Муниципальная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Данная тема является довольно обширной и по многим вопросам спорной. Вообще, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
I. Муниципальная служба ………………………………………………………. 5
1. Понятие муниципальной службы …………………………………….. 5
2. Задачи муниципальной службы ………………………………………. 6
3. Функции муниципальной службы ……………………………………. 6
4. Правовые источники муниципальной службы ……………………... 7
II. Особенности муниципальной службы ……………………………………… 8
III. Принципы муниципальной службы, их значение ………………………… 9
IV. Правовые основы муниципального служащего …………………………. 10
1. Сходства и отличия муниципального и государственного служащего
10
2. Конституционно-правовой статус муниципального служащего …. 11
V. Институт муниципальной службы ………………………………………… 12
1. Понятие и структура института муниципальной службы ………… 12
2. Муниципальная служба в историческом аспекте …………………. 12
3. Реформа муниципальной службы …………………………………... 13
VI. Должностное лицо …………………………………………………………. 14
1. Понятие должностного лица ………………………………………… 14
2. Правовой статус должностного лица ……………………………….. 15
VII. Служебное право …………………………………………………………. 16
1. Институт аттестации муниципальных служащих …………………. 16
Заключение ……………………………………………………………………... 19
Список использованной литературы …………………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

Муниципальная служба.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

VI.             Должностное лицо

 

1. Понятие должностного лица.

 

Разрабатываемое в настоящее время законодательство о местном самоуправлении определяет и использует понятие “должностное лицо”. Федеральный Закон от 12 августа 1995 года “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в ст. 1 устанавливает два понятия[4]:

1. Должностным лицом местного самоуправления является

выборное либо работающее по контракту (трудовому договору), лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Должностные лица несут повышенную правовую ответственность, так как они заметно выделяются из состава служащих объемом и характером своих должностных обязанностей; от них требуется профессиональное и внимательное решение важнейших практических вопросов. Поэтому законодательство и устанавливает повышенную юридическую (уголовную или административную) ответственность за неисполнение либо

ненадлежащее исполнение должностными лицами своих служебных обязанностей.

          Должностное лицо реализует властные полномочия, выполняя волю общества, удовлетворяя общественные интересы. Реализуя свой личный потенциал, должностное лицо призвано решать возложенные на него задачи, поскольку является в служебном правоотношении стороной, обязанной служить как публичной власти, так субъектам частного права. Должностное лицо имеет права, обязанности, ограничения и запреты по службе. Оно может применять меры принуждения. Оно реализует полномочия по наложению дисциплинарных взысканий. Должностное лицо может разрабатывать и принимать управленческие решения. Оно осуществляет контрольно-надзорные полномочия.

 

2. Правовой статус должностного лица

 

Важным предметом исследования является вопрос о правовом статусе должностного лица. Так, О.В. Смирнов выделяет в качестве таких фактов трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. Л.А. Сергиенко в качестве составляющих правового статуса работника называет его права, обязанности и ответственность, обусловленные занимаемой должностью. В.М. Манохин включает в статус служащего задачи по должности, основные функции служащего, права и обязанности, правовые формы деятельности служащего, порядок взаимоотношений по должности. А.П. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовое положение должностного лица: правосубъектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность.

Функции должностного лица – главные направления практического воздействия при выполнении задач по должности и реализации установленных в нормативных актах полномочий. Функции характеризуют предметную направленность деятельности и определяют компетенцию должностного лица.

Права и обязанности – это центральные элементы статуса, характеризующие юридическое состояние должностного лица; они определяют границы должного и возможного поведения и действий

должностного лица; выражаются в совершении определенных действий и соблюдении запретов и ограничений по службе. Неотъемлемым элементом правового статуса должностного лица является ответственность, предпологающая создание обстановки взаимной требовательности, организованности, а также выполнения условий служебной дисциплины. Иными словами, служебная дисциплина означает соблюдение должностными лицами установленных законодательством Российской Федерации правил и порядка при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий. Ответственность характеризуется наличием: объктивных требований к должностному лицу и субъективного отношения к этим требованиям.

Должностных лиц можно классифицировать:

1.                  По объему служебных полномочий на:

o                      должностных лиц, которые имеют полномочия внутриорганизационного характера

o                      должностных лиц, которые имеют полномочия публичного характера, то есть должностные лица органов местного самоуправления (главы администраций и руководители структурных подразделений администрации)

2.                  По признаку исполняемой роли в осуществлении управленческих функций на: руководителей и специалистов, уполномоченных совершать действия, которые влекут правовые последствия для других субъектов права.

3.                  По видам деятельности на:

o                      должностных лиц органов представительной власти (органов местного самоуправления)

o                      должностных лиц органов исполнительной власти (глава администрации, его заместители, руководители структурных подразделений администрации и т.д.)

o                      должностных лиц аппарата городского (районного) народного суда; служащих муниципальных хозяйственных субъектов и т.д.

 

VII.           Служебное право

 

1. Институт аттестации муниципальных служащих

 

Аттестация служащих имеет важнейшее значение практической деятельности служащих. Совершенствование прохождения муниципальной службы невозможно без периодической аттестации служащих. Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия предъявляемых требованиям к службе занимаемой должности муниципальной службы. А также для решения вопросов о присвоении муниципальному служащему квалификационного разряда. Аттестация решает и другие задачи, связанные с соблюдением принципов муниципальной службы; выявление потенциальных возможностей муниципального служащего с целью повышения его по службе; поддержание стабильности муниципальной службы и т.д. Данные задачи являются общими.

Аттестацию можно характеризовать как общую и персональную, очередную, внеочередную. Иногда проводятся аттестации для достижения весьма конкретной цели и решения четко поставленной задачи.

Продвижение по муниципальной службе осуществляется путем назначения на высшую должность, объявления конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы, а также присвоения более высокого квалификационного разряда (классного чина). Право на продвижение по муниципальной службе реализуется при условии успешного и добросовестного выполнения муниципальным служащим своих обязанностей.

Аттестация служащих является правовым средством расширения демократических начал в кадровой политике и в управлении муниципальной службой, средством обеспечения формирования и реализации целенаправленной и предсказуемой кадровой политики в органах местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих выполняет определенные функции: функцию оценки, контроля, политическую функцию, информирования и т.д.

Содержание и сущность аттестации раскрывается в принципах аттестации. Они вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится

на следующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.

Механизм аттестации представляет собой способ организации и осуществления аттестационной деятельности, содействующий реализации функций аттестации, достижению ее эффективного воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.      Механизм аттестации муниципальных служащих является комплексным организационным образованием и состоит из следующих четырех элементов:

1.                  Субъект аттестации

2.                  Объект аттестации

3.                  Непосредственная деятельность по оценке и контролю за работой служащих

4.                  Правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации

Право – важнейший компонент механизма аттестации, придающий ей государственно-правовую значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность. Правовая регламентация аттестации муниципальных служащих осуществляется с помощью системы нормативных актов, решений по этим вопросам органов местного самоуправления.

Следует отметить, что в отдельных органах могут проводиться персональные аттестации муниципальных служащих с целью представления их к присвоению специального звания, классного чина. Особенность таких аттестаций состоит в том, что они проводятся только в отношении отдельных служащих и связаны с подготовкой важных для конкретного служащего решения. Такая аттестация является фактором изменения реального правового статуса муниципального служащего.

Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

Дисциплинарное законодательство и защита муниципальных служащих

Особой проблемой является создание объемного дисциплинарного законодательства для муниципальных служащих и принятия дисциплинарного кодекса, который бы регулировал отношения в сфере дисциплинарного правонарушения, принуждения, ответственности и производства. Дисциплинарное законодательство активно изменяется уже с

1991 года. Но во всех принятых положениях о дисциплине речь идет о

совершенно сходных категориях: о дисциплинарных проступках, видах дисциплинарного взыскания и процедуре наложения этих взысканий на служащих. Поэтому и целесообразно урегулировать данные вопросы однозначно и в едином новом нормативном акте – Дисциплинарном законе, который ляжет в основу дисциплинарного законодательства; последнее, в свою очередь, станет частью служебного права, частью законодательства о муниципальной службе. В Дисциплинарном кодексе можно было бы установить правило, в соответствии с которым служащие привлекались бы к дисциплинарной ответственности за нарушение принципов муниципальной службы, то есть нарушение норм, ограничивающих политические права и свободы служащих. Правовое положение муниципальных служащих может быть изменено только при наличии условий или правовых форм, которые определены в законе о правовом положении муниципальных служащих. В случае нарушения права муниципальной службы служащие имеют право подготовить, и направит жалобу вышестоящему руководителю для соответствующего рассмотрения. При этом муниципальный служащий обязан соблюдать служебный порядок рассмотрения жалобы. В данном случае его жалоба может быть рассмотрена вышестоящим руководителем вплоть до самого высшего начальника. Жалоба может быть направлена и против действий лица, являющегося непосредственным руководителем этого служащего.

Целесообразно в законодательстве установить порядок рассмотрения жалоб муниципальных служащих. Кроме административного порядка рассмотрения жалобы возможен и судебный порядок обжалования действий руководителей муниципального служащего.

 

 

Заключение

 

В данном докладе рассмотрены наиболее важные аспекты муниципальной службы.

Муниципальная служба - одна из ветвей местного самоуправления.

Для нормального функционирования демократического государства необходимо наличие эффективного местного самоуправления. Европейская Хартия о местном самоуправлении трактует, что "органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя". Оно признано и гарантировано «Основным законом нашего государства».

Местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, формирует мобильную систему управления, достаточно приспособленную к местным территориальным или этническим особенностям, способствует процессу развития гражданских инициатив.

Между тем местное самоуправление несовместимо с принципом назначения. У сильного местного самоуправления есть еще одна положительная сторона: оно позволит уменьшить количество чиновников на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, повсеместное введение системы власти, основанной на самоуправлении может решить кадровую проблему.

Итак, существует две основные точки зрения касаемые вопроса о разграничении муниципальной службы и государственной. И принципиально трудно однозначно склониться к тому или иному подходу и взгляду. Вероятно, что сейчас реформирование местного самоуправления и института муниципальной службы находятся на той стадии развития, когда еще трудно сделать существенные выводы, тем более итоги. И дело, наверное, все в том, что не из чего выбрать и совершенствовать. В изучаемой литературе мне встретился всего один пример Воронежской области, а это мало.

Существует еще одна проблема. Это кадровая проблема, которая встает при создании органов местного самоуправления. В органах исполнительной власти работает колоссальное количество служащих, назначенных уполномоченными субъектами на соответствующие должности. Число же избранных населением мэров городов незначительно. Между тем местное самоуправление несовместимо с принципом назначения. У сильного местного самоуправления есть еще одна положительная сторона: оно позволит уменьшить количество чиновников на федеральном и региональном

уровнях. Таким образом, повсеместное введение системы власти, основанной на самоуправлении, может решить кадровую проблему.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Барабашев Г. В. Местное самоуправление. – М., 2006

2.      Бондарь Н. С. Зинченко С. А. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности. – Государство и право. 2003, №3

3.      Вертикаль  власти. Региональная и национальная политика, принципы местного самоуправления Российской Федерации. – М., 2006

4.      Вобленко С. О. О правовых и политических аспектах процедуры регистрации и вступления в силу Устава муниципального образования. – Городское управление, 2007, №4

5.      Писарев А. Н. Муниципальное право Российской Федерации. – М., 2007

6.      Фадеев В. И. Муниципальная служба в Российской Федерации. / Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования. М., 2003

 

19

 

Информация о работе Муниципальная служба