Муниципальные системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:14, лекция

Описание работы

Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в средние века. К XIX веку сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления: англосаксонская, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий ( выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству); французская (континентальная), допускающая контроль центральной властью через специально назначаемых представителей или в других формах; германская (смешанная), при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

Работа содержит 1 файл

Лекция 8.doc

— 35.50 Кб (Скачать)

Лекция 8. Муниципальные системы  зарубежных стран

 

 

      Местное самоуправление начало развиваться  в Европе еще в средние века. К XIX веку сложились и поныне существуют три основные системы местного самоуправления: англосаксонская, при которой исключаются  какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий ( выход за эти пределы позволяет вмешиваться правительству); французская (континентальная), допускающая контроль центральной властью через специально назначаемых представителей или в других формах; германская (смешанная), при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно и под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.  

8.1. Англосаксонская  муниципальная система

      Исторически сложилась первой, основными характеристиками ее являются:

          ü    отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти;

          ü    основной единицей местного самоуправления являются приходы (общины), на территории которых проживает от 500 до 30 тыс. человек;

          ü    система местного самоуправления включает представительные органы – советы, которые избираются населением в ходе всеобщих прямых выборов сроком на 4 года. Из числа советников избирается председатель. Исполнительно-распорядительные органы формируются советом и подотчетны ему;

          ü    основными направлениями деятельности органов местного самоуправления являются управление полицией, пожарными и дорожными службами, музеями, социальными службами.

      В США сформировались две основные разновидности муниципальных систем:

      а) “мэр-совет” или “совет-мэр”, в  зависимости от того, каким образом  избирается мэр: при всеобщем избрании мэра обеспечивается его доминирование во взаимоотношениях с советом, в случае выбора мэра советом из своего состава, последний приобретает приоритет в решении основных вопросов; мэр является главным должностным лицом города и обладает значительными полномочиями, формирует администрацию, составляет местный бюджет;

      б) “совет-менеджер”. При этой системе  население избирает совет, который, в свою очередь, из своего состава  избирает председателя – мэра и  назначает главу исполнительно-распорядительного  органа – менеджера. Менеджер работает по контракту, в котором регламентируются взаимоотношения, обязательства сторон. Ему предоставляются достаточные полномочия в формировании администрации, определении основных направлений, составлении и исполнении местного бюджета.

      Наряду  с этими встречается и особая комиссионная система. В небольших городах население избирает комиссию в составе 3-7 человек, которые выполняют одновременно полномочия как представительного, так и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. 

8.2. Французская (континентальная) муниципальная система

      Основой местного самоуправления во Франции  являются коммуны, которых насчитывается  более 36 тысяч. 90% коммун имеют менее 2000 жителей. Население избирает муниципальный  совет сроком на 6 лет. В компетенцию  совета входит все за исключением полномочий мэра. Решения совета, принятые в пределах его компетенции, приобретают обязательную силу при условии, что они переданы представителю государства в департаменте и опубликованы.

      Муниципальный совет избирает мэра. Он является председателем коммуны, готовит сессии совета и исполняет его решения, управляет имуществом коммуны, исполняет акты администрации и имеет право подписания договоров. Как глава администрации, он назначает служащих на вакантные места. Он по положению председательствует в административных комиссиях или административном совете коммунальных учреждений ( в больницах, приютах, бюро социальной помощи, кассах взаимопомощи, учебных заведениях). Он уполномочен обеспечивать правопорядок, безопасность, спокойствие и общественное благо и принимать в связи с этим необходимые решения, включая санкции на арест.

      Мэр является одновременно с этим и уполномоченным государства и в этом качестве занимается такими гражданскими делами, как: регистрация браков, рождения, смерти, подтверждает отцовство и  материнство, регистрирует все гражданские акты, относящиеся к компетенции мэрии. Мэр, как и его заместители, является должностным лицом судебной полиции и в этом качестве констатирует нарушения уголовного законодательства, собирает доказательства, осуществляет оперативно-розыскные действия и передает соответствующие материалы в органы правосудия.

      На  мэра возложена обязанность по организации  выборов, как председателя избирательной  комиссии. Он контролирует соблюдение законодательства об образовании. Мэр  ведет учет призывников для прохождения службы.

      Наряду  с коммунами, местное самоуправление во Франции действует также на уровне департаментов и регионов. Население департаментов избирают Генеральный совет в составе 13-70 человек, который из своего состава  избирает председателя и членов бюро для осуществления текущей работы. В компетенции Генерального совета находятся – обсуждение и решение таких вопросов, как финансовая поддержка коммун для их оснащения и обеспечения, разработка программ по созданию инфраструктуры в рамках департамента (дороги, электричество, транспорта, спортивная, культурная деятельность и др.).

      Региональный  совет избирается прямым голосованием сроком на 6 лет. Его основной задачей  является координация усилий по экономическому, социальному, медицинскому, культурному и научному развитию региона. 

8.3. Коммунальное самоуправление  в Германии

      Самоуправление, согласно современной германской доктрине, означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Государство делегирует часть  своих функций органам самоуправления.

      Статус  общин в Германии характеризуют  следующие положения:

          ü    община выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

          ü    община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава, который не должен противоречить закону;

          ü    община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами.

      Выделяют  четыре основных типа организационного устройства общин: а) магистратный; б) бургомистерский; в) северогерманский; г) южно-германский.

      При магистратной форме организации  местного самоуправления исполнительная власть в общине осуществляется магистратом – коллегиальным органом. Магистрат состоит из бургомистра (председателя) и его  заместителей. Бургомистр в магистрате занимает положение “первого среди равных”. Члены магистрата избираются представительным органом общины.

      Бургомистерская форма предполагает, что бургомистр является председателем представительного органа общины и городской Управы – органа управления.

      Северогерманский  вариант характерен тем, что в  представительном органе общины председательствует бургомистр, избираемый представительным органом. Кроме того, избирается также городской голова (городской директор), к полномочиям которого относится решение текущих вопросов местного управления.

      В южно-германском варианте характерно то, что наряду с органом представительной власти в качестве главного органа общины рассматривается также обербургомистр, который избирается гражданами. Обербургомистр отвечает за решение текущих вопросов местного управления и председательствует на заседаниях представительного органа общины.

Информация о работе Муниципальные системы зарубежных стран