Муниципальное образование как объект управления: понятие, характеристика, особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и является важной формой народовластия в РФ.
Местное самоуправление начало формироваться с принятия земской и городской реформы Александра II и получило значительное развитие во второй половине XIX века.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «муниципальное образование», основные полномочия муниципального образования 4
2. Общие характеристики и особенности муниципального образования 10
3. Правовая основа местного самоуправления в России 14
4. Органы управления муниципальным образованием 18
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

муниципальное образование.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено  решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

- формирование муниципальных  правовых актов и создании финансово-экономической основы муниципального образования;

- жизнеобеспечение городского  округа.

К первой группе местного значения относятся:

  1. Принятие и изменение устава;
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  3. Формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  4. Установление местных налогов и сборов;
  5. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  6. Регулирование планировки и застройки территорий, контроль над использованием земель и др.

Вопросы второй группы в  свою очередь можно разбить на две группы. Первая группа предполагает полную ответственность органов  местного самоуправления за решение  и полное или частичное финансирование:

  1. Содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  2. Содержания муниципальных учреждений социальной сферы;
  3. Содержания муниципальных систем энерго -, газо -, тепло -, водоснабжения и канализации, снабжения топливом;
  4. Содержания дорог, благоустройство, вывоз мусора и озеленение;
  5. Утилизации и переработки бытовых отходов;
  6. Организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  7. Организации транспортного обслуживания;
  8. Организации муниципальной информационной службы;
  9. Обеспечения противопожарной безопасности.

Вторая группа предполагает осуществление соответствующих  функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложения на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение следующих вопросов:

  1. Жилищное и социально-культурное строительство;
  2. Обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  3. Деятельность средств массовой информации;
  4. Содействие занятости населения.

Таким образом можно сделать вывод, что основной деятельностью органов местного самоуправления является решение вопросов по удовлетворению бытовых, социальных, образовательных, медицинских и иных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

4. Органы управления муниципальным  образованием

 

Органы местного самоуправления являются основным звеном системы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся:

  1. Представительные органы местного самоуправления;
  2. Главы муниципальных образований;
  3. Иные органы и должностные лица.

Представительный орган  местного самоуправления состоит из депутатов, избираемый на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Его  численный состав и срок полномочий депутатов определяется уставом  муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации  о местном самоуправлении. Депутаты представительных органов местного самоуправления не обладают депутатской  неприкосновенностью и осуществляют свою депутатскую деятельность без  отзыва от основного места работы.

К полномочиям представительных органов относится:

1. принятие общеобязательных  правил по предметам ведения  муниципального образования, в  т.ч. Устава муниципального образования;

2. утверждение местного  бюджета и отчёта о его исполнении, принятие планов и программ  развития муниципального образования;

3. установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью;

4. контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации.

Уставом муниципального образования  может быть предусмотрена должность  главы муниципального образования  – выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению  местного самоуправления на территории муниципального образования. Главы  муниципальных образований избираются гражданами на срок от двух до четырёх  лет. Полномочия глав муниципальных  образований определяются уставами муниципальных образований. К их компетенции, как правило, относится  назначение и смещение должностных  лиц администрации муниципального образования, организация работы по исполнению местного бюджета, планов и  программ социально-экономического развития, оперативное управление муниципальной  собственностью, выполнение представительных функций и др.

Органы местного самоуправления, не входят в систему органов государственной  власти, наделены правом осуществлять властные действия нормоустановительного и распорядительного характера в решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления включают:

  1. «собственные» полномочия, т.е. полномочия, закреплённые за органами местного самоуправления федеральной Конституцией, законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации;
  2. Отдельные государственные полномочия, которые в соответствии с законом могут передаваться органами государственной власти органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться передачей для их осуществления соответствующих материальных и финансовых средств.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых  разнообразных сферах хозяйственной  деятельности, социально-культурного  строительства и в области  охраны общественного порядка.

Основные полномочия органов  местной власти муниципального образования:

  1. Выступать в качестве юридического лица и в связи с этим заключать договоры и контракты, приобретать и отчуждать имущество, выступать в качестве истца и отвечать в суде, совершать другие юридически значимые действия;
  2. Распоряжаться муниципальным имуществом, т.е. устанавливать арендную плату за пользование муниципальной собственностью, устанавливать перечень неотчуждаемых объектов и т.д.;
  3. Управлять муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
  4. Устанавливать местные налоги и сборы;
  5. Распоряжаться муниципальными финансами;
  6. Принимать общеобязательные нормативные правовые акты (постановления, распоряжения).

Таким образом, представительные органы местного самоуправления принимают  наиболее значимые для муниципальных  образований решения.

Полномочия и сроки  полномочий местной власти системы  управления определяются в каждом муниципальном  образовании самостоятельно.

Кроме собственных полномочий по решению вопросов местного значения органы местной власти иногда наделяются отдельными государственными полномочиями, определяемыми федеральным законодательством или законами субъектов Федерации. К ним относятся охрана окружающей среды, здравоохранение, социальное обеспечение, культуры и др.

 

Заключение

 

Местное самоуправление занимает особое место в механизме управления обществом и государством. Органы местного самоуправления самостоятельны и независимы, осуществляют власть на местах, ведают особым объектом управления - вопросами местного значения, имеет особый субъект - это население. Местное самоуправление основано на ряде принципов, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральных законах. Принципы самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, закрепленные в нормах права. Так же было раскрыто определение муниципального образования – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствие с определением, в  работе была рассмотрена классификация муниципальных образований, в соответствии с ФЗ №131. А также основные признаки муниципального образования. Еще раз подчеркнем их:

1.Экономическая самодостаточность  территории

2. Особое место территории в  системе общественного разделения  труда

3. Значительная доля активного  населения

4. Заинтересованность региональной  власти

Также были выделены виды муниципальных  образований: городские поселения, городские округа, сельские поселения.

Осуществление местное самоуправление происходит, опираясь на определенные правовые акты, наиважнейшими из которых  в нашей стране являются: Европейская  хартия местного самоуправления, Конституция  РФ, ФЗ № 131, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации.

За последнее время было предпринято  очень много шагов на пути совершенствования системы местного самоуправления. Самым важным из них является принятие ФЗ №131. При его осуществлении, как мы проследили, возникли определенные проблемы. В частности: межбюджетные отношения, разграничение имущества и формирование муниципальной собственности, еще один болезненный вопрос реформы касается коммунального хозяйства. Коммунальные фонды России устарели: степень износа достигает 70%. Так же важней шей проблемой является то, что на муниципальном уровне зачастую нет кадров, готовых выполнить данную работу.

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
  2. Александрова А. Неравномерность развития муниципальных образований//Вопросы экономики. – 2005. - №8
  3. Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления/Под общ.ред. А. И. Гомолы. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2005. – (Профессиональное образование)
  4. Зотов В.Б., Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
  5. Иванов А. Формирование системы сбалансированных показателей муниципального образования как инструмент реализации стратегии территориального развития//Экономические науки. – 2006. - №11
  6. Иванова В.Н. Технологии муниципального управления: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003
  7. Илларионов А. Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований//Рынок ценных бумаг. – 2007. - №1

 

Приложение 1

 

Система муниципального образования в Российской Федерации

 

 


Информация о работе Муниципальное образование как объект управления: понятие, характеристика, особенности