Надзор за органами местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Во всем мире свои полномочия органы местного самоуправления (далее по тексту - ОМС) осуществляют под контролем центральных властей, являющимся важным функциональным элементом деятельности государственного механизма. Существуют две «классические» концепции взаимоотношений центральных и местных властей: «модель партнерства» и «агентская модель». Первая из них ассоциируется преимущественно с такими странами, как США, Швейцария,

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления зарубежом.
2. Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления Российской Федерации
3.ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

муниципальное.doc

— 176.00 Кб (Скачать)
В соответствии с Федеральным конституционным  законом «Об уполномоченном по правами  человека в РФ» от 26 февраля 1997г., уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном, либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалоба должна быть подана уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан со стороны органов местного самоуправления, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

При рассмотрении жалобы уполномоченный обязан предоставить органу МС или должностному лицу, чьи  решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Уполномоченный  обязан направить органу МС или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение  прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод. По результатам рассмотрения жалоб уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) органа МС или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

3.ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Политический контроль

Политический  контроль за деятельностью органов местной власти осуществляют вышестоящие органы государственной власти. Депутаты представительного органа муниципального образования также могут осуществлять контроль деятельности местной администрации и влиять на эффективность, оперативность и законность. При всенародном волеизъявлении оценку результатов деятельности местных властей выносит непосредственно население муниципального образования. Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.

Административный контроль

Особенностью  административного контроля является то, что это контроль внутри самой  административной системы. Существуют различные формы административного контроля. Руководители административного аппарата обязаны осуществлять надзор за действиями подчиненных на предмет законности действий, их необходимости, целесообразности и эффективности. Данная форма административного контроля включает в себя право отдавать приказы, распоряжения, предписания, право изменять или отменять решения, принятые подчиненными. Контроль вышестоящих руководителей обычно дополняется деятельностью специальных внутренних надзорных органов — инспекций.

В системе  территориальных органов государственной  власти существует специальная система  надзора вышестоящих органов власти за деятельностью нижестоящих.

Правовой  надзор законности деятельности внутрирайонных муниципальных образований, их союзов и целевых объединений от имени  государства может осуществлять глава муниципального образования  района. В этом случае вышестоящим органом государственного специального надзора деятельности указанных муниципальных образований, союзов и целевых объединений муниципальных образований является соответствующий исполнительный орган субъекта Российской Федерации, а высшим — высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации. Если участники союзов и целевых объединений муниципальных образований входят в состав различных районов, то правовой надзор их деятельности осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации.

Правовой  надзор деятельности районов и муниципальных  образований районного значения, муниципальных образований, особенности организации местного самоуправления в которых устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, осуществляется органом юстиции субъекта Российской Федерации.

Органами  государственного специального надзора  в конкретных областях возложенной сферы деятельности муниципальных образований, а также их союзов и целевых объединений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями в законодательном порядке. Вышестоящим и высшим органом государственного специального надзора деятельности муниципальных образований, союзов и целевых объединений муниципальных образований является высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

Органы  государственного специального надзора  осуществляют надзорную деятельность исключительно в сфере возложенных задач муниципальных образований. В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:

— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных задач органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления;

— при  невыполнении возложенных задач  муниципальных образований или их обязательств орган государственного специального надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления к принятию необходимых мер;

— издавать и направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);

— вносить  в случаях, если органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного специального надзора, представления в органы государственного правового надзора.

Органы  государственного специального надзора  не имеют права на вмешательство в дела местного сообщества за пределами их компетенции. Они также не вправе отдавать органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления распоряжения по решению местных задач.

Орган государственного правового надзора  по собственной инициативе или по представлению органов государственного специального надзора обязан опротестовать противоправные решения местных властей, решения органов управления союзов и целевых объединений муниципальных образований и требовать их отмены или изменения. При невыполнении собственных обязательных задач и возложенных задач муниципальных образований или обязательств, при нарушении в выполнении уставных задач союзов и целевых объединений муниципальных объединений орган государственного правового надзора обязан призвать органы местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, органы управления союзов и целевых объединений муниципальных образований к принятию необходимых мер.

Местное   самоуправление   может   подавать   административно-судебной власти жалобы на решения исполнительных органов государственной власти, принятые хотя и на основании законов, но повлекшие за собой нарушение права на самоуправление. В этом случае проводится проверка конституционности законов. Если судебный орган при рассмотрении дела в любой инстанции пришел к выводу о несоответствии закона, примененного в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, то он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Инициатива  административного контроля необязательно должна исходить от административных органов. Подвергшиеся дискриминации со стороны действий местной власти физические или юридические лица могут обратиться к административному руководству соответствующего органа местной власти с жалобой на действия местных органов власти, просьбой принять меры к отмене или изменению решения, наносящего ущерб.

В отдельных  случаях в целях гласности  и объективности рассмотрения конфликтов между местными органами власти и населением может передаваться административной комиссии — автономному коллегиальному органу местной власти. Такая форма предоставляет участникам конфликта более полную гарантию объективного рассмотрения их дела.

Судебный контроль

Судебный  контроль носит дополнительный характер по отношению к административному контролю. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок, от несправедливых решений административных органов. Особенность судебного контроля заключается в том, что процедура судебного контроля возбуждается лицом, пострадавшим от незаконных, по его мнению, действий местных властей. Судебный контроль в сопоставлении с другими видами контроля носит значительно более узкий характер, так как строится исключительно на правовых аргументах. Судебный контроль является более формализованным, чем другие виды контроля, подробность процессуальных норм гарантирует беспристрастность и эффективность судебного контроля, хотя их соблюдение дорогостояще и существенно замедляет контроль. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля. Судебная форма контроля действий местных властей является самой объективной, но в то же время самой медленной и дорогостоящей. Поэтому судебный контроль нецелесообразно использовать в качестве основного средства контроля.

Публичный контроль

Для осуществления  реального и эффективного контроля необходимо, чтобы соответствующие органы и заинтересованные лица могли легко заметить и установить незаконные или наносящие ущерб действия местных властей. Также важно, чтобы каждый мог увидеть факты неправильных действий, их причины, мотивы, цели, преследуемые представителями местных властей. Таким образом, эффективность любой системы административного контроля основывается не только на наличии определенных органов и методов контроля, но и на максимально доступном и ясном понимании гражданами и организациями действий администрации. Общественные интересы будут обеспечены наилучшим образом в том случае, если население будет иметь доступ к максимально большему объему информации. Поэтому к числу всех форм контроля административной деятельности необходимо отнести информацию о внутреннем процессе функционирования местной власти, то есть гласность ее работы.

Важным  средством обеспечения публичного контроля является опубликование актов местного самоуправления. Это позволяет заинтересованным физическим и юридическим лицам получить необходимую им информацию, которой их часто пытаются лишить. Информированность общественности создает предпосылки к тому, что если решение местных органов власти противоречит интересам населения, носит незаконный характер, то такое решение будет обжаловано с помощью средств судебного, административного или политического контроля. Для того, чтобы мотивы того или иного решения местных властей не вызывали двусмысленного толкования, все нормативные акты, кроме нерегламентирующих актов, а также актов, не содержащих неблагоприятные последствия для отдельных лиц, должны содержать письменное обоснование. Обоснование должно быть достаточно четко сформулировано, чтобы заинтересованные лица могли легко понять мотивы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.

Ответственность органов местного самоуправления перед  населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

Ответственность перед государством наступает в  случае нарушения ими Конституции  Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Ответственность органов местного самоуправления перед  физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления - это неблагоприятные  правовые последствия за принятые ими  противоправные акты, за совершенные неправомерные действия или ненадлежащее исполнение своих полномочий. Институт ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления служит важнейшим средством контроля со стороны населения и государства за деятельностью выборных и иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Список  использованных источников и литературы

1. Конституция  Российской Федерации от 12.12. 1993 // "Российская газета" - 1993 - №  237 - 25 дек

2. Европейская  Хартия местного самоуправления (Принята в г. Страсбурге 15.10.1985) // Бюллетень международных договоров. 1998. N 11. С. 42 - 55.

3. Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ 17.06.1996, №  25, ст. 2954

4. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации  // "Российская газета" от 22 декабря 2001 г., № 249

5. Гражданский  кодекс Российской Федерации  (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред.  от 23.12.2003)// "Собрание законодательства  РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410,

6. Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.05.2004)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001,

7. Федеральный  закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 02.01.2000) «О прокуратуре Российской Федерации» // "Российская газета", N 229, 25.11.1995.

8. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.08.1995) // "Собрание законодательства РФ", 28.08.1995, N 35, ст. 3506

9. Федеральный  закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 19.06.2004) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822

10. Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. «Об  общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 1999, N 42, ст. 5005

11. Указ  Президента РФ от 13 мая 2000 г.  № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»//Собрание законодательства РФ", 15.05.2000, N 20, ст. 2112

12. Закон  Омской области, от 14.12.1995 N 37-ОЗ "О  местном самоуправлении в Омской  области"// "Ведомости Законодательного  Собрания Омской области", N 6, 1995

13. Решение  Омского городского Совета от 20.09.95 N 92 «Об уставе города Омска» // "Бюллетень Омского городского  Совета", N 2, 1995

14. "Комментарий  к Конституции Российской Федерации" (под ред. Л.А. Окунькова) -М.: Издательство  БЕК, 1996 с. 284

15. Андреева  И.А. Реформа местных органов  власти и территориального самоуправления  в Польше (1990 г.). //Реформы местного  самоуправления в странах Западной  Европы. М., 1993.

16. Бессарабов  В. Прокуратура и органы местного  самоуправления // "Законность" № 5, 2001

17. Васильев  В.И. "Местное самоуправление: закон  четвертый"// "Журнал российского  права", N 1, 2004

18. Винокуров  А. Проверки законности правовых  актов органов местного самоуправления.// "Законность" № 9, 1998 г.

19. Глущенко  П.П., Пылин В.В. Муниципальное право /2-е изд. - СПб.: Питер, 2005 (Серия «Краткий курс»)

20. Кнемайер  Ф.Л. Организация местного самоуправления  в Баварии (основные структуры,  особенности, недостатки) // Государство  и право. М. 1995, № 4.

21. Кутафин  О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 1997.

22. Модин  Н. Ответственность органов местного  самоуправления за неправомерные  действия. // "Российская юстиция"  № 1, 2000 г. 

23. Постовой  И.В. Муниципальное право России: Учебник. 2-е издание. - М.: Юриспруденция  2000

24. Усанов  В.Е, Хмелевский С.В. Конституционное  (государственное) право Российской  Федерации: Учебник - М.: ПЕР СЭ, 2000

25. Чеботарев  Г.Н. Развитие конституционных  основ местного самоуправления  в Российской Федерации: Учебное  пособие. Тюмень, 1995.

26. Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.: Издательская группа ФОРУМ- ИНФРА-М, 1998

27. Шалумов  М. Судебный контроль и прокурорский  надзор: не междоусобица, а Взаимодействие // "Российская юстиция" №  4, 2001 г.

   

 

Информация о работе Надзор за органами местного самоуправления