры  в стране и базируются на  основных положениях правовой  системы с учетом достигнутого  уровня развития отраслевого  законодательства.

        Каждый в отдельности принцип  муниципальной службы отражает  не все объективные закономерности  деятельности муниципальных служащих, а лишь некоторые из них.  Но все принципы взаимосвязаны,  то есть  соблюдение одних способствует  реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов  отрицательно сказывается на  выполнение остальных принципов. 

В систему  принципов входят уже известные  принципы:

·  принципы Верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами;

·  принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

· принцип равного доступа гражданина к муниципальной службе в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки и другие не менее важные.

· принцип законности;

· самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий;

· гласность в осуществлении МС;

· профессионализм и компетентность;

· подконтрольность и ответственность муниципальных служащих перед населением и государством;

· единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе;

· экономическая, социальная и правовая защищенность муниципальных служащих;

· стабильность кадров МС;

· принцип внепартийности МС. 

 

 

Глава 4. Правовой статус муниципальных  служащих.

4.1 Права и обязанности муниципального служащего.

Федеральным законодательством не устанавливается  отдельный перечень прав и обязанностей муниципальных служащих. Федеральный  закон содержит перечень, некоторые  из которых можно назвать обязанностями  муниципального служащего – например, законом установлено, что муниципальный  служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Также муниципальные служащие (в том числе и граждане при поступлении на муниципальную службу) обязаны ежегодно в соответствии с федеральным законом представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

В соответствии с Федеральным законом о муниципальной  службе (ст.10) полный перечень прав и  обязанностей муниципальных служащих устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным  законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации  – то есть определение прав и  обязанностей муниципального служащего  входит в компетенцию органов  местного самоуправления.

Тем не менее общие права муниципального служащего можно определить исходя из конституционных прав гражданина Российской Федерации и действующего российского законодательства о правах граждан Российской Федерации, в том числе Трудового кодекса РФ.

На практике складывается ситуация, когда субъекты РФ принимают основные законы о муниципальной  службе индивидуально для каждого  субъекта, и в результате получается, что права и обязанности служащих устанавливаются органами государственной  власти субъектов федерации, а не самими муниципальными образованиями  – что явственно противоречит ст.10 ФЗ.

Поэтому вполне логичнее, а наш взгляд, было бы определить и закрепить основу правового статуса муниципального служащего – его права и  обязанности на уровне федерального законодательства, что позволит избежать не только противоречивость нормативных правовых установлений, но и различных проблем в практической деятельности муниципальных служащих.

В свою очередь, местные органы власти субъектов  федерации вправе дополнить основной список прав муниципального служащего  в региональных, местных и внутриорганизационных  нормативно-правовых актах в зависимости  от социальных, экономических и политических условий в каждом конкретном регионе  и муниципальном образовании. При  этом необходимо учитывать и национальные, региональные, местные традиции и  особенности, развитость институтов государства, гражданского общества, демократии и  многое другое.

Собственно, по этому пути и пошли законодатели в проекте федерального закона «О муниципальной службе в РФ», где  в ст.13 перечисляются основные права  муниципального служащего, а в ст.14 – основные обязанности

Муниципальный служащий имеет право на:

1) обеспечение  надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения  должностных обязанностей;

2) ознакомление  с должностным регламентом и  иными документами, определяющими  его права и обязанности по  замещаемой должности муниципальной  службы, критериями оценки эффективности  исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной трудовой деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых,  обеспечиваемый установлением нормальной  продолжительности рабочего времени,  предоставлением выходных дней  и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых  основного и дополнительных отпусков;

4) оплату  труда и другие выплаты в  соответствии с законами, иными  нормативными правовыми актами  и трудовым договором;

5) получение  в установленном порядке информации  и материалов, необходимых для  исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений  о совершенствовании деятельности  органа местного самоуправления;

6) доступ  в установленном порядке к  сведениям, составляющим государственную  тайну, если исполнение должностных  обязанностей связано с использованием  таких сведений;

7) доступ  в установленном порядке в  связи с исполнением должностных  обязанностей в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные  организации;

8) ознакомление  с отзывами об его профессиональной  трудовой деятельности и другими  документами до внесения их  в личное дело муниципального  служащего, материалами личного  дела, а также на приобщение  к личному делу его письменных  объяснений и других документов  и материалов;

9) защиту  сведений о муниципальном служащем;

10) должностной  рост на конкурсной основе;

11) профессиональную  переподготовку, повышение квалификации  и стажировку в порядке, установленном  федеральными законами и законами  автономного округа;

12) членство  в профессиональном союзе;

13) рассмотрение  индивидуальных трудовых споров  в соответствии с настоящим  Законом;

14) проведение  по его заявлению служебной  проверки;

15) защиту  своих прав и законных интересов  на муниципальной службе;

16) иные  права, установленные федеральными  законами.

Муниципальный служащий обязан:

1) соблюдать  Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, устав муниципального образования и иные правовые акты органов местного самоуправления и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять  должностные обязанности в соответствии  с должностным регламентом;

3) исполнять  поручения соответствующих руководителей,  данные в пределах их полномочий, установленных законодательством  Российской Федерации;

4) соблюдать  при исполнении должностных обязанностей  права и законные интересы  граждан и организаций;

5) соблюдать  трудовой распорядок органа местного  самоуправления;

6) поддерживать  уровень квалификации, необходимый  для надлежащего исполнения должностных  обязанностей;

7) не  разглашать сведения, составляющие  государственную и иную охраняемую  федеральным законом тайну, а  также сведения, ставшие ему известными  в связи с исполнением должностных  обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и  здоровья граждан или затрагивающие  их честь и достоинство;

8) беречь  муниципальное имущество, в том  числе предоставленное ему для  исполнения должностных обязанностей;

9) представлять  в установленном порядке предусмотренные  федеральным законом сведения  о себе и членах своей семьи,  а также сведения о полученных  им доходах и принадлежащем  ему на праве собственности  имуществе, являющихся объектами  налогообложения, об обязательствах  имущественного характера (далее  - сведения о доходах, о имуществе  и обязательствах имущественного  характера);

10) сообщать  о выходе из гражданства Российской  Федерации или о приобретении  гражданства другого государства  в день выхода из гражданства  Российской Федерации или в  день приобретения гражданства  другого государства;

11) соблюдать  ограничения, выполнять обязательства,  не нарушать запреты, установленные  федеральными законами, настоящим  Законом и иными законами автономного  округа, уставом муниципального  образования, а также соблюдать  требования к служебному поведению,  установленные федеральными законами, настоящим Законом и иными  законами автономного округа, уставом  муниципального образования, иными  нормативными документами;

12) сообщать  работодателю о личной заинтересованности  при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту  интересов, принимать меры по  предотвращению такого конфликта;

13) соблюдать  иные обязанности, установленные  федеральными законами.

Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения.

В случае исполнения неправомерного поручения  муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут  дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную  ответственность в соответствии с федеральными законами.

Уставом муниципального образования, а также  нормативным правовым актом органов  местного самоуправления могут быть предусмотрены иные права муниципального служащего, не противоречащие федеральным  законам, законам автономного округа, настоящему Закону.

 

Информация о работе Муниципальная служба и её связь с государственной службой